ГЛАВНАЯ   НОВОСТИ   РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ   ПРИХОДСКАЯ ГАЗЕТА   КОНТАКТЫ   КАРТА САЙТА

Изречения о монашестве

 

Отче, почему ты позволяешь всем мирским новостям проникать в монастырь, – спросил авву Арсения молодой монах. – Это лучший способ, чтобы у братьев не возникало желания туда возвращаться, – ответил Арсений.

 

Противодействовать и бороться с людьми, причиняю­щими зло, не надо, не только делом или словом, но даже в помыслах своих. Иначе бесы будут побеждать. За таких людей надо молиться. Тогда Господь поможет и бесы от­ступят... Монах должен к смерти готовиться, поэтому надо всегда думать о том, чтобы встретить смерть в мире со всеми. Миряне этого не знают, поэтому и не придают значения немирствию.

Преподобный Никон Оптинский

 

Монашество произошло от желания жить в точности по евангельскому учению. Потому что среди молвы город­ской и в заботах житейских представляется большое неудоб­ство жить в точности по евангельскому учению, хотя и все обязаны исполнять оное. Монахи от мирян различаются тем, что последним дозволена жизнь в супружестве, а пер­вые избирают жизнь (безбрачную) безсупружную. И ты хотя живешь только при монастыре, а все-таки избрала жизнь безсупружную. Почаще читай Евангелие от Матфея 5 от начала 5-й главы до конца 10-й и старайся жить по сказанному там. Тогда и найдешь порядок в своей жизни, и стяжешь успокоение души твоей.

Преподобный Амвросий Оптинский

 

Когда человеколюбивый и благий Бог пошлет луч божественной Своей благодати в сердце грешника, тот сразу поднимается, ища духовников для исповедания совершенных им злых дел. Ищет и пустыни, и пещеры для хранения себя от страстей и исправления прежних зол трудным житием, голодом, жаждой, холодом, жарой и другими подвигами. А Господь дает ему еще больше теплоты, которая, как пламенеющая печь, разжигает его сердце горячей любовью к Богу, безмерную ревность для исполнения Божиих заповедей и безграничную ненависть к страстям и грехам.

Преподобный Иосиф Исихаст

 

Святой Иоанн Лествичник говорит: «Ангелы — свет монахам, монахи — свет миру». Вспомните, что мы должны быть светом миру, что наше грядущее назначение — быть царями и священниками. Вспомните, как милостив Господь, призвавший нас в эту святую обитель. Сами посудите, ка­кие дела мы творили, как жили до призвания нашего сю­да, в эту святую обитель.

Преподобный Варсонофий Оптинский

 

На вопрос, что побуждает человека покинуть мир и стать монахом старец Василий Хиландарский отвечал: «Есть две причины, одна исходит из любви к Богу, а другой является знание греха».

 

Важность в христианстве, а не в монашестве. Монашество в той степени важно, в какой оно приводит к совершенному христианству.

Преподобный Никон Оптинский

 

Преслушники мучаются злыми мыслями. Да вразумит нас Господь быть послушливыми, и узрим милости богатые еще на земле. Ум наш всегда будет занят Богом, душа наша всегда будет смиренна, благодатию Божиею наставляема. Когда я был еще в миру, люди меня хвалили, и я думал, что я хорош. Но когда пришел в монастырь, я узнал хороших людей и понял, что не стою одного пальца их и даже их портянок — вот как можно ошибиться и попасть в гордость и погибнуть.

Преподобный Силуан Афонский

 

Хорошо, что ты познала, что спокойствие, на которое ты опиралась в мире, непрочно и ненадежно. А притом и то знай, что ты, живя в монастыре, находишься на поприще брани, как духовный воин, и раны приемлешь, и венцев сподобляешься, а удаляясь с сего поприща, уже не имеешь и брани и мнишь иметь спокойствие, но ложно, ибо оно скоро может превратиться в свирепую бурю. Итак, благо­дари Бога, призвавшего тебя на сей путь и обучающего во бранях.

Преподобный Макарий Оптинский

 

Монах есть тот, кто, будучи облечен в вещественное и бренное тело, подражает жизни и состоянию бесплотных. Монах есть тот, кто держится одних только Божиих словес и заповедей во всяком времени, и месте, и деле. Монах есть всегдашнее понуждение естества и неослабное хранение чувств. Монах есть тот, у кого тело очищенное, чистые уста и ум просвещенный. Монах есть тот, кто, скорбя и болезнуя душою, всегда памятует и размышляет о смерти и во сне, и во бдении.

Итак, кто есть инок верный и мудрый? – Кто горячность свою сохранил неугасимою  и даже до конца жизни своей не переставал всякий день прилагать огонь к огню, горячность к горячности, усердие к усердию и желание к желанию.

Преподобный Иоанн Лествичник

 

Счастлив тот монах, который может довольствоваться трапезною пищею.

Преподобный Амвросий Оптинский

 

Один отшельник пришёл жаловаться старцу, что каждый день с девяти утра он в своём уединении чувствует странный голод. Хотя в монастыре, где он жил раньше, ему удавалось без труда по нескольку дней проводить без еды. – Не удивляйся этому, сын мой, – ответил ему старец. – В пустыне нет никого, кто был бы свидетелем твоих постов и кто поддерживал бы и питал тебя похвалами. Прежде тщеславие служило тебе пищей в монастыре. И удовольствие, которое ты испытывал, выделяясь среди других своим воздержанием, было для тебя слаще обеда.

 

Было три трудолюбивых монаха. Один из них избрал для себя дело – примирять ссорящихся между собой людей. Другой – посещать больных. Третий удалился безмолвствовать в пустыню. Первый, трудясь по причине ссор между людьми, не мог излечить всех, и, со скорбью придя к посещавшему больных, нашёл его также ослабевшим и не старающимся об исполнении своего обета. Согласившись, оба они пошли к пустыннику, поведали ему печаль свою и просили сказать им, что доброго сделал он в пустыне. Немного помолчав, пустынник влил воду в чашу и говорит: – Смотрите на воду. А вода была мутная, так что ничего не было видно в ней. Спустя немного времени он опять говорит: – Смотрите, теперь вода устоялась. Как только они посмотрели в воду, то увидели свои лица, как в зеркале. Тогда он сказал им: – Так бывает и с человеком, живущим среди людей. От смущения он не видит грехов своих. А когда он безмолвствует, и особенно в пустыне, тогда видны его недостатки.

 

Монах есть битые черепки... Его все бьют: и бесы, и мирские люди... От всех он постоянно терпит унижения и уничижения. Бьют его, и остаются от него одни битые черепки... А Господь возьмет его да и склеит, только это происходит не здесь, а там... (Батюшка указал рукою на небо.) Вот, что такое монах...

Преподобный Варсонофий Оптинский

 

Один пустынник говорил: — Монах — это тот, кто всегда стоит перед невидимым Богом, как если бы Он был видимым. Еще он говорил: — Господь придет посетить нас только тогда, когда мы не будем иметь человеческого утешения — либо добровольно, как подвиг, либо невольно, в болезнях и искушениях.

 

Монашество — это ответ боголюбивой души на призыв Господа оставить все и следовать за Ним (Мф 19:16–26).

 

С момента грехопадения прародителей, когда в мир вошли похоть плоти, похоть очес и гордость житейская, враг рода человеческого продолжает действовать при помощи именно этих рычагов. Если мы откроем святоотеческое наследие, то увидим, что методы духовной брани подвижников древности остаются актуальными и в наше время. Ведь главная задача дьявола – оторвать человека от Бога. Поэтому самое опасное искушение для каждого христианина во все времена остается неизменным – это потеря живой связи с Господом. Не случайно преподобный Паисий Святогорец говорит, что «монахи – это радисты Матери Церкви, и, следовательно, если они уходят далеко от мира, то и это делают из любви, ибо уходят от “радиопомех” мира, чтобы иметь лучшую связь и больше и лучше помогать миру».

Митрополит Антоний (Паканич)

 

Монашество по своему замыслу является подражанием образу жизни Господа нашего Иисуса Христа. Евангельский Христос открывается нам как идеал совершенного монаха: Он не женат, свободен от родственных привязанностей, не имеет крыши над головой, странствует, живет в добровольной нищете, постится, проводит ночи в молитве. Монашество – стремление в максимальной степени приблизиться к этому идеалу. А поскольку «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13:8), то и содержание монашеской жизни останется неизменным. Как учит святитель Игнатий (Брянчанинов), «монашеская жизнь есть не что иное, как жизнь по Евангельским заповедям, где бы она ни проводилась, – в многолюдстве или в глубочайшей пустыне».

Митрополит Антоний (Паканич)

 

Монашество, в отличие от брака, является уделом избранных – избранных не в том смысле, что они лучше других, но в том, что они чувствуют призвание и вкус к одиночеству. Если у человека нет потребности в пребывании в одиночестве, если ему скучно наедине с собой и с Богом, если ему постоянно требуется что-то внешнее для заполнения, если он не любит молитву, не способен раствориться в молитвенной стихии, углубиться в нее, приблизиться через молитву к Богу, – в таком случае он не должен принимать монашество. «Если хочешь, чтобы вечное спасение было твоим главным делом, будь в этом мире как странник и пришелец», – пишет святитель Тихон Задонский.

 

"Подвижник" и "Подвизаться" происходят от слова "Подвиг" - ежедневный тяжелый труд. В советское время часто и некорректно подвигом называли героический поступок.

 

Крещение Руси совпало с расцаетом монашества в Византии в10-11 вв. Там монастыри строились сотнями богатыми христианами единолично и вскладчину. Быть похороненным в монастыре было почетом. Считалось, что молитва одного монаха может спасти 150 грешников.

 

Мирянина тянет в монастырь потому, что там он попадает в другое измерение. Там вся жизнь посвящена Богу и измученная в миру душа это чувствует. Сколько бы ты ни дал монастырю сил и средств, он всегда тебе дает больше.

 

Все миряне, видевшие постриг, обращают внимание на счастливый вид отрекающихся от мира иноков или инокинь. Это не удивительно - сбылась мечта жизни постригаемых.

 

 

Монашество не профессия. Если перед человеком стоит вопрос "Идти в монахи или нет?", значит монашеского призвания у него нет. Иначе вопрос бы даже не возникал и ничего кроме монашества он бы не хотел. Ибо призвание к монашеству переполняет сердце любовью и без нее монахом стать можно, но это будет тяжелейший крест, который опасен для человека и ближних.

 

«Отчего это, батюшка, — спросила одна особа, — игуме­нье дано право распоряжаться монахинями, как крепост­ными?» Старец ответил: «Более, чем крепостными. Крепостные могли хоть за глаза поворчать на своих господ и побранить их, а у монахинь и это право отнято, — монахиня сама добровольно отдает себя в крепостное право».

Преподобный Амвросий Оптинский

 

Монашество, построенное по духу Святого Евангелия, на любви к Богу и отказе от мирской жизни, всегда явля­лось камнем преткновения для людей мира сего, всегда было ими ненавидимо, непонимаемо, как совершение чуж­дого им. Рабы же Христовы, хотя бы они были в миру, любили монашество и любят, видя в нем идеал христиан­ской жизни, не чуждый им по духу. Говоря здесь о монаше­стве, имею в виду не отдельных людей, а самый образ жития, и говоря о людях мира сего, также имею в виду не живущих в мире, а душою своею преданных мирской жизни.

Преподобный Никон Оптинский

 

Все средства употребляй для снискания мира душевного, и ни чем, кроме молитвы и уединения, не обретешь его. Иеросхимонах Парфений Киевский

 

Для истинного монаха не существует никто и ничто на земле. Его радость и наслаждение непрестанная молитва. Он любит всех людей, но скучает с ними, потому что они отлучают его от Бога.

 

Уединение и молитва выше всякого блага.

 

Неизреченная польза проистекает от уединения, но с ним неразлучна должна быть молитва.

 

Монаху самый верный путь ко спасению уединение и в нем непрестанная молитва. Без молитвы нельзя снести уединения; без уединения нельзя стяжать молитвы; без молитвы никогда не соединишься с Богом: а без сего соединения сомнительно спасение.

 

Чтобы уклониться от смущения и сохранить дух молитвы, уклоняйся от всякого рода бесед и посещений, всему предпочитай уединение и часто размышляй о смерти. Смерть вожделенна для любящих Бога, но страшна не уготовавшимся.

 

Уединение внешнее должно сопровождаться уединением внутренним. Только совершенное удаление от людей, телом и мыслию, может даровать мир душевный.

 

Украшение монаху - келья его, то есть неисходное в ней пребывание. Никто не возвращался в келью свою таким, каким вышел из нее.

 

Иногда пришедший в монастырь остается послушником на всю жизнь, не постригается.

 

Святыми не рождаются, ими становятся. Постепенно, по мере очищения от страстей.

 

В монастырь не зазывают. Наоборот - от монашества во время послушничества отговаривают.

 

Свт. Феофан известен нам благодаря литературнгму наследию, большую часть которого составляют письма. Живя сегодня, он бы пользовался интернетом.

 

Одиночество успокаивает человека. Это похоже на стакан с мутной водой, которая становится прозрачной, если постоит.

 

Что есть монашество? Это человеческая душа наедине с Богом.

 

Сравнивать духовную брань монаха и мирянина - это как сравнивать нападение на человека диких зверей с нападением голубей.

 

Чтобы стать настоящим монахом, надо в монастыре прожить столько же, сколько в миру.

 

Монах должен отсекать свою волю, быть учеником. Священник же есть пастырь, учитель. Поэтому в иеромонахе заключено противоречие. Мудрые настоятели монастырей стараются рукрпрлагать монахов по-минимуму, только для проведения служб.

 

Недавно ко мне в каливу зашли два католика-архитектора из Рима... Что такое Православие они не понимали, но настроены были по-доброму. «Почему, – спросили они меня, – монахи сидят здесь? Почему они не идут в мир на общественное служение?» – «А разве, – ответил я, – маяки не должны стоять на скалах? Что, прикажете им переехать в города и подключиться к работе уличных фонарей? У маяков свое служение, у фонарей свое». Монах – это не лампочка, которая висит над городским тротуаром и светит пешеходам, чтобы те не спотыкались. Монах есть далекий маяк, утвержденный высоко на скалах и своим сиянием освещающий моря и океаны для того, чтобы корабли шли верным путем и достигали Бога – пункта своего назначения.

Преподобный Паисий Святогорец

 

 

Объявление в монастырской гостинице: "В монастыре нет слов: "Почему?", "Зачем?", "Я".

 

Святые, жившие в монашеском чине, прославляются в лике "преподобных", т.е. не просто "подобных", но чрезвычайно уподобившихся Христу всем своим образом жизни.

 

Ушедший из монашества приравнивается к самоубийцам. Отец Иоанн Крестьянкин говорил, что под такими земля на пять метров горит, они обречены на ад.

 

На монастырской трапезе монах должен слушать чтение и видеть только свою тарелку, опустив голову.

 

Монах молится за весь мир, лежащий во грехах. Он приносит себя в жертву, ограждая мир от зла.

 

Любите Бога и ближних, любите Церковь Божию, в службе церковной, в молитве ищите благ не земных, а небесных; здесь, в этой святой обители, где вы положили начало иноческой жизни, и оканчивайте дни свои.

Преподобный Исаакий Оптинский

 

Монах – это образ человеческого смирения и человеческой простоты, которую общество утратило.

Монашество – это соль нашей веры.

Архимандрит Пафнутий (Мусиенко)

 

Да – мир захвачен демонами, да – он лежит во зле, но это состояние – противоречит изначальному замыслу Творца. В идеале вселенная принадлежит человеку, а дьявол – вор, укравший это достояние у людей, а самих нас – сделавший своими подданными. Именно против такого положения дел и выступает монашество – оно уходит в пустыню, чтобы отвоевать ее у беса, чтобы показать, кто – хозяин, а кто – оккупант.

Господь задумал человека существом иерархичным, упорядоченным, в котором все элементы находятся в гармонии. Эта система выглядит примерно так: Бог – личность – тело. Тело подчинено личности, а личность все свои устремления имеет в Боге. Но так – в идеале, реализоваться которому помешало грехопадение. После того, как человек согрешил в раю, эта система соподчиненности катастрофически изменилась: материальное начало в человеческой природе взяло верх над личностью, и та вместо устремленности к Богу оказалась порабощена плотью. Именно на разрушение этого порочного круга и направлена вся аскетическая практика, а вовсе не на мазохистское самоистязание, как это покажется несведущему обывателю.

А.Моисеенков, журнал "Фома"

 

Проходит образ мира сего. А я хочу, чтобы вы были без забот. Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене.

Говорю это для вашей же пользы, не с тем, чтобы наложить на вас узы, но чтобы вы благочинно и непрестанно служили Господу без развлечения.

1Кор 32-33,35

 

У монаха свои взаимоотношения с Богом, не пытайся в них разобраться.

 

Монахолюбие - черта именно православная. Протестанты не монахолюбивы.

 

Люби монахов на расстоянии, не создавай им искушений.

 

Монах в монастыре - солдат в окопе. Монах вне монастыря - рыба, вытащенная из воды.

 

Монах - это воин, вступивший а единоборство со злом, находящимся внутри него.

 

Монашеская мантия похожа на чугунок, который скрывает внутри себя бурление (борьбу со страстями).

 

В монастыре нужно быть или эолотым, или железным - или полностью смиренным, или чрезвычайно терпеливым.

Женское монашество честнее и суровей мужского. Монах может стать иеромонахом или делать карьеру (всех благословлять). Монашка не имеет карьерного роста выше игуменьи, но имеет сильнейший инстинкт иметь детей.

Покидая мир, монах находит диавола.

Протоиерей Андрей Ткачев

 

Истинный монах - это произведение Святого духа.

Преподобный Иосиф Исихаст

 

Монах отдает себя в жертву миру, сораспинается со Христом. Постриг - отречение от мира и начало новой жизни под новым именем.

 

Монастырь - это не место, а путь (подвига).

 

В монастырь не уходят, а приходят. Сам человек в монастырь не приходит. Туда приводит Бог.

 

Смерть монаха не вызывает слез и скорбей у братии. Часто погребение проходит в пасхальной радости.

 

Достань книгу «Поучения Аввы Дорофея»... Эту кни­гу читай постоянно, прилагая к себе уроки нравственности и стараясь по ним исправлять и направлять жизнь свою. Наши покойные старцы называли книгу эту азбукою мо­нашеской жизни.

Преподобный Иосиф Оптинский

 

Гневливым хорошо идти в общежитие, а сластолюбивым — в пустыню.

 

Пустыня и тишина нерасторжимы. Они порождают священнобезмолвие. А поскольку мы немощные люди часто идём от внешнего к внутреннему, то внешние тишина и покой способствуют тишине и покою внутреннему. Но только способствуют и не более, ибо без покаянной молитвы и отсечения злых помыслов, а главное — без помощи Бога достичь внутреннего священнобезмолвия не получится.

Аскетизм имеет глубокий смысл и основание. Никто не заставил бы такое количество людей во все века Христианства проходить путь аскетизма, если бы на опыте не было узнано, что этот тесный путь исполнен утешения на каждом шагу, сделанном с принуждением самого себя. Путь аскетизма не только ведёт ко спасению в будущей жизни, но даёт ясное, светлое и бодрящее предощущение спасения в земной жизни.

Монах Салафиил (Филипьев)

 

 

Необходимо читать книгу Аввы Дорофея, и знать ее, как солдат знает пункты военной службы. Без сего нет утверждения в духовной жизни; и монах не может жить правильно.

Преподобный Амвросий Оптинский

 

Вот тебе двенадцать заветов иноческой жизни, дорогая сестра: 1) Духа горение, — плоти распятие, Токи молитвенных слез... В мысленных взорах лишь Отчи объятия, В сердце — распятый Христос! (Схиигумен Савва) 2) В тот час, когда Бог умилит твое сердце и подвигнет на слезы, встань и со смирением помолись. 3) Да будет язык твой огражден всегда молчанием — этим многоценным сокровищем, сокрытым на селе монашеского жития, тебя хранящим от бесчестия и всякого зла. 4) Начало преспеяния духовного полагай в том, если начнешь отсекать всякие срамные помыслы. 5) Со всеми веди себя (обходись) с кротостью, тихостью, не обнаруживая пред ближними таящихся в твоей душе греховных чувств гнева, раздражения, нетерпения, и ты сама успокоишься, умиротворишься и не возмутишь других. 6) Каждый день в своей келье с плачем молись о грехах, и у тебя ежедневно будет праздник. 7) Прежде всего познай саму себя, тогда познаешь Бога и превосходство пред тобой друзей людей. 8) Имей всегда незлобие в сердце и целомудрие в теле. 9) Добрым другом почитай того, кто желает тебе спасения и содействует ему. 10) Если ты хочешь жить удобно и хорошо, то в равной мере распространяй это желание и на всех, живущих с тобой, будут ли они тебе подчинены или же одинаковы по положению. И только тогда станешь чувствовать себя спокойно и счастливо. 11) Не слушай клеветы, мерзостей и разных злоб врага на ближнего. На всякого человека смотри просто, с почтением, как на образ Божий и не думай о нем худого без причины (отец Иоанн Кронштадский). 12) Молись, трудись, За крест держись, Люби всей мыслию Христа, И спасена будешь, дочь моя.

Архимандрит Тихон (Агриков)

 

Можно ли мне иногда делиться с близкими по духу сестрами своими чувствами и переживаниями или, быть может, лучше стремиться к уединению?

Вспомни, что говорил преподобный Арсений: «Всех люби и от всех беги», не ищи общения ни с кем, но и не удаляйся грубо, порывисто от сестер, чтобы не огорчить их и не навести на мысль, что ты ими пренебрегаешь или ставишь себя выше их. У тебя есть старица, ей и поверяй все свои мысли и чувства.

Архимандрит Тихон (Агриков)

 

Монашествующие порывают внешнюю связь с миром, и потому для них не может быть общения с людьми; они лишены воз- можности помогать бедным, служить больным, воспитывать и обучать детей и прочее, а остается только общение молитвенное, заключающееся в том, чтобы взывать ко Господу о нуждах наших ближних, нести за них подвиги, воспринимать и переживать сердцем скорби и тяготы каждого человека, как свои собственные.

Архимандрит Тихон (Агриков)

 

Тебя беспокоит слабое здоровье N., и боишься, как бы она скоро не умерла. Милостив Господь! В монастыре болящие скоро не умирают, а тянутся и тянутся до тех пор, пока болезнь принесет им настоящую пользу. В монасты­ре полезно быть немного больным, чтобы менее бунтовала плоть, особенно у молодых, и менее пустяки приходили в голову.

Преподобный Амвросий Оптинский

 

Монахи есть земные ангелы и небесные человеки, светочи миру.

 

Мирянам свет - иноки, инокам свет - ангелы.

Преподобный Иоанн Лествичник

 

Читаемое на Постриге (Ефес 6:11—17), было взято Церковью из послания, обращенного решительно ко всем христианским душам, ко всякому их званию и положению Это послание состоит из назидания всем — и отцам и детям, и слугам и господам, и женам и мужьям; каждому апостол дает свое наставление, а в конце подводит итог («наконец, братья мои...» Ефес 6:10) и дает... иноческое постригальное чтение — основу иноческого делания.

Архиепископ Иоанн (Шаховской)

 

Возникает естественный вопрос какой толк от подвигов и духовного совершенства подвижника, чем он полезен миру, и как проявляется его Богом дарованная христианская любовь? Ответ на этот вопрос один: подвижник, совершенствуя себя в духовной жизни, тем самым привлекает на землю благодать Божию, а потому вносит огромный вклад в общую энергию добра, противостоящую энергии зла. Эта энергия добра так же необходима для духовности человека, как кислород для его тела. Без нее люди давно бы превратились в зверей, не было бы ни духовности, ни культуры, ни науки.

Благодать Божия не видна, не осязаема, но без нее человечество не может никак обойтись, а ее «продуцируют» исключительно святые люди. Несомненно, именно поэтому призывает нас Господь: «Будите убо вы совершени, якоже Отец ваш небесный совершен есть» (Мф. 5, 48). Но что значит быть совершенным? Если учесть тот факт, в каком контексте был произнесен Господом этот призыв, а именно после слов: «...любите враги вашя, благословите кленущыя вы, добро творите ненавидящым вас, и молитеся за творящих вам напасть и изгонящыя вы... яко да будете сынове Отца вашего, иже есть на небесех...» (Мф. 5, 44-45), — то очевидно, что совершенен тот, кто стремится любить как Христос.

Нельзя считать совершенным того, кто, желая не дать себе присесть и отдохнуть своему телу, привязывает себя волосами к стене и так неделями не спит, а любви не имеет и не стремится к ней. Но однозначно свят тот, кто не спит неделями, удрученный мыслями о страданиях других людей, и даже ценой собственной жизни желает помочь каждому Божьему созданию: и друзьям и врагам, и родным и чужим, и добрым и злым, и белым и черным, не выбирая их ни по какому признаку. Но при этом такого сочувствия и силы любви можно достичь только исключительными подвигами, с их помощью уничтожая свой эгоизм и естественные потребности своего тела.

С какой бы стороны мы ни подходили к описанию средств достижения цели духовной жизни, мы в любом случае придем к универсальному итогу размышлений о них святых отцов: без любви подвижничество невозможно и бесполезно, а без подвижничества любовь недостижима. Иначе говоря, любовь есть и цель, и средство духовной жизни, а подвижничество — лишь средство совершенствования в любви.

Русский Афонский Отечник XIX - XX веков

 

Между нами, монахами, и миром глубокая пропасть. Миру никогда не понять нашей жизни, а нам – их. Если бы монахи знали заранее, сколько их ждет искушений и скорбей на узком, но спасительном пути, то никто не пошел бы в монастырь. А если бы мир знал о будущих благах монашествующих, то все пошли бы в монастырь.

Преподобный Севастиан Карагандинский

 

Авва Пимен, однажды идя во Египте, увидел женщину, сидящую на гробе и горько плачущую. При этом он сказал: «Если со всего мира соберутся к этой женщине утешающие, то не отвлекут ее от плача: так и монах всегда должен иметь в себе плач».

 

Брат пришел в Скит к отцу Моисею; и просил у него назидательного слова. Старец сказал ему: «Поди, пребывай в твоей келлии, и келлия научит тебя всему.

 

Авва Пимен спросил авву Иосифа: «Научи меня: как мне сделаться монахом?» Старец отвечал: «Если хочешь обрести покой в этом и в будущем веке, то при всяком случае говори себе: «Я — кто?» — и не осуждай никого».

 

Спросили авву Иоанна Колова: «Что значит инок?» Он отвечал: «Понуждение себя на всякую заповедь Божию составляет отличительную черту инока. Жительствующий так — инок».

 

Приходят ко мне люди и спрашивают:

- Отче! следует ли мне становиться монахом?

- Только в том случае, если вы грешите, - отвечаю я.

Вам следует становиться монахом, только если вы немощны, не можете своими силами стать святым, живя в миру. Если вы можете в миру пребывать в молитве и служении Богу, почитая Его превыше всего, то оставайтесь там! Если вы можете в миру не соблазняться, не впадать в грех - оставайтесь там!

Схиархимандрит Иоаким (Парр)

 

Большего героизма, чем монашество, не существует.

Похвала для монаха пагубна. Кто хвалит монаха, тот враг ему.

Архимандрит Гавриил (Ургебадзе)

 

Пустыня страсти только усыпляет, а общежитие умерщвляет и искореняет.

 

Заповедь древних отцов: "Сиди в келии и келия спасет тебя".

 

Безмолвие – дело отрекшихся от мира. Молчащий устами может и мечтать, умом и сердцем предаваться заботам и всякой суете, а безмолвник, если и скажет слово какое нужное, не перестает быть безмолвником, так как сердце его и жизнь его чужды суеты и многопопечительности.

Преподобный Никон Оптинский

 

Призвание к монашеству – это, прежде всего, призвание к одиночеству, любовь к богослужению, к молитве. Если человек принимает иночество из-за чего-то другого, то он не выдержит бремени одиночества. Нельзя становиться монахом только потому, что не нашлось подходящей невесты. Нельзя принимать монашество исключительно потому, что на это благословил старец или духовник, без сердечного стремления к внутренней молитвенной жизни.

Митрополит Иларион (Алфеев)

 

Монашество есть та отдушина, через которое смотрится в небо жаждущее этого неба человечество.

Евгений Поселянин

Rambler's Top100