ГЛАВНАЯ   НОВОСТИ   РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ   КОНТАКТЫ   КАРТА САЙТА

Часть 1

<<<<<<<                >>>>>>>

 

 

 

Монашество – это безвозмездная лечебница, больница Божья, куда человек приходит, чтобы почувствовать себя лучше. Бог призывает человека Своим святым зовом и Своей любовью приводит его в эту безвозмездную врачевальню. Человек ищет исцеления и взывает: “Господи Иисусе Христе, помилуй мя”. “Да, я помилую тебя”, – отвечает Господь. Итак, Врач наших душ и тел приступает к исцелению. Он посылает нам различные скорби, попускает искушения. И все это горькое лекарство, излечивающее человеческую душу. Конечно, никто не может сказать, что во время операции и другого врачебного вмешательства не испытывает боли и не борется за то, чтобы его страдания и скорби прошли. Тем не менее по окончании лечения человек обретает душевное спокойствие.
 
Старец Ефрем Филофейский
 
 
 
В монастырь человек приходит не готовым монахом. В монастырь человек приходит, чтобы монахом стать. Потому старшие, более опытные братья должны помочь ему правильно определить меру молитвы, послушания, иноческого подвига – правильно расставить приоритеты.
 
Митрополит Хабаровский и Приамурский Игнатий (Пологрудов)
 
 
 
Редко кто знает тайну послушания. Послушливый велик перед Богом. Он - подражатель Христу, Который дал нам в Себе образ послушания. Послушливую душу любит Господь и дает ей Свой мир, и тогда все хорошо, и ко всем дома чувствует любовь. Послушание нужно не только монахам, но и всякому человеку. Все ищут покоя и радости, но мало кто знает, что они достигаются послушанием. Без послушания даже от подвигов рождается тщеславие. Идущий путем послушания скоро и легко получает дар великой милости Божией, а своевольные и своедумные, как бы ни были они учены и остроумны, могут убивать себя суровыми подвигами, аскетическими и научно-богословскими, и, однако, лишь едва-едва будут питаться крохами, падающими от Престола Милосердия, и будут житъ, воображая себя обладателями богатств, не будучи таковыми в действительности.
 
Преподобный Силуан Афонский
 
 
 
 
 
 
Послушанием хранится человек от гордости; за послушание дается молитва; за послушание дается и благодать Святого Духа. Вот почему послушание выше поста и молитвы.
 
Преподобный Силуан Афонский

 

 
 
Пение гимнов или духовных стихов не грех. Но это хорошо для мирян. Хорошие мысли и мотивы настроение создают хорошее, не то, что мирские песни. Но для мона­ха пение гимнов не подходит. Они отвлекают от молит­вы. Разве может сравниться какое-либо, хотя и хорошее, пение с молитвой Иисусовой? Она превосходит все. Она высшая — радость и утешение. Все остальное только мешает молитве. Пение — это мягчайшая пища, а монах должен твердой питаться.   
 
Преподобный Никон Оптинский
 
 
 
Спасение не тяжело, но оно — дело тонкое. Монашество — это борьба против того, что тебе нравится, против естества.
 
Иеромонах Дионисий (Игнат)
 
 
 
Более всего нарушает чистоту монахов многоспание. Сон более всего способствует возбуждению страстей. Объядение тоже вредит, но более всего — насыщение сном. Ты можешь плохо поесть, но если насыщаешься сном, это все равно, как если бы ты поел мяса.
 
Иеромонах Дионисий (Игнат)
 
 
 
 
 
 
Теперь, когда нет монастырей, келейное правило необ­ходимости своей не потеряло. Оно необходимо для под­держания молитвенного и вообще иноческого настроения. Без молитвы нет монашества. А монашество для мона­хов — их обет. От обета отказываться нельзя. Не только монах, но и мирянин, приникающий к монашеству и пото­му ставший близким, как бы родным по духу к монашеству, на опыте увидит, как дорого совершение домашнего молит­венного правила. 
 
Преподобный Никон Оптинский
 
 
 
Всегда молящиеся и о тех, кто сам не молится никогда, монахи были и остаются самым надежным оплотом нашего народа, всего Православия.
 
Архимандрит Гавриил Дионисиатский
 
 
 
...Прочти жития Симеона Юродивого... и преподоб­ного Алипия Столпника... и обрати внимание, что там го­ворится о пострижении. Хорошо позаботиться о внутрен­нем монашестве, но все-таки оно без внешнего не бывает, хотя внешнее без внутреннего и бывает. — Все таинства Православной Церкви совершаются из сочетания внешнего со внутренним, так как человек состоит не из одной души, но и из тела. Хорошо внутренно приготовить себя к сему и не спешить, пока устроишься. — Но так может рассуждать здоровый, больному же надо позаботиться, чтобы не упустить времени, и если сам не позаботится, то никто навязывать ему не будет. — Монашество принимается по собственному желанию, даже когда бывает представле­ние от начальства, то сперва спросят и подписку возьмут, но потом в церкви опять спрашивают: «вольною ли ты во­лею пришел еси» и т. д. Очень высоко будет дожидаться, пока Сама Царица Небесная тебе предложит, что хочет постричь тебя, а следует, повторяю, тебе самой об этом подумать и позаботиться. 
 
Преподобный Амвросий Оптинский
 
 
 
 
 
 
Некоторые спасаются в монастырях, иногда их упре­кают в эгоизме. «Подумайте, — говорят, — такой-то посту­пил в монастырь! Он делал в миру столько добра, то-то и то-то, так много приносил пользы и вдруг все бросил. Это просто грех!» Не слушайте подобных речей. Если Господь призывает человека на служение Себе в иноческом чине, то надо все бросить и последовать призыву Божию.   
 
Преподобный Варсонофий Оптинский
 
 
 
Если кто-либо из братии, по малодушию и нетерпеливости, скорбел о том, что его не скоро представляют к мантии, или к иеродиаконству и иеромонашеству, преподобный Амвросий Оптинский имел обыкновение так говорить в назидание: «Это, брат, все придет в свое время, — всё дадут; добрых дел никто не даст».
 
 
 
Поздравляю тебя с пострижением в рясофор — это первая степень монашеского образа. Сердечно желаю тебе пожить отселе по-монашески, в терпении и смирении, и во страхе Божием, и хранении совести, как требуют запове­ди Божий, начиная с искреннего покаяния пред Богом и духовным отцом. Начало же из начал — терпение нахо­дящих скорбей — терпеть укоризны не только от старших, но и от младших, сознавая свои вины, за которые и нужно потерпеть, со смирением и благодарением, чтобы загладил Господь и простил согрешения наши. 
 
Преподобный Амвросий Оптинский
 
 
 
Если посудить здраво, доставит ли нам пользу внеш­нее ношение мантии? Она есть образ смирения, а если люди ищут или желают ее, то конечно уже не для смире­ния, о прочем умолчу… 
 
Преподобный Макарий Оптинский
 
 
 
Монашество яснее всего выражает идеал Церкви. Состояние монашества всегда было и остается надежным индикатором положения дел во всей Церкви.
 
Иеромонах Серафии (Роуз)
 
 
 
Мирские люди, и благочестием сияющие, не знают сих <монашеских> браней и не бывают так ввергаемы в пещь искушений, как в нашем звании, по мере каждого устроения.
 
Преподобный Макарий Оптинский
 
 
 
Монаха сколь ни черни — но он всё равно чернее мантии не будет.
 
Архимандрит Павел Груздев
 
 
 
Безмолвие есть таинственная молитва.
 
Преподобный Паисий Святогорец
 
 
 
Отче, почему ты позволяешь всем мирским новостям проникать в монастырь, – спросил авву Арсения молодой монах. – Это лучший способ, чтобы у братьев не возникало желания туда возвращаться, – ответил Арсений.
 
 
 
Противодействовать и бороться с людьми, причиняю­щими зло, не надо, не только делом или словом, но даже в помыслах своих. Иначе бесы будут побеждать. За таких людей надо молиться. Тогда Господь поможет и бесы от­ступят... Монах должен к смерти готовиться, поэтому надо всегда думать о том, чтобы встретить смерть в мире со всеми. Миряне этого не знают, поэтому и не придают значения немирствию.
 
Преподобный Никон Оптинский
 
 
 
Монашество произошло от желания жить в точности по евангельскому учению. Потому что среди молвы город­ской и в заботах житейских представляется большое неудоб­ство жить в точности по евангельскому учению, хотя и все обязаны исполнять оное. Монахи от мирян различаются тем, что последним дозволена жизнь в супружестве, а пер­вые избирают жизнь (безбрачную) безсупружную. И ты хотя живешь только при монастыре, а все-таки избрала жизнь безсупружную. Почаще читай Евангелие от Матфея 5 от начала 5-й главы до конца 10-й и старайся жить по сказанному там. Тогда и найдешь порядок в своей жизни, и стяжешь успокоение души твоей.
 
Преподобный Амвросий Оптинский
 
 
 
Когда человеколюбивый и благий Бог пошлет луч божественной Своей благодати в сердце грешника, тот сразу поднимается, ища духовников для исповедания совершенных им злых дел. Ищет и пустыни, и пещеры для хранения себя от страстей и исправления прежних зол трудным житием, голодом, жаждой, холодом, жарой и другими подвигами. А Господь дает ему еще больше теплоты, которая, как пламенеющая печь, разжигает его сердце горячей любовью к Богу, безмерную ревность для исполнения Божиих заповедей и безграничную ненависть к страстям и грехам.
 
Преподобный Иосиф Исихаст
 
 
 
Святой Иоанн Лествичник говорит: «Ангелы — свет монахам, монахи — свет миру». Вспомните, что мы должны быть светом миру, что наше грядущее назначение — быть царями и священниками. Вспомните, как милостив Господь, призвавший нас в эту святую обитель. Сами посудите, ка­кие дела мы творили, как жили до призвания нашего сю­да, в эту святую обитель.
 
Преподобный Варсонофий Оптинский
 
 
 
На вопрос, что побуждает человека покинуть мир и стать монахом старец Василий Хиландарский отвечал: «Есть две причины, одна исходит из любви к Богу, а другой является знание греха».
 
 
 
Важность в христианстве, а не в монашестве. Монашество в той степени важно, в какой оно приводит к совершенному христианству.
 
Преподобный Никон Оптинский
 
 
 
Преслушники мучаются злыми мыслями. Да вразумит нас Господь быть послушливыми, и узрим милости богатые еще на земле. Ум наш всегда будет занят Богом, душа наша всегда будет смиренна, благодатию Божиею наставляема. Когда я был еще в миру, люди меня хвалили, и я думал, что я хорош. Но когда пришел в монастырь, я узнал хороших людей и понял, что не стою одного пальца их и даже их портянок — вот как можно ошибиться и попасть в гордость и погибнуть.
 
Преподобный Силуан Афонский
 
 
 
Хорошо, что ты познала, что спокойствие, на которое ты опиралась в мире, непрочно и ненадежно. А притом и то знай, что ты, живя в монастыре, находишься на поприще брани, как духовный воин, и раны приемлешь, и венцев сподобляешься, а удаляясь с сего поприща, уже не имеешь и брани и мнишь иметь спокойствие, но ложно, ибо оно скоро может превратиться в свирепую бурю. Итак, благо­дари Бога, призвавшего тебя на сей путь и обучающего во бранях.
 
Преподобный Макарий Оптинский
 
 
 
Монах есть тот, кто, будучи облечен в вещественное и бренное тело, подражает жизни и состоянию бесплотных. Монах есть тот, кто держится одних только Божиих словес и заповедей во всяком времени, и месте, и деле. Монах есть всегдашнее понуждение естества и неослабное хранение чувств. Монах есть тот, у кого тело очищенное, чистые уста и ум просвещенный. Монах есть тот, кто, скорбя и болезнуя душою, всегда памятует и размышляет о смерти и во сне, и во бдении.
Итак, кто есть инок верный и мудрый? – Кто горячность свою сохранил неугасимою  и даже до конца жизни своей не переставал всякий день прилагать огонь к огню, горячность к горячности, усердие к усердию и желание к желанию.
 
Преподобный Иоанн Лествичник
 
 
 
Счастлив тот монах, который может довольствоваться трапезною пищею.
 
Преподобный Амвросий Оптинский
 
 
 
Один отшельник пришёл жаловаться старцу, что каждый день с девяти утра он в своём уединении чувствует странный голод. Хотя в монастыре, где он жил раньше, ему удавалось без труда по нескольку дней проводить без еды. – Не удивляйся этому, сын мой, – ответил ему старец. – В пустыне нет никого, кто был бы свидетелем твоих постов и кто поддерживал бы и питал тебя похвалами. Прежде тщеславие служило тебе пищей в монастыре. И удовольствие, которое ты испытывал, выделяясь среди других своим воздержанием, было для тебя слаще обеда.
 
 
 

Rambler's Top100