Было три трудолюбивых монаха. Один из них избрал для себя дело – примирять ссорящихся между собой людей. Другой – посещать больных. Третий удалился безмолвствовать в пустыню. Первый, трудясь по причине ссор между людьми, не мог излечить всех, и, со скорбью придя к посещавшему больных, нашёл его также ослабевшим и не старающимся об исполнении своего обета. Согласившись, оба они пошли к пустыннику, поведали ему печаль свою и просили сказать им, что доброго сделал он в пустыне. Немного помолчав, пустынник влил воду в чашу и говорит: – Смотрите на воду. А вода была мутная, так что ничего не было видно в ней. Спустя немного времени он опять говорит: – Смотрите, теперь вода устоялась. Как только они посмотрели в воду, то увидели свои лица, как в зеркале. Тогда он сказал им: – Так бывает и с человеком, живущим среди людей. От смущения он не видит грехов своих. А когда он безмолвствует, и особенно в пустыне, тогда видны его недостатки.
Монах есть битые черепки... Его все бьют: и бесы, и мирские люди... От всех он постоянно терпит унижения и уничижения. Бьют его, и остаются от него одни битые черепки... А Господь возьмет его да и склеит, только это происходит не здесь, а там... (Батюшка указал рукою на небо.) Вот, что такое монах...
Преподобный Варсонофий Оптинский
Один пустынник говорил: — Монах — это тот, кто всегда стоит перед невидимым Богом, как если бы Он был видимым. Еще он говорил: — Господь придет посетить нас только тогда, когда мы не будем иметь человеческого утешения — либо добровольно, как подвиг, либо невольно, в болезнях и искушениях.
Монашество — это ответ боголюбивой души на призыв Господа оставить все и следовать за Ним (Мф 19:16–26).
С момента грехопадения прародителей, когда в мир вошли похоть плоти, похоть очес и гордость житейская, враг рода человеческого продолжает действовать при помощи именно этих рычагов. Если мы откроем святоотеческое наследие, то увидим, что методы духовной брани подвижников древности остаются актуальными и в наше время. Ведь главная задача дьявола – оторвать человека от Бога. Поэтому самое опасное искушение для каждого христианина во все времена остается неизменным – это потеря живой связи с Господом. Не случайно преподобный Паисий Святогорец говорит, что «монахи – это радисты Матери Церкви, и, следовательно, если они уходят далеко от мира, то и это делают из любви, ибо уходят от “радиопомех” мира, чтобы иметь лучшую связь и больше и лучше помогать миру».
Митрополит Антоний (Паканич)
Монашество по своему замыслу является подражанием образу жизни Господа нашего Иисуса Христа. Евангельский Христос открывается нам как идеал совершенного монаха: Он не женат, свободен от родственных привязанностей, не имеет крыши над головой, странствует, живет в добровольной нищете, постится, проводит ночи в молитве. Монашество – стремление в максимальной степени приблизиться к этому идеалу. А поскольку «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13:8), то и содержание монашеской жизни останется неизменным. Как учит святитель Игнатий (Брянчанинов), «монашеская жизнь есть не что иное, как жизнь по Евангельским заповедям, где бы она ни проводилась, – в многолюдстве или в глубочайшей пустыне».
Митрополит Антоний (Паканич)
Монашество, в отличие от брака, является уделом избранных – избранных не в том смысле, что они лучше других, но в том, что они чувствуют призвание и вкус к одиночеству. Если у человека нет потребности в пребывании в одиночестве, если ему скучно наедине с собой и с Богом, если ему постоянно требуется что-то внешнее для заполнения, если он не любит молитву, не способен раствориться в молитвенной стихии, углубиться в нее, приблизиться через молитву к Богу, – в таком случае он не должен принимать монашество. «Если хочешь, чтобы вечное спасение было твоим главным делом, будь в этом мире как странник и пришелец», – пишет святитель Тихон Задонский.
"Подвижник" и "Подвизаться" происходят от слова "Подвиг" - ежедневный тяжелый труд. В советское время часто и некорректно подвигом называли героический поступок.
Крещение Руси совпало с расцаетом монашества в Византии в 10-11 вв. Там монастыри строились сотнями богатыми христианами единолично и вскладчину. Быть похороненным в монастыре было почетом. Считалось, что молитва одного монаха может спасти 150 грешников.
Мирянина тянет в монастырь потому, что там он попадает в другое измерение. Там вся жизнь посвящена Богу и измученная в миру душа это чувствует. Сколько бы ты ни дал монастырю сил и средств, он всегда тебе дает больше.
Все миряне, видевшие постриг, обращают внимание на счастливый вид отрекающихся от мира иноков или инокинь. Это не удивительно - сбылась мечта жизни постригаемых.
Монашество не профессия. Если перед человеком стоит вопрос "Идти в монахи или нет?", значит монашеского призвания у него нет. Иначе вопрос бы даже не возникал и ничего кроме монашества он бы не хотел. Ибо призвание к монашеству переполняет сердце любовью и без нее монахом стать можно, но это будет тяжелейший крест, который опасен для человека и ближних.
«Отчего это, батюшка, — спросила одна особа, — игуменье дано право распоряжаться монахинями, как крепостными?» Старец ответил: «Более, чем крепостными. Крепостные могли хоть за глаза поворчать на своих господ и побранить их, а у монахинь и это право отнято, — монахиня сама добровольно отдает себя в крепостное право».
Преподобный Амвросий Оптинский
Монашество, построенное по духу Святого Евангелия, на любви к Богу и отказе от мирской жизни, всегда являлось камнем преткновения для людей мира сего, всегда было ими ненавидимо, непонимаемо, как совершение чуждого им. Рабы же Христовы, хотя бы они были в миру, любили монашество и любят, видя в нем идеал христианской жизни, не чуждый им по духу. Говоря здесь о монашестве, имею в виду не отдельных людей, а самый образ жития, и говоря о людях мира сего, также имею в виду не живущих в мире, а душою своею преданных мирской жизни.
Преподобный Никон Оптинский
Все средства употребляй для снискания мира душевного, и ни чем, кроме молитвы и уединения, не обретешь его.
Иеросхимонах Парфений Киевский
Для истинного монаха не существует никто и ничто на земле. Его радость и наслаждение непрестанная молитва. Он любит всех людей, но скучает с ними, потому что они отлучают его от Бога.
Уединение и молитва выше всякого блага.
Неизреченная польза проистекает от уединения, но с ним неразлучна должна быть молитва.
Монаху самый верный путь ко спасению уединение и в нем непрестанная молитва. Без молитвы нельзя снести уединения; без уединения нельзя стяжать молитвы; без молитвы никогда не соединишься с Богом: а без сего соединения сомнительно спасение.
Чтобы уклониться от смущения и сохранить дух молитвы, уклоняйся от всякого рода бесед и посещений, всему предпочитай уединение и часто размышляй о смерти. Смерть вожделенна для любящих Бога, но страшна не уготовавшимся.
Уединение внешнее должно сопровождаться уединением внутренним. Только совершенное удаление от людей, телом и мыслию, может даровать мир душевный.
Украшение монаху - келья его, то есть неисходное в ней пребывание. Никто не возвращался в келью свою таким, каким вышел из нее.
Иногда пришедший в монастырь остается послушником на всю жизнь, не постригается.
Святыми не рождаются, ими становятся. Постепенно, по мере очищения от страстей.
В монастырь не зазывают. Наоборот - от монашества во время послушничества отговаривают.
Свт. Феофан известен нам благодаря литературнгму наследию, большую часть которого составляют письма. Живя сегодня, он бы пользовался интернетом.
Одиночество успокаивает человека. Это похоже на стакан с мутной водой, которая становится прозрачной, если постоит.
Что есть монашество? Это человеческая душа наедине с Богом.
Сравнивать духовную брань монаха и мирянина - это как сравнивать нападение на человека диких зверей с нападением голубей.
Чтобы стать настоящим монахом, надо в монастыре прожить столько же, сколько в миру.
|
||