Наступил сороковой день по Рождестве Христовом. Пресвятая Богородица Мария, исполняя
предписание Моисеева закона, в этот день принесла Богомладенца Иисуса в Иерусалимский храм. По законному требованию, все
еврейские дети — первенцы мужеского пола — в сороковой день после рождения представлялись в храме Лицу Божию и
посвящались на служение Богу. При этом родители приносили за первенцев узаконенную пророком Моисеем жертву очищения и уплачивали
небольшой денежный взнос, освобождавший новорожденных от постоянного пребывания на службе при храме. Сопровождавший Богоматерь
Иосиф Обручник, опекун Богомладенца, — так же, как и обычные родители, — принес за Него в храм установленную
денежную плату и в жертву очищения Богоматери — двух голубиных птенцов.
Христос родился от Девы Марии богомужно,
без скверны, и Пречистая не нуждалась в очищении. Она была чистой Голубицей и нескверной Агницей. Но, как смиреннейшая Раба
Господня, принесшая пред Лицо Божие Своего Богомладенца — Агнца и Пастыря, — Она Сама благоволила стать внутри
церкви вместе с обычными женами.
Конечно, без озарения Святым Духом никто из людей не мог в это время естественно
провидеть в Назаретской Деве Богоматерь и в младенце Иисусе Сына Божия, давшего Моисею закон на Синае.
Но эта великая
тайна была свыше открыта двум Иерусалимским праведникам-духоносцам: Симеону Богоприимцу и Анне Пророчице. Они проразумели, по
внушению Святого Духа, в Богомладенце Небесного Человека и Бога Слова во плоти, пришедшего спасти младенца умом — падшего
Адама.
Принесение Богомладенца Иисуса Пречистой Девой в храм эти праведники поняли не как исполнение долга очищения, но
как способ уверения людей в истинном приятии Спасителем плоти от Девы.
Праздник Сретения Господня становится известным на
Востоке с IV века, а на Западе — с V века при папе Геласии II (494 г.).
В VI веке при императоре Юстиниане I (в 543
г.), по откровению одному угоднику Божию, установлено праздновать праздник с особой торжественностью, с крестным ходом и со
свечами — в память избавления жителей Константинополя и его окрестностей от моровой язвы и землетрясения в Антиохии. В
память этого события в некоторых обителях совершается перед литургией крестный ход и бывает лития с пением стихир праздника и
канона.
Празднование Сретения отнесено ко 2 февраля по той причине, что 2 февраля — сороковой день от Рождества
Христова (25 декабря).
Праздник Сретения Господня по своим особенностям богослужения причислен к двунадесятым, но не
Господским, а Богородичным праздникам.