ГЛАВНАЯ   НОВОСТИ   РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ   ПРИХОДСКАЯ ГАЗЕТА   КОНТАКТЫ   КАРТА САЙТА

Пассия

Слово «пассия» происходит от латинского "passio", что значит страдание (по-церковно-славянски - "страсть"). Так называются особые службы, совершаемые Великим постом. Пассии обязаны своим названием тому, что их чин составлен из песнопений Страстной Седмицы, чтения Евангельских повествований о Страстех Христовых, а также акафиста Страстем Господним и поучения о спасительном значении искупительных страданий Христовых.

Свое начало пассии получили на Западе, где они представляли собой изображение Крестных страданий Христа Спасителя. Чтение евангельского повествования о страданиях Господа сопровождалось музыкой и своего рода драматическим представлением: слова Христа исполнял один священник-певец, слова первосвященника – другой, текст о событиях – третий; значительное место уделялось хору; все действо исполнялось в соответствующих одеяниях.

В XVIII веке благодаря Иоганну Себастиану Баху пассия находит распространение также и в церквах Реформации, где она получила характер величественных хоралов, которые исполнялись всей общиной верующих с музыкальным сопровождением.

В Русской Православной Церкви пассии впервые появляются в XVII веке на юго-западе Руси. Можно предположить, что вопрос о введении пассий в богослужебную практику был предложен к соборному рассмотрению настоятелем Киево-Печерской Лавры архимандритом Петром Могилой на Киевском Соборе 1629 года. В 1632 году Петр Могила становится Киевским митрополитом, и пассии в юго-западном крае начинают совершаться повсеместно.

В Православной Церкви пассия получила иной характер, отличный от того, какой она имела в Западной Церкви. У нас это уже не духовная драма или оратория с преобладанием музыкального элемента, а церковное последование с отличительными признаками православного богослужебного чина.

В современной богослужебной практике распространен обычай совершать пассии в вечер четырех воскресных дней Великого поста (как правило, начиная не с Недели Торжества Православия, а со 2-й недели – свт.Григория Паламы, за исключением тех случаев, когда на понедельник приходится Благовещение, 1-е и 2-е Обретение главы Иоанна Предтечи, память 40 мучеников или же храмовый праздник).

Пассия, как молитвенное памятование о страданиях Спасителя, предваряющее несколько раз в течение Великого поста священные воспоминания Великой Пятницы, вместе со всеми другими церковными богослужениями ведет нас через поприще Святой Четыредесятницы к седмице Страстей Христовых и Его Славному Воскресению.

 

Rambler's Top100