ГЛАВНЫЙ ИКОНОСТАС ХРАМА БЛАГОВЕЩЕНИЯ В СЕЛЕ ПАВЛОВСКАЯ СЛОБОДА 1. Пропорции восточной стены храма позволили спроектировать высокий пятиярусный иконостас на всю ширину стены. Местный ряд расчленен на 7 осей, верхние ряды – на 13 осей. Каждая икона иконостаса обрамлена по бокам резными колонками или кронштейнами, сверху и снизу иконы разделены раскрепованными карнизами. 2. Характер резьбы – индивидуальный, сюжеты и элементы декора взяты с белокаменной резьбы в стиле "нарышкинское барокко" на фасадах Троицкого храма в с. Дедиково Московской обл. 3. Иконостас с резьбой похож на скульптурный барельеф, скрывающий жесткий регулярный каркас высотой в 5 ярусов. 4. По высоте ряд резных кронштейнов с растительным орнаментом чередуется рядом колонок с коринфскими капителями и базами. Тело колонок покрыто резьбой в виде обвивающей ствол виноградной лозы – символа православного христианства. 5. Помимо крупных деталей, в иконостасе много мелких деталей, закрывающих плоскости тела иконостасной стены – розетки в откосе царских врат, накладки на фризах, раскреповках и боковых стенках. 6. Цвет тела иконостаса – темно-синий, – хорошо сочетается со светлым золотом, покрывающим резные колонки и сложнопрофилированные карнизы. 7. Большое значение приобретает живописное качество икон, которые не должны затеряться среди богатого резного декора иконостаса. Образцом живописи икон являются иконы XVII в., написанные Ушаковым, Никитиным и другими мастерами. Иконы на дверях в диаконник и жертвенник, написанные современным иконописцем Сергеем Спировым, выдерживают соседство и с иконами XVII в., и с пышной золоченой резьбой иконостаса. 8. В результате совместных усилий плотников, резчиков, художников, архитекторов и настоятеля храма о. Владислава Провоторова удалось создать образ и стиль развитого иконостаса XVII века.
Кузнецов Владимир Яковлевич, Доклад на II Московских областных образовательных Рождественских Чтениях Источник: Возрождение традиций русского храмового зодчества |
||