Начало Троицкой родительской субботы восходит также ко временам апостольским.
Указание на это находим в словах святого апостола Петра, произнесенных им в День первой христианской Пятидесятницы, когда он
говорит о Воскресшем Спасителе: «Его же Бог воскреси, разрешив болезни смертныя (расторгнув узы смерти» (Деян. 2,
24), и в Постановлениях апостольских, где говорится, что апостолы, исполнившись Святого Духа в День Пятидесятницы, проповедовали
иудеям и язычникам об Иисусе Христе, Сыне Божием, Судии живых и мертвых (книга 5-я, глава 19).
В День Пятидесятницы
искупление мира было запечатлено освящающей и совершительной силой Животворящего Пресвятого Духа, благодатно и спасительно
простирающейся на живущих и умерших. Поэтому и Святая Церковь, как в мясопустную субботу, представляющую как бы последний день
мира, так и в Троицкую, представляющую собой последний день Церкви Ветхозаветной перед раскрытием во всей силе Церкви Христовой
в День Пятидесятницы, молится о всех усопших отцах и братиях.
Святой Василий Великий, составивший умилительные молитвы
вечерни Пятидесятницы, говорит в них, что Господь наипаче в этот день благоволит принимать молитвы об умерших и даже о
«иже во аде держимых».
Субботы мясопустная и Троицкая по преимуществу (по их достоинству) называются
вселенскими.