ГЛАВНАЯ   НОВОСТИ   РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ   ПРИХОДСКАЯ ГАЗЕТА   КОНТАКТЫ   КАРТА САЙТА
Главная » Книжная полка » Душеполезные изречения » Изречения про грехи и страсти

Изречения про грехи и страсти

 

О проклятая гордость, начало и корень всякого греха! Какого только зла не принесла ты несчастному человеку! Горе тебе, брат мой, если ты дерзок и надеешься только на свои силы! Горе тебе, если ты хочешь что-либо сделать без совета твоего духовного отца, который мудрее тебя и лучше знает, что тебе полезно. «Горе тем, которые мудры в своих глазах и разумны перед самими собою!» (Ис 5:21). Горе тебе, если ты мыслишь несогласно с Божественным Писанием и Преданием и с упорством преступаешь заповеди, данные тебе духовником. Горе тебе, если ты позволяешь гордости ослеплять тебя, если считаешь, что ты что-то значишь в этом мире.

Преподобный Никодим Святогорец

 

Любого, ничего не объясняя, можно посадить а тюрьму лет на десять, и где-то в глубине души он будет знать, за что.

Ф.Дюрренматт

 

Смотрите же паче, не закрался бы татский помысл, что вы живете лучше и внимательнее других; и оный так опа­сен, что, по маковому зерну ложась на сердце, не увидишь, как возрастет до исполинского фарисея и предаст совер­шенной гордыне и далее. А пред Богом лучше грешник с покаянием, нежели праведник с гордостью.

Преподобный Макарий Оптинский

 

Если удержишь чрево, войдешь в рай, ибо воздержание есть убийство греха, удаление от страстей, начало духовной жизни и ходатай вечных благ. Напротив, пресыщение лишает человека духовного дарования, потому что сытость чрева ко сну клонит его и возбуждает в нем скверные помыслы, и он не может совершать бдение, ни чтением, ни рукоделием заниматься и никакого другого доброго дела исполнять.

Преподобный Паисий Величковский

 

Выбор, сделанный в гневе, невозможно исправить.

 

Ленивый никогда не станет христианином.  

Преподобный Порфирий Кавсокаливит

 

Мы живем так, будто говорим Спасителю: Тебе - крест, нам - воскресение...

Митрополит Антоний Сурожский

 

Человек подобен дроби, числитель есть то, что он есть, а знаменатель - то, что он о себе думает. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь.

Лев Толстой

 

Нужно смиряться, раздражение и осуждение происходят от гордости.

Преподобный Амвросий Оптинский

 

Грех, кажущийся легким, не является таковым ни сам по себе, ни в сравнении с грехом смертным. Например, какое-нибудь озеро называют маленьким тогда, когда его сравнивают с большим морем, хотя на самом деле оно вовсе не маленькое, ибо содержит много воды. Так и малое согрешение только по сравнению со смертным грехом кажется малым, но взятое само по себе оно есть большое зло. Потому что и малый, и великий грех проистекают из одного источника – нарушения Божественного закона, как говорит Евангелист Иоанн: «Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие» (1Ин 3:4). И, согласно апостолу Иакову, «Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем» (Иак 2:10).

Преподобный Никодим Святогорец

 

Кто служит своему чреву и между тем хочет победить духа блуда, тот подобен угашающему пожар маслом.

Когда чрево утесняется, тогда смиряется и сердце, если же оно упокоено пищею, то сердце возносится помыслами.

Начальник бесов есть падший денница, а глава страстей есть объядение.

Сидя за столом, исполненным снедей, представляй перед мысленными очами твоими смерть и суд, ибо и таким образом едва возможешь хоть немного укротить страсть объядения. Когда пьешь, всегда вспоминай оцет и желчь Владыки твоего, и таким образом или пребудешь в пределах воздержания, или, по крайней мере, восстенав, смиришь свой помысл.

Блудных могут исправлять люди, лукавых – Ангелы, а гордых – Сам Бог.

Если кто слаб телом и сделал много тяжких беззаконий, тот да шествует путем смирения и свойственных ему добродетелей, ибо он не найдет другого средства ко спасению.

Как одержимому долговременною болезнию невозможно в одно мгновение получить здравие, так невозможно и в короткое время победить страсти или хотя одну из них.

Преподобный Иоанн Лествичник

 

Жертва нечестивых – мерзость, особенно когда с лукавством приносят ее.

Пр 21:27

 

Гордость же есть начало и корень всех зол в роде человеческом и поистине есть гибель или смерть души.

Преподобный Амвросий Оптинский

 

Раздражительный человек сам страдает. И мучение это из-за гордости  

Преподобный Силуан Афонский

 

Горе тем, которые зло называют добром, и добро – злом, тьму почитают светом, и свет – тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое – горьким! Горе тем, которые мудры в своих глазах и разумны пред самими собою!

Ис 5:20-21

 

Однажды монахи разговаривали о смирении. Один из знатных граждан города Газы, слыша слова, что чем более кто приближается к Богу, тем более видит себя грешным, удивлялся и говорил: – Как это может быть? И, не понимая, хотел узнать, что значат эти слова. Один монах сказал ему: – Именитый господин, скажи мне, кем ты считаешь себя в своём городе? Он отвечал: – Считаю себя великим и первым в городе. – Если же ты пойдешь в Кесарию, то кем будешь считать себя там? – Последним из тамошних вельмож. – Если же ты отправишься в Антиохию, кем ты будешь там себя считать? – Там буду считать себя всего лишь одним из простолюдинов. – Если же пойдёшь в Константинополь и приблизишься к царю, то там кем ты станешь считать себя? – Почти нищим. – Вот так и святые, – сказал монах, – чем больше приближаются к Богу, тем более видят себя грешными. Ибо Авраам, когда увидел Господа, назвал себя землёю и пеплом. … вот, я решился говорить Владыке, я, прах и пепел (Быт.18:27).

 

Гордость более всего лишает людей и добрых дел, и помощи Божией: где нет света, там тьма, а где нет смире­ния, там заступает место гордость…

Преподобный Макарий Оптинский

 

Но ведь дело это не единого дня или месяца есть, но многого времени, произволения, подвига, труда и помощи Божией требуется к искоренению сего смертоносного корня <гордости>, а оному исторгнуту бывшу, и все ветви страстей иссохнут и отпадут.

Преподобный Макарий Оптинский

 

Слово грех - перевод греческого слова αμαρτια, которое буквально означает промах или непопадание в цель. Грех - извращение человеческого естества вследствие отпадения от Бога, впадение человека в противоестественное (нижеестественное) состояние, беззаконие как нарушение нормы (закона, порядка) человеческого бытия, определенного Богом. Грех есть добровольное отступление от того, что согласно с природой в то, что противоестественно (противоприродно).

Преподобный Иоанн Дамаскин

 

Грех есть уклонение от цели, назначенной человеку по природе.

Блаженный Феофилакт Болгарский

 

Посадил Ной первую виноградную лозу. А Сатана пришёл и спрашивает: - Что будет из этой посадки? - Виноградник, - ответил Ной. - Не желаешь ли взять меня в компаньоны? Ной согласился. Что же сделал Сатана? Привёл к винограднику овцу, льва, обезьяну и свинью и, заколов их, поочерёдно полил виноградник их кровью. Человек, пьющий вино, обнаруживает поочерёдно же природные свойства всех названных тварей: вначале он кроток как овечка, потом становится отважным как лев, по мере опьянения начинает кривляться как обезьяна, и, наконец, валяется в грязи подобно свинье. Всё это произошло и с праведным Ноем.

 

Телесная похоть у человека происходит: или от теплого растворения, или многоядения и безмерного сна, или от действия сатаны, или от осуждения других и тщеславия своего, телесной красоты, или от праздных бесед, щегольства и нехранения очей. Если приходят блудные помыслы и мечтание ночное сонное или дневное, или плотское разжение, то ничем нельзя от сего избавиться, как только постом, воздержанием и молитвою со слезами, во всенощном бдении. Когда кто познает душевную и телесную силу изнеможения, то вскоре получит покой от страстей.

Преподобный Паисий Величковский

 

Говорят: «не увидит Господь, и не узнает Бог Иаковлев». Образумьтесь, бессмысленные люди! когда вы будете умны, невежды? Насадивший ухо не услышит ли? и образовавший глаз не увидит ли?

Пс 93:7-9

 

А что пугают тебя дураки: подрастешь, то страсти умножатся — неправда. Один Господь назначает, кому в начале, кому в середине, кому в конце жития скорби. А ты трудись и веруй Богу, что Он все видит. И воздаст.

Преподобный Анатолий Оптинский

 

Покрой недостатки другого, чтобы и твои недостатки покрыл Бог. Принимай несправедливость по отношению к себе, но сам не поступай несправедливо. Побеждай зло добром, потому что в этом состоит Евангельский Закон.   Старец Ефрем Филофейский

 

Имей кротость, не гневайся, потому что гнев — плод себялюбия и своеволия, в то время как кротость, напротив,— плод смиренного сердца и отсечения своей воли. Когда человек гневается, ум его теряет рассудительность и, как следствие, теряет и равновесие, увлекается неподобающими помыслами и образами.

Старец Ефрем Филофейский

 

Занозу и то больно из пальца вытаскивать, а выдергивать из себя страсть намного больнее! Знай ещё, что когда человек старается отсечь какую-нибудь страсть, то искушение ставит на пути его препятствия, и человек страдает, как страдает бесноватый, когда его отчитывают, потому что в этот момент идёт борьба с диаволом. Но потом бесноватый освобождается.

Преподобный Паисий Святогорец

 

Из святогорских разговоров:

Те, кто любил смотреть мирские фильмы со стрельбой и всем прочим набором (особенно из числа монашествующих), после смерти будут смотреть один и тот же фильм вечно. Душа будет знать фильм на зубок, до тошноты, но фильм всё время будет начинаться сначала. Такая мука. Сам хотел...

 

Гнев есть порож­дение гордости. Ежели будем в уме иметь Христово смирение и сами смиряться, то гнев угаснет.

Преподобный Макарий Оптинский

 

Как говорит св. Максим Исповедник: «Любовь рождается от безстрастия; безстрастие» – «от упования на Бога». Истинная любовь достигается победой над страстями. Ибо любовь, по Апостолу Павлу, «совокупность совершенства» (Кол 3:14). «Конец добродетелей есть любовь», -»; говорит авва Исаия.

 

В деле своего спасения не забывайте прибегать к помощи святых отцов и святых мучеников. Их молитвами Господь избавляет от страстей. Но никто не думайте своими силами избавиться от них. Не надейтесь на себя до самой смерти в борьбе со страстями. Только один Господь силен избавить от них просящих у Него помощи. И покоя не ищите до самой смерти.

Преподобный Севастиан Карагандинский

 

Господь не попускает страданий сверх наших сил, потому надо всё терпеть, а вот гордость страшнее всего. Она – бесовское свойство.

Преподобный Севастиан Карагандинский

 

В наших грехах и страстях не виноваты ни вино, ни женщины, ни деньги, ни богатство, как иные хотят себя оправдать, а наша неумеренность. Пьяницы винят вино, блудницы и блудники винят мужчин или женщин, сребролюбцы винят деньги, богатые винят богатство и т.д. Выходит, что если бы не было вина, женщин, денег, богатства, то грешники не грешили бы. Богом устроено все премудро и прекрасно. Но от неразумного употребления и пользования вещами получается зло.

Преподобный Севастиан Карагандинский

 

Если имеются гробы на том месте, где ты пребываешь: то ходи туда часто, и присматривайся к лежащим в гробах, в особенности же тогда, когда беспокоит блудная брань.

Святитель Игнатий (Брянчанинов). Отечник

 

Если не отъято будет насыщение хлебом: то душа никаким иным средством не может быть приведена к смирению.

Авва Пимен Великий

 

Брат спросил авву Исидора, пресвитера Скитского: «Авва! отчего демоны так сильно боятся тебя?» Старец отвечал: «С того времени, как я сделался монахом, не допускаю гневу подняться до гортани моей.

 

Будем подвизаться соответственно силе нашей, и Бог, по множеству милости Своей, окажет нам содействие. Если мы не сохранили сердец наших чистыми, как сохранили их Отцы: то постараемся сохранить от греха по крайней мере тела наши, как требует этого Бог.

Преподобный авва Исаия

 

Основание всех добродетелей — смиренномудрие; основание всех страстей — чревообъедение.

Венец добродетелей — любовь; венец страстей — оправдание грехов своих.

Упражняйся в трудах и рукоделии, чтоб доставить нищему кусок хлеба, а себя предохранить от праздности; праздность есть падение и смерть для души.

Не люби лености, и страх Божий вселится в тебя.

Если ощутишь в себе действие страсти чревообъедения и пожелание различных снедей: то вспомни тот смрад, в который обращается всякая пища. Это поможет тебе сохранить воздержание.

Ощутив расположение сладострастное к женщине, вспомни о женщинах, уже умерших. Что сделалось с ними? во что превратились тела их?

Будь убежден в том, что каждый человек, употребляющий пищу и питие нерассмотрительно и невоздержно, любящий что-либо мирское, никогда не получит высокой духовной почести, никогда не достигнет до нее: он лишь будет обольщать и обманывать себя пустою надеждою.

Преподобный авва Исаия

 

Не своди знакомства с человеком лукавым. Дружба с лукавым — дружба с диаволом.

Преподобный Антоний Великий

 

Глядя на несправедливость неправедного, мы часто спрашиваем: почему Бог сразу же не поразит его ударом грома, не спасет нас от неправды? Но при этом мы забываем спросить себя: во-первых, почему мать не убивает свое дитя, как только впервые застанет его за дурным делом? во-вторых, почему нас – меня и тебя – Бог не поразил громом, когда увидел сделанное нами зло? В каждого человека вложен Божий капитал. Ни один хозяин не будет вырубать сад, если однажды он не даст урожая, но с надеждой ждет следующего года. Грех человеческий – это неурожайный год, и Бог с надеждой тихо ждет.

Иногда ждет напрасно: Иуда остался Иудой. Но часто ждет и получает обильный плод: сад начинает плодоносить, и Савл становится Павлом.

Святитель Николай Сербский

 

Какие грехи видим в людях, те есть и в нас.

Согрешить – дело человеческое, но упорствовать во грехе – дело диавольское.

Ни к кому удобнее диавол не приступает, как к живущему в праздности и лености.

Если помыслы будем отсекать, отсечем и грех. От помыслов и грех бывает, как от корня – дерево или как от семени – плод. Отсеки корень, и дерева не будет; подави семя, и плод не возрастет.

Как дерево чем больше, тем с большей трудностью исторгается из земли, так чем более усилится и утвердится греховный обычай, тем с большей трудностью от него освобождается человек.

Никто так не бывает любезен диаволу, как пребывающий в пьянстве, потому что никто так не исполняет его воли, как пьяница.

Святитель Тихон Задонский

 

За уступки миру многие погибли: аще кто не творит добра, тот и согрешает.

Преподобный Серафим Саровский

 

Не называние греха, даже не психологически точное описание, не рассуждения, хотя бы и правильные, о причинах и следствиях грехов – а ощущение самой материи греха, самой его стихии, боль и скорбь о нем, жажда освобождения от него – вот что важно.

Священник Александр Ельчанинов

 

Плохо не иметь дурные помыслы а поддаваться им. В них мы не вольны, такова наша природа, помраченная грехом; помыслы имели и святые. Наше вольное следование помыслам или борьба с ними – вот где наша победа или поражение.

Священник Александр Ельчанинов

 

Всякий грех – это вражда с Богом. Одумайся! С кем враждуешь?!

Архимандрит Гавриил (Ургебадзе)

 

Нет человека, который не согрешил бы.

2Пар 6:36

 

Одного пустынника выбрали архиереем. Он долго отказывался, но братья настояли. Тогда он и подумал: «Я не знал, что я достоин, верно, есть у меня что-то хорошее». В это время явился ему Ангел и сказал:

— Нерадивый монах, что ты возносишься! Эти люди согрешили перед Богом, и им необходимо понести наказание, оттого-то и выбрали тебя, что хуже тебя никого не нашлось.

 

У всякого святого есть прошлое, у всякого грешника — будущее.

Оскар Уайльд

 

Люди делятся на праведников, которые считают себя грешниками, и грешников, которые считают себя праведниками.

Блез Паскаль

 

Диавол зная, что исповедание греха есть избавление от греха, склоняет душу к бесстыдному упорству. Но ты, возлюбленный, когда согрешишь, говори: я согрешил. Нет ничего справедливее такого оправдания. Таким образом ты умилостивишь Бога; таким образом и сам себя сделаешь более медленным на те же грехи... Ни у кого из согрешивших не бывает недостатка в бесстыдных оправданиях. Человекоубийца может сослаться на свою раздражительность, вор на бедность, прелюбодей на похоть, иной на власть; но все это – предлоги неосновательные, не представляющие никакой уважительной причины. Не от них происходят грехи, но от воли согрешающих.

Святитель Иоанн Златоуст

 

Человек злящийся есть дьявол в то время, когда он злится.

Святой праведный Иоанн Кронштадский

 

Как одна маленькая дырочка в банке с консервами может ее испортить, потому что пропускает воздух, так один-единственный гордый помысел, проникая в голову человека, заставляет его высоко думать о себе, и все его добродетели становятся негодными.

Преподобный Паисий Святогорец

 

Когда найдет на тебя гнев, закрой накрепко рот и не говори с тем, кто оскорбляет, или позорит, или обличает, или без причины многообразно тебя искушает. И этот змей встрепенется в сердце, подойдет к горлу и, поскольку ты ему не дашь выхода, задохнется и лопнет. И когда это повторится несколько раз, гнев уменьшится и прекратится совсем.

Преподобный Иосиф Исихаст

 

Ненависть от раздражительности, раздражительность от гордости, гордость от тщеславия, тщеславие от неверия, неверие от жестокосердия, жестокосердие от нерадения, нерадение от разленения, разленение от уныния, уныние от нетерпеливости, нетерпеливость от сластолюбия...

Преподобный Макарий Египетский

 

Однажды недоброжелатели Ефрема Сирина решили хитрым способом склонить его ко греху. Они подговорили одну из городских блудниц, чтобы она пошла к авве Ефрему и обольстила святого, а если это не удастся, то хотя бы вызвала в нем гнев, потому что еще никогда и никто не видел его разгневанным или ссорящимся с кем-либо. Ефрем выслушал ее откровенное предложение и сказал:

– Пойдем со мной!

Обрадованная блудница побежала вслед за святым. Вскоре они оказались на городской площади, где было множество народа.

– Вот здесь мы и займемся с тобой тем, что ты мне предложила.

Растерянная блудница, увидев народ, отвечает ему:

– Как же можно нам это делать в присутствии стольких людей?

Тогда Ефрем Сирин сказал:

– Если ты стыдишься людей, то как же не стыдишься Бога, который видит не только дела людей, но даже их намерения?

 

Главный наш грех заключается не в том, что мы совершаем плохие поступки, он состоит в том, что наша жизнь протекает совершенно отдельно от Бога; в том, что у нас с Ним нет никаких взаимоотношений; что наша жизнь – безбожная, потому что в ней нету Бога. А уж как человек отделяется от Бога – с помощью самогона, или в карты играет, или еще каким-то образом, – уже не так важно. Не так важно, за какое преступление человек сидит в тюрьме, – главное, что он в тюрьме, что он отделен от мира. И любой грех отделяет нас от Бога. Поэтому в чем цель христианской жизни? Для чего Господь Церковь основал? Чтобы мы через Церковь всю свою жизнь привели к Нему. Чтобы все, что бы мы ни делали, что бы ни думали, ни говорили, у нас было в Боге. И вот такая направленность нашей жизни и будет путем в Царствие Небесное.

Протоиерей Димитрий Смирнов

 

В гневе никакое дело не решай и разговор прекращай. Под влиянием гнева всегда грешишь, и скажешь неправильно, и после будешь сожалеть.

Схиигумен Иоанн (Алексеев)

 

Вот обиделся человек на другого, разозлился. И что, как он себя ведет? Он пытается всем доказать, что тот, на кого он прогневался, плохой, поэтому он и прогневался. Да он-то плохой, это понятно, но ты гневаешься не потому, что он плохой, а потому, что ты гневлив. И все, и никуда от этого не денешься. И пока ты гнев свой не победишь, всегда найдется какой-то плохой человек, на которого ты будешь гневаться. А что такое гнев? Гнев - это смертный грех. Почему он смертный? Потому что он душу убивает. И человек ходит в церковь, читает Евангелие, слушает проповеди, целует иконы - и продолжает гневаться, продолжает быть в обиде, продолжает не прощать и продолжает быть уверенным, что он прав.

Да, ты тысячу раз прав, пожалуйста, успокойся, ты во всем прав, но ты гневлив, поэтому Христа не увидишь ни в этом веке, ни в будущем, хоть каждый день причащайся, хоть выпей три тонны святой воды, хоть съешь все просфоры, которые выпекли сегодня в Москве, хоть объезди все монастыри, хоть живи в самом святом месте, с головой туда заройся - ничего не выйдет. Почему? Потому что гнев - это страсть, а ни одна страсть не пускает благодать Божию в сердце. Поэтому пока человек от страстей не освободился, благодать Божия к нему приблизиться не может. Следовательно, такой человек не может приблизиться ко Христу, потому что он сам Христа отгоняет. "Бог гордым противится, а смиренным дает благодать". А Христа можно познать только благодатью Божией. Когда благодать Божия приходит в сердце, она наставляет человека на всякую правду и очищает от всякой скверны.

Протоиерей Димитрий Смирнов

 

Все мы, христиане, теоретически знаем, что мы гордые. Да, но как лечится гордость, почему-то забываем. А лечится она послушанием. Детей - родителям, жены - мужу, а мужа - Богу. К сожалению, некоторые христианки считают большим грехом «съесть селедку не вовремя» или «в нечистоте прикоснуться к святыням», а мужа не слушаться – это что-то из разряда «плохо подумал про президента США». Непослушание – это очень тяжелый грех.

Протоиерей Андрей Канев

 

Уныния не должно быть у верующего человека... Как может унывать человек, который верит в Бога, в Его Всемогущество, в то, что без Него ничего не бывает, в то, что Он все может! Уныние же, случающееся с нами, свидетельствует о нашей духовной болезни и о нашем маловерии.

Епископ Феодор (Текучёв)

 

Ведь в больницах не осуждают друг друга за ту или иную болезнь. А мы все больны душевными болезнями – грехами.

Игумен Никон (Воробьев)

 

Человек, который завидует, весь сосредоточен на своем «я». Достоинства и успехи ближнего являются для него лишь мерилом самого себя. Другой имеет талант, а я почему не имею? Другого любят, а я что же, недостоин? Другой преисполнен добродетелей, а мне почему Бог не дал? Завидующий человек видит только себя, обделенного благами, и не видит ближних. И потому он одинок. Когда же он перестанет измерять себя, а будет просто смотреть на ближних с радостью: «Какие прекрасные люди меня окружают! Как мне повезло!» – тогда одиночество его кончится.

Настоятельница Ново-Тихвинского монастыря игуменья Домника

 

Познать свои страсти очень легко: о них нам подскажут наши ближние: прежде всего родственники и коллеги — те, с кем мы общаемся бок о бок ежедневно. Услышав о себе нелицеприятную правду, высказанную в глаза или за глаза, не спешите кипятиться, обижаться и закупоривать себя в бутылку оскорбленного себялюбия. Но, взвесив своим умом (на то он нам и дан) все сказанное, нужно найти в нем рациональное зерно. Сказать легко, а выполнить труднее. И убедившись в частичной правоте критики, нами услышанной, необходимо начинать трудиться над самим собой.

Протоиерей Артемий Владимиров

 

Жила-была одна баба злющая-презлющая, и померла. И не осталось после нее ни одной добродетели. Схватили ее черти и кинули в огненное озеро. А Ангел-Хранитель ее стоит да и думает: «Какую бы мне такую добродетель ее припомнить, чтобы Богу сказать». Вспомнил и говорит Богу: «Она в огороде луковку выдернула и нищенке подала». И отвечает ему Бог: «Возьми ж ты, говорит, эту самую луковку, протяни ей в озеро, пусть ухватится и тянется, и коли вытянешь ее вон из озера, то пусть в рай идет, а оборвется луковка, то там и оставаться бабе, где теперь».

Побежал Ангел к бабе, протянул ей луковку: «На, говорит, баба, схватись и тянись». И стал он ее осторожно тянуть, и уж всю было вытянул, да грешники прочие в озере, как увидали, что ее тянут вон, и стали все за нее хвататься, чтоб и их вместе с нею вытянули. А баба-то была злющая-презлющая, и начала она их ногами брыкать: «Меня тянут, а не вас, моя луковка, а не ваша». Только она это выговорила, луковка-то и порвалась. И упала баба в озеро и горит по сей день. А Ангел заплакал и отошел.

Ф.Достоевский. Братья Карамазовы

 

Причина всех наших бед заключается в гордости. Как ни прискорбно, но этим дьявольским грехом мы обуреваемы все. И чем больше степень этого пленения, тем горше наша жизнь. Поэтому если у человека на душе нехорошо, тяжело, немирно, надо ему понять, глубоко усвоить хотя бы умом, что, значит, это гордость его обуяла. Потому что смиренный человек вообще не скорбит: его утешает благодать Божия.

Протоиерей Димитрий Смирнов

 

Попечения о плоти не превращайте в похоти.

Рим 13:14

 

Молодой монах пришел за советом к авве Моисею.

– Отче, – сказал он, – я понимаю, как можно согрешить зрением, слухом, вкусом или осязанием. Но как можно согрешить обонянием?

– Если совать нос в чужие дела, – отвечал старец.

 

Как увидеть, что в нас живут гордость и эгоизм? Вот если брат твой скажет тебе оскорбительное слово или сделает замечание, а ты при этом внутренне возмутишься, расстроишься, в тебе заговорит твое "Я", если ты при этом станешь возражать мыслями и словом,- то это свидетельство того, что у тебя в сердце рана эгоизма и гордости.

Старец Ефрем Филофейский

 

Даже если вас одолевают страсти, переносите это как часть общечеловеческой скорби. Не замыкайтесь на этой страсти. Говорите: "Господи, Ты видишь в каком состоянии мы (не "я", а "мы") все, помоги!"

Архимандрит Софроний Сахаров

 

Если человек не видит своих грехов, это не значит, что их нет у него. Это значит, что человек не только во грехах, но еще и в слепоте духовной.

Игумен Никон (Воробьев)

 

Было три трудолюбивых монаха. Один из них избрал для себя дело – примирять ссорящихся между собой людей. Другой – посещать больных. Третий удалился безмолвствовать в пустыню. Первый, трудясь по причине ссор между людьми, не мог излечить всех, и, со скорбью придя к посещавшему больных, нашёл его также ослабевшим и не старающимся об исполнении своего обета. Согласившись, оба они пошли к пустыннику, поведали ему печаль свою и просили сказать им, что доброго сделал он в пустыне. Немного помолчав, пустынник влил воду в чашу и говорит:

– Смотрите на воду.

А вода была мутная, так что ничего не было видно в ней. Спустя немного времени он опять говорит:

– Смотрите, теперь вода устоялась.

Как только они посмотрели в воду, то увидели свои лица, как в зеркале. Тогда он сказал им:

– Так бывает и с человеком, живущим среди людей. От смущения он не видит грехов своих. А когда он безмолвствует, и особенно в пустыне, тогда видны его недостатки.

 

Ведь какое чудо: если любой грешник раскаивается и говорит: «Господи, прими меня, я исправлюсь, я начну другую жизнь», – то Господь забывает его грех; грех перестает быть, если человек от него отвернулся. Куда он девается? Мы ведь его совершили – куда же он исчез? А он взят на Себя Христом.

Протоиерей Димитрий Смирнов

 

Господь ждет покаяния от людей грешных, потому и долго терпит. А безумные люди думают: грешники благоденствуют, значит, Бога нет. Бог жалеет их, вразумляет и добром, и скорбями, и болезнями, ожидая их исправления. И если не каются, то оставляет их в земной жизни на их волю, чтобы воздать должное после смерти.

Игумен Никон (Воробьев)

 

Подвижники благочестия говорят, что те, кто нам досаждает, - это наши благодетели, через кого Господь открывает нам наши страсти, то есть нашу греховность. Человек, может, никогда и не думал, что может ругаться, сильно раздражаться или сквернословить - и вдруг появляется человек, который в нем все это вызывает. И возникает ситуация, когда человек как бы невольно проявляет свой внутренний нарыв, свое сердечное устроение.

Протоиерей Валериан Кречетов

 

Господь даром прощает грехи многих, и крещение Его даром освобождает верующих от наказания.

Преподобный Ефрем Сирин

 

Человеку, ослепленному грехом, кажется, что у него все в порядке, как говорится, сыт, пьян и нос в табаке; все хорошо, все отлично, все о’кей. На самом деле это состояние страшное. А как только человек начинает приближаться к Богу, он начинает видеть в себе один грех, потом два, потом три, потом четыре и постепенно, вступая в борьбу с грехом – с тем, который видит, – он освобождает место для благодати Божией. Благодать Божия изливается в его душу, света в ней больше становится, и в этом свете он видит еще больше грехов. Люди неопытные в духовной жизни даже удивляются: я вот в церковь стал ходить и вижу, что становлюсь только грешней. На самом деле нет, человек не становится грешней, просто он приобретает духовное видение, он начинает видеть истину. Поэтому если он два года назад не видел в себе ничего, ему казалось, что все в порядке, то теперь, два года отходив в храм, он видит в себе уже много грехов. Это говорит о том, что благодать Божия проникла в его сердце.

Протоиерей Димитрий Смирнов

 

За фразой "у каждого – свой бог" скрывается совсем иное утверждение – "я сам себе бог".

 

Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их.

Мф 1:20-21

 

Грех манит тем, что он «похож на свободу»; он «вроде благодати». Мнимая свобода, неверная радость, ложный простор. Человек обманывает себя. Это и есть грех.

Святитель Иоанн Сан-Францисский

 

Одного старца спросили:

-Отче, а что такое грусть?

-Быть грустным - это значит все время думать о самом себе, - ответил он кратко.

 

Три врага ведут брань с человеческим родом: бесы, наше собственное естество и привычка.

Преподобный Иосиф Исихаст

 

Кто ругается над нищим, тот хулит Творца его; кто радуется несчастью, тот не останется ненаказанным [а милосердый помилован будет].

Пр 17:5

Оправдывающий нечестивого и обвиняющий праведного - оба мерзость пред Господом.

Пр 17:15

Душа нечестивого желает зла: не найдет милости в глазах его и друг его.

Пр 21:10

 

Не удивительно падать, но постыдно и тяжко пребывать в грехе.

Преподобный Амвросий Оптинский

 

Однажды ученики пришли к старцу и спросили его: «Почему дурные наклонности легко овладевают человеком, а добрые — трудно и остаются непрочны в нем?»

—  Что будет, если здоровое семя оставить на солнце, а больное зарыть в землю? — спросил старец.

— Доброе семя, что оставлено без почвы, погибнет, а плохое семя прорастет, даст больной росток и худой плод, — ответили ученики.

— Так поступают люди: вместо того, чтобы втайне творить добрые дела и глубоко в душе растить добрые начатки, они выставляют их напоказ и тем губят. А свои недостатки и грехи, чтобы их не увидели другие, люди прячут глубоко в душе. Там они растут и губят человека в самом его сердце. Вы же будьте мудры.

Ученики возблагодарили авву за поучение и удалились в размышлении.

 

Зло не есть какая-либо сущность, имеющая действительное бытие, подобно другим существам, созданным Богом, а есть только уклонение существ от естественного своего состояния, в которое поставил их Творец, в состояние противоположное. Поэтому не Бог есть виновник зла, но оно происходит от самих существ, уклоняющихся от своего естественного состояния и предназначения.

Священномученик Дионисий Ареопагит

 

Информации нужно брать столько, сколько ты можешь применить на практике. Остальное - соблазн и гордыня.

Монах М.

 

Плотолюбцам и чревоугодникам входить в исследование предметов духовных так же неприлично, как блуднице разглагольствовать о целомудрии.

Преподобный Исаак Сирин

 

Если ты стыдишься подобных тебе грешников, чтобы не увидели тебя грешащим, - сколько более ты должен страшиться Бога, Который совершенно зрит тайны сердца твоего.

Преподобный авва Исаия

 

Такова уж немощь человеческая, что добрый человек, вступив в общество злых, становится сам злым: между тем как эти редко делаются добрыми.

Свтятитель Иоанн Златоуст

 

С Богом нас разделяет ложь, и только ложь. Сказать, что с Богом нас разделяет истина, то же самое, что сказать, что с Богом нас разделяет Бог.

Ложные мысли, ложные слова, ложные чувства, ложные желания - вот совокупность лжи, ведущая нас к небытию, иллюзиям и богоотречению. С этой дороги нет возврата без тяжелого жизненного потрясения, пока человек, ослепнув, подобно Савлу, не падет на землю и пока Бог не поднимет его из пыли и немощи и не вернет ему зрение.

Святитель Николай Сербский

 

Все зло происходит от неверия. Когда человек не верует в Бога, он хочет превратить свою жизнь в сплошную праздничную пирушку. Поэтому он и предает себя всякого рода грехам.

Преподобный Паисий Святогорец

 

Однажды к старцу пришли двое юношей и спросили его: «Скажи нам, святой отец, как умертвлять худые наклонности и искоренять пагубные привычки?» Старец попросил одного из них вырвать молодое деревце, что тот легко сделал. После этого он попросил вырвать другое. Юноша вырвал и второе, но оно было крепче, и ему пришлось потрудиться. Пустынник подвел юношу к третьему, высокому и крепкому, дереву. Вырвать его не удалось даже обоим юношам.

После он сказал: «Дети мои, злые наклонности и привычки похожи на эти деревья: если они недолго росли и недавно вкоренились в сердце, то одной твердой воли достаточно искоренить их; но если они глубоко пустили свои корни, то уже очень трудно или почти невозможно господствовать над ними». Итак, трудитесь, пока есть время, пока тяжкая борьба не превышает сил ваших!»

 

Стояли у дороги два человека и беседовали.

Шел по дороге мимо них пьяница и подумал: «Эти люди, по всему видно, обсуждают, в какую пивную отправиться, чтобы хлебнуть после трудного дня кружку-другую». И, забыв, куда шел, отправился пьяница в кабак.

Проходил мимо беседовавших развратник. Видя их, сказал он себе: «Прямые люди! Никого не стесняясь, посреди народа решают, в какой публичный дом направиться сегодня вечером». Взыграла тут в блуднике похоть, и, забыв свои дела, отправился он в притон.

Шел мимо праведник и, видя беседующих, сказал себе: «Вот люди нашли время и ведут добрую беседу, оставив суету. Я же, грешный, уже три дня не выберу часа, чтобы навестить заболевшего соседа». И, отложив заботы свои, пошел праведник поддержать добрым словом больного.

Так праведный повсюду видит добро, но рабу порока весь мир – соблазн ко греху.

 

По мере оскудения любви бывает в нас страх; ибо в ком нет страха, тот или исполнен любви, или умер душою.

Преподобный Иоанн Лествичник

 

Мы всегда знаем, хорошо ли мы подумали или плохо; хорошо ли мы сделали или плохо – всегда это чувствуем через совесть. Но у совести есть одно свойство: она мучит, а мы не любим, чтобы у нас душа страдала, так же, как не любим, чтобы страдало тело; мы хотим жить не страдая. Поэтому каждый человек, где бы он ни жил, какого бы цвета кожа у него ни была, не любит, когда его мучит совесть. И все люди пытаются от мук совести избавиться. Человек избавляется от мук совести тем, что уговаривает себя, начинает совесть свою баюкать, например: ну подумаешь, аборт, все делают, ну чего нищету разводить, лучше уж пусть не родится, чем потом будет болеть. Этот путь есть путь сожжения своей совести, постепенно, час от часа, грех от греха.

Протоиерей Димитрий Смирнов

 

Некоторые люди свою совесть сжигают так, как можно выжечь глаз. Если у человека катаракта или близорукость, это можно исправить очками или хирургической операцией. Но если взять и выжечь глаз каленым железом, то с ним уже ничего не сделаешь. Вот так и совесть: ее можно загнать в угол, ею можно не пользоваться, она может спать – но в таком случае она еще способна пробудиться. А если человек сжег совесть совсем, то он становится живым воплощением демонских сил, он творит зло и во зле ищет оправдание и цель своей жизни. Это говорит о том, что безнаказанно грешить нельзя, каждое греховное слово, каждая греховная мысль, я уже не говорю о деле, сквернит и поганит нашу бессмертную душу. Поэтому так долог и труден путь восхождения, когда мы все-таки к Богу обратимся и нам станет совестно тех дел, которые мы совершаем тайно от всех.

Протоиерей Димитрий Смирнов

 

Праздность есть начало всех пороков. Праздность – это гибель душе.

Преподобный Исаак Сирин

 

Мы должны помнить, что когда мы грешим, нашу судьбу, объективно говоря, решает не тот грех, который мы совершаем, а то, как мы к нему относимся. Относимся ли мы к нему с ужасом, ненавистью? Являемся ли мы жертвами нашего бессилия? Или мы услаждаемся злом, которое совершаем? Малое зло, которым мы наслаждаемся, может быть более губительно и убийственно, чем крупное. Это очень важно себе представить, потому что часто думается: ну, я не особенно грешен… А какое мое отношение к греху? Если мое отношение лакомое, если я люблю свой грех, к нему привязан, то я раб и пленник, мне нет пути на свободу. Если же я совершил крупный грех, но он меня всего перевернул и так на меня подействовал, что никогда в жизни больше ничего подобного быть не может, то я уже готов начать новую жизнь.

Митрополит Антоний Сурожский

 

Признаком сознания своих грехов и покаяния в них является неосуждение ближних.

Игумен Никон (Воробьев)

 

Страшная истина. Нераскаянные грешники после смерти теряют всякую возможность измениться к лучшему и, значит, неизменно остаются преданными вечным мучениям (грех не может не мучить).

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

 

Делая добро, человек чувствует радость. Делая грех – страдает. Чем больше добра делает человек, тем больше он радуется, чем больше делает зла, тем сильнее страдает его душа.

Преподобный Паисий Святогорец

 

Главных страстей восемь: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие и гордость... Восемь страстей имеют разное происхождение и разные действия, однако шесть первых, то есть чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль и уныние, соединены между собой каким-то средством или связью так, что излишество первой страсти дает начало последующей...

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин

 

Гордость ума — это бесовская болезнь, ибо человек, пораженный ею, считает, что он велик, что он умнее других и более не нуждается в советах и помощи кого-либо. Преблагий Бог да сохранит нас от этой страсти и болезни бесовской!

Старец Клеопа(Илие)

 

Все равно, от чего утонуть. Либо от привязанного к шее большого камня, либо от мешка с песчинками.

 

Бог есть Любовь... следовательно, злопамятство есть отречение от Бога.

Свтятитель Игнатий Брянчанинов

 

Все грехи мерзостны пред Богом, но мерзостнее всех гордость сердца.

Преподобный Антоний Великий

 

Дьявол гордился, да с неба свалился.

Народная пословица.

 

Горе тем, которые мудры в своих глазах и разумны пред самими собою!

Ис 5:21

 

Сон и чрево связаны между собою. При наполненном желудке монах много спит и просыпает более положен­ного. Я вам говорил и говорю: кушайте досыта, но не до пресыщения. Сыты, положите ложку. А иной уже сыт, а все-таки ест да ест, глаза не сыты — это грех.

Преподобный Варсонофий Оптинский

 

Не пища зло, но чревоугодие, не деторождение, но блуд, не деньги, но сребролюбие, не слава, но тщеславие, а когда так, то нет в природе зла, кроме злоупотребления, которое случается от несмотрения ума за действиями естественными.

Преподобный Максим Исповедник

 

Самолюбивый человек безнадежно слеп и одинок; ничего ни в мире, ни в людях он не увидит, кроме себя самого.

Священник Александр Ельчанинов 

 

Самомнение, самолюбие, завышенная самооценка - вот частая причина обидчивости и гнева. Легко быть спокойным и снисходительным, когда тебя все хвалят, а тронь только пальцем, сразу видно, чего мы стоим .

Священник Павел Гумеров

 

Вот закон, неизменный от Адама до настоящего дня: если человек познает зло, приобщаясь к нему, он тут же принимает его в себя, соединяется с ним и им побеждается.

И сейчас тот же соблазн исходит от мира: «Все надо попробовать, все надо испытать… Как же ты проживешь, не зная того и другого…» Зло, которое творится вокруг, нам все время рекламируют и преподносят, как соблазнительное блюдо, которое мы обязательно должны съесть. И человек опять вкушает запретный плод, пренебрегая первой заповедью, данной ему Богом: Не вкушай, смертью умрешь (Быт 2:17).

Протоиерей Алексий Уминский

 

Крепко наблюдай за проявлениями гордости: она проявляется незаметно, особенно в огорчении и раздражительности на других из-за самых неважных причин.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

 

Первый долг верующего — очистить себя от страстей.

Святитель Феофан Затворник

 

Люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его.

Ин 3:19-20

 

В каждом человеке заложен первородный грех — следствие прародительского греха Адама и Евы— духовная поврежденность личности, самой сущности человека, удобосклонность человеческой природы ко всему греховному, телесные болезненность и смертность. Сия жизнь - это поединок человека со всем тем, что противно Богу.

 

Грехи — как грецкие орехи: скорлупу расколешь, а зерно выковырить трудно.

Преподобный Амвросий Оптинский

 

Умой грехи свои, а не только лицо.

 

Нервы - это грехи. Перестань грешить - и нервные заболевания пройдут.

Схиигумен Савва (Остапенко)

 

Господь  по Своей любви и мудрости, открывает нам  наши грехи не сразу, а  по мере нашей решимости и возможности эти грехи победить. Если бы Он вдруг показал нам,  какие мы есть на самом деле, мы бы просто от отчаяния умерли,  не справились бы с этим, у нас не хватило бы мужества с собой, такими, какие мы есть,  ни бороться, ни дальше жить. Поэтому   Господь по милосердию Своему сразу с нас не взыскивает, а дает нам путь жизни для того,  чтобы мы постепенно очищались. И только по мере нашего духовного возрастания и  укрепления  духовного мужества Он открывает нам нашу бездну,  давая  возможность бороться с грехом, постепенно переходя от силы в силу.  Все святые и считали себя величайшими грешниками: у них было великое мужество видеть себя по-настоящему.

Протоиерей Алексий Уминский

 

Погибели предшествует гордость, и падению - надменность.

Лучше смиряться духом с кроткими, нежели разделять добычу с гордыми.

Пр 16:18-19

 

Много лет назад диавол решил продать все инструменты своего ремесла. Он аккуратно выставил их в стеклянной витрине на всеобщее обозрение. Что это была за коллекция! Здесь был блестящий кинжал Зависти, а рядом с ним красовался молот Гнева. На другой полке лежал лук Страсти, а рядом с ним живописно разместились отравленные стрелы Чревоугодия, Вожделения и Ревности. На отдельном стенде был выставлен огромный набор сетей Лжи. Еще там были орудия Уныния, Сребролюбия и Ненависти. Все они были прекрасно представлены и снабжены ярлыками с названием и ценой. А на самой красивой полке, отдельно ото всех остальных инструментов, лежал маленький, неказистый и довольно потрепанный на вид деревянный клинышек, на котором висел ярлык «Гордость». На удивление, цена этого инструмента была выше, чем всех остальных вместе взятых. Один прохожий спросил диавола, почему он так дорого ценит этот странный клинышек, и он ответил:

— Я действительно ценю его выше всех, потому что это единственный инструмент в моем арсенале, на который я могу положиться, если все остальные окажутся бессильными.

И он с нежностью погладил деревянный клинышек.

— Если мне удается вбить этот клинышек в голову человека, — продолжал диавол, — он открывает двери и для всех остальных инструментов.

 

Откуда же берется бес осуждения? От гордости, оттого, что многие считают себя выше и лучше других. Осуждаем мы также от злобы, от ненависти,- от того, что любви очень мало в сердцах наших.

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)

 

Закончив службу, священник объявил:

- В следующее воскресенье я буду беседовать с вами на тему лжи. Чтобы вам было легче понять, о чем пойдет речь, прочитайте перед этим дома семнадцатую главу Евангелия от Марка.

В следующее воскресение священник перед началом своей проповеди объявил:

- Прошу тех, кто прочитал семнадцатую главу, поднять руки.

Почти все присутствующие подняли руки.

- Вот именно с вами я и хотел поговорить о лжи, - сказал священник. - У Марка нет семнадцатой главы.

 

Мы, бедные, любим свои страсти, уважаем их; и какое ж воздаяние от них получаем? Мучение совести и томление духа.

Преподобный Макарий Оптинский

 

Бог не посылает нам искушения выше меры, но разве (только) за гордость, за самомнение и за ропот, коим мы сами себе скорби отягчаем. Берегись роптать и малодушествовать: великодушие и терпение облегчают скорби, а малодушие и ропот умножают и отягощают оные.

Преподобный Макарий Оптинский

 

Спросило благоразумие у одного человека, почему он не боится грешить?

– Так все ведь грешат! – даже удивился тот.

– И когда все будут держать ответ на Страшном Суде, ты тоже хочешь быть вместе со всеми?

Посмотрел человек на благоразумие и впервые задумался о той участи, которая ждет только его одного…

Монах Варнава(Санин)

 

Советую вам употребить против этой страсти (табакокурения) духовное врачевство: подробно исповедайтесь во всех грехах с семи лет и за всю жизнь и причаститесь Святых Тайн, и читайте ежедневно, стоя, Евангелие по главе или более, а когда нападет тоска, тогда читайте опять, пока не пройдет тоска, опять нападет — и опять читайте Евангелие. — Или вместо этого кладите наедине по 33 больших поклона, в память земной жизни Спасителя и в честь Святой Троицы.

Преподобный Амвросий Оптинский

 

Если не брать в расчет наши грехи – в остальном у нас всё в порядке.

Преподобный Паисий Святогорец

 

Свойство гордости — видеть в себе только хорошее, в других — только худое; а свойство смирения — видеть свои грехи, а в других — добрые качества.

Схиигумен Иоанн (Алексеев)

 

Один старец так говорил ученикам:

 – Когда царь хочет взять неприятельский город, то прежде всего удерживает воду и съестные припасы.

Неприятель, погибая от голода, вынужден покориться ему. Так бывает и с грехами.

Если человек будет жить в посте и молитве, то враг, ослабев, покидает его душу.

 

Если хочешь победить страсти, то отсеки сласти.

Преподобный Паисий Величковский

 

Таковы пути всякого, кто алчет чужого добра: оно отнимает жизнь у завладевшего им.

Пр 1:19

 

Как змее невозможно совлечь с себя старую свою кожу, если она не проползет сквозь тесную скважину или ущелье, так и мы застарелых своих во грехах привычек и греховной одежды ветхого человека совлечь с себя не можем, если не будем ходить по тесному пути воздержания и самоотвержения.

Преподобный Вонифатий из Феофании

 

На вопрос инока, вопрошавшему его, как победить гор­дость, старец сказал: «Для этого необходимы борьба и самопонуждение к смирению. Это не вдруг приходит, а со временем. Это то же, что пролить кровь. Проси Бога. Постепенно будешь осваиваться со смирением, а после оно и в навык обратится».

Преподобный Исаакий Оптинский

 

Знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех.

Рим 7:18-20

 

Согрешившим не следует отчаиваться. Да не будет этого. Ибо мы осуждаемся не за множество зол, но за то, что не хотим покаяться и познать чудеса Христовы.

Преподобный Марк Подвижник

 

Знай же, отчего бывает сильнее брань и побеждение: от мнения о себе, от осуждения ближних, от излишней пищи и покоя телесного, а еще от сокровения помыслов от отца духовного.

Преподобный Макарий Оптинский

 

Ангелы плачут, когда человек унывает и сомневается в милосердии Божием.

Преподобный Варсонофий Оптинский

 

Грехи других судить Вы так усердно рветесь, начните со своих и до чужих не доберетесь.

У.Шекспир

 

Надо все дурное, также и страсти, борющие нас, считать не своими, а от врага – диавола. Это очень важно. Тогда только и можно победить страсть, когда не будешь считать ее своей.

Победа над страстями совершается силою Божиею. Наши немощные силы к этому недостаточны. В этом надо смиренно сознаться и смирением привлекать к себе милость и помощь Божию.

Грех кладет печать не только на душу человека,но и...на его внешнее поведение и вид.

Преподобный Никон Оптинский

 

Когда тебя возьмет печаль о чем-нибудь, сейчас же скажи Господу печаль твою, и Он утешит тебя.

Святой праведный Иоанн Кронштадский

 

Диавол не обладает никакой силой и властью над человеком верующим, ходящим в церковь, исповедующимся, причащающимся. Диавол только погавкивает на такого человека, все равно, что беззубая собака.

Преподобный Паисий Святогорец

 

Должны нас устрашать всякая слава и похвала че­ловеческая,ибо,по учению святых отцев:не только приемлющий славу от человек,но даже и слышащий шум словес сих с услаждением, лишается вечно славы.

Преподобный Макарий Оптинский

 

Ропот на Бога бывает наиболее от людей горделивых или неразумных.

Преподобный Антоний Оптинский

 

Сидел бес в образе человека и болтал ногами. Видевший это духовными очами спросил его: «Что же ты ничего не делаешь?» Бес отвечал: «Да мне ничего не остается делать, как только ногами болтать, – люди все делают лучше меня».

Преподобный Амвросий Оптинский

 

Господь говорил: "всякий, делающий грех, есть раб греха"(Ин 8:34). И ни один грех не обходится без учителя. Лишь грех диавола, этот самый первый грех, можно считать абсолютно беспричинным, грехом ради греха. Ева уже могла в какой то мере оправдываться: "змей обольстил меня" (Быт 3:13).

Протоиерей Вячеслав Резников

 

Никого люди не ненавидят в такой степени, как свидетеля своего греха. Посему самые большие преступления в мире творятся ночью, во мраке.

Святитель Николай Сербский

 

Помни последняя твоя и вовеки не согрешишь.

Сир. 7, 39

 

"Очень ранимый" - в духовной жизни означает: "очень тщеславный".

Монах Симеон Афонский

 

Добрый человек всех людей видит добрыми, а злой и лукавый не только криво, но и прямо ходящих подозревает, укоряет, осуждает и злословит.

Святитель Иоанн Златоуст

 

Злой человек вредит самому себе прежде, чем повредит другому.

Блаженный Августин Аврелий

 

Кто сердит, тот сам себе вредит.

Преподобный Амвросий Оптинский

 

У уныния нет большей причины, чем праздность и нет лучшего средства от нее чем, занятость.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

 

Достоевский, рассуждая в «Братьях Карамазовых» об аде, говорит, что ад можно выразить двумя словами: «Слишком поздно!». Только память о смерти может позволить нам жить так, чтобы никогда не сталкиваться с этим страшным словом, ужасающей очевидностью: слишком поздно.

Митрополит Антоний Сурожский

 

Не надо верить приметам, и не будут исполняться.

Преподобный Амвросий Оптинский

 

Даже некоторые из скитающихся Иудейских заклинателей стали употреблять над имеющими злых духов имя Господа Иисуса, говоря: заклинаем вас Иисусом, Которого Павел проповедует. Но злой дух сказал в ответ: Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто? И бросился на них человек, в котором был злой дух, и, одолев их, взял над ними такую силу, что они, нагие и избитые, выбежали из того дома. Это сделалось известно всем живущим в Ефесе Иудеям и Еллинам, и напал страх на всех их, и величаемо было имя Господа Иисуса.

Деян 19:13-17

 

Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы.

Екк 7:20

 

Сперва дух порабощается плотью, а затем и плоть- внешним врагом.

Святитель Николай Сербский

 

Допустив в себе начало порока, не говори: он не победит меня. Ибо, насколько ты предался ему, настолько уже побежден им.

Преподобный Марк Подвижник

 

Нет большего врага человеку, как он сам себе.

Преподобный Марк Подвижник

 

Положи, Господи, хранение устам моим, и огради двери уст моих!

Пс 140:3

 

Мрак рассеивается не иначе как внесением в него света.

 

Часто мы не грешим не потому, что победили грех, внутренне его преодолели, а по внешним признакам — из чувства приличия, из страха наказания и проч.; но и готовность на грех — уже грех сам по себе.

Священник Александр Ельчанинов

 

Как бы ни был человек праведен и чист, а есть в нем стихия греха, которая не может войти в Царство Небесное, которая должна сгореть; и вот грехи наши горят и сгорают нашими страданиями.

Священник Александр Ельчанинов

 

Желающий отомстить должен готовить две могилы.

Китайская мудрость.

 

Нет греха непростительного, кроме греха нераскаянного.

Преподобный Исаак Сирин

 

«Неврастения», «нервность» и т. п., мне кажется, просто виды греха и именно греха гордости. Самый главный неврастеник — дьявол. Можно ли представить себе неврастеником человека смиренного, доброго, терпеливого. И обратно — почему неврастения выражается непременно в злобе, раздражительности, осуждении всех, кроме себя, нетерпимости, ненависти к людям, крайней чувствительности ко всему личному?

Священник Александр Ельчанинов

 

Ад невозможно сделать привлекательным, поэтому дьявол делает привлекательной дорогу туда.

Святитель Василий Великий

 

Потерпите, не раздражайтесь, главное, не злитесь. Злом зла никогда не уничтожишь, не выгонишь его. Оно боится только любви, боится добра.

Святитель Афанасий (Сахаров)

 

Можно быть ангельски добрым с теми, кто относится к тебе с доверием, любовью. Но стоит натолкнуться на злобу, осуждение, враждебность — и доброта переходит в чувство обратное, это явно показывает на наше полное бессилие перед злом и, прежде всего, — перед злом в себе, которое поднимается в нас навстречу чужой критике. Укоры, критика, — горькое лекарство нашему тщеславию, нашему довольству собой.

Священник Александр Ельчанинов

 

Одна из серьезных причин внутреннего одиночества — это привычка осуждать. Можно сказать, что одиночество и осуждение – это сродные недуги души. Осуждающий человек, где бы он ни оказался, всегда недоволен своим окружением. Ему кажется, что его претензии к ближним справедливы и неоспоримы. Но это, конечно, ошибка. Человек, смотрящий на ближнего сквозь призму осуждения, видит его словно в кривом зеркале, совершенно не таким, каков тот на самом деле. Это зеркало даже и достоинства может превратить в недостатки. Как с этим бороться? Святые отцы дают простое правило: думать, что закон Божий создан лично для меня. Мне – нельзя, ближнему – можно. Это один из главных законов духовной жизни, и если мы примем его всем сердцем, то яд осуждения не сможет проникнуть в нашу душу.

Настоятельница Ново-Тихвинского монастыря игуменья Домника

 

Любое раздражение от гордости. Почему ты можешь раздражаться на человека, почему ты можешь злиться на него? Потому что ты считаешь себя выше него.

Преподобный Амвросий Оптинский

 

Если человек не начнёт работать над самим собой, то диавол найдёт ему другую работу — заниматься другими (выискивать недостатки у других).

Преподобный Паисий Святогорец

 

У уныния нет большей причины, чем праздность и нет лучшего средства от нее чем, занятость.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

 

Не люби слушать о недостатках других – у тебя будет меньше своих.

Преподобный Амвросий Оптинский

 

Венец добродетели- любовь, венец страсти- оправдание своих грехов. Исайа Отшельник.

 

До того как ум пробудится ото сна лености, он обитает с демонами. Исайа Отшельник.

 

Гроб открытый- гортань их.

Пс 10:5

 

Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех.

Рим 7:19-20

 

Лжесвидетель не останется безнаказанным, и кто говорит ложь, погибнет.

Пр 19:9

 

Всяк человек ложь.

Пс 115:2

 

Унылая тварь дискредитирует творца. Ибо грех...

 

Народная пословица: "Лень - мать всякого греха".

 

Блудных могут исправлять люди, лукавых — ангелы, а гордых исцеляет Сам Бог…

 

Бог не любит грехи, но любит грешников. Кающихся.

 

Из всех грехов больший грех гордость, из-за нее изобретатель всего худого — диавол — свержен с неба.

Преподобный Нил Синайский

 

Похвалы надмевают душу, когда же душа вознесется, тогда объемлет ее гордость, которая возводит до Небес и низводит до бездн.

 

Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.

Иак 4:6

 

Праздный ум — кузница диавола.

 

На земле есть богатые и бедные, знатные и простолюдины, ученые и не ученые. Но за гробом есть только праведные и грешные. Поистине ничего мы туда не принесем, кроме совершенного нами добра и зла.

 

Пути ленивых постланы тернием.

 

Наказание лжецу не только в том, что ему больше не верят, но и в том, что он сам никому не может верить.

 

Господь отпускает нам грехи наши, мы не должны отпускать их себе сами, но всегда помнить о них через возобновление раскаяния в них.

Преподобный Антоний Великий

 

Леность- смертный грех, ибо умерщвляет она душу в человеке. ленивая плоть- гнездо пороков, ленивая душа- пажить дьявола.

 

Без Бога мы не можем сделать ничего- только согрешить.

 

Вдумайся и увидишь, что действительно твое "я" должно быть на самом последнем месте; не потому ли и в алфавите буква "я" стоит в самом конце.

 

В борьбе со гневом хорошо: 1) молчать, 2) удаляться от возбуждающего гнев, 3)просить прощения и 4)внутренно взывать ко Господу об умиротворении сердца.

Свтятитель Феофан Затворник.

 

Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными. Истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха.

Ин 8:31-33

 

Восчувствовавший свой грех выше того, кто молитвою своею воскрешает мертвых; кто сподобился видеть самого себя, тот выше сподобившегося видеть Ангелов.

Преподобный Исаак Сирин

 

Для человека первый враг- диавол, второй-грех. третий- смерть. Господь Иисус одолел всех троих неприятелей. Своим уничижением победил Он гордого диавола. Своей смертью победил грех, а своим Воскресением победил смерть. Он призывает и нас принять участие в его победе.

Святитель Николай Сербский

 

Отцы говорили, что ощутить свой грех– есть великий дар Неба, больший, чем видение Ангелов.

 

Грешник легче выносит грешника, нежели праведника. Грешник грешника проще понимает и легче с ним примиряется, нежели с праведником.

Святитель Николай Сербский.

 

Мы должны каяться в том, что мы такие, какие мы есть (т.е. осознавать последствия нашей удаленности от Бога: слабость, несовершенство, бессилие).

 

Как тело умирает, когда отделяется от него душа, так и душа умирает, когда от нее отделяется Дух Святый(благодать). Жало смерти сей душевной есть грех.

Rambler's Top100