ГЛАВНАЯ   НОВОСТИ   РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ   КОНТАКТЫ   КАРТА САЙТА
Главная » Зодчество » Восстановление храма » Росписи западного крыльца

Росписи западного крыльца

ПРОГРАММА РОСПИСИ ПАРУСОВ ЗАПАДНОГО КРЫЛЬЦА ХРАМА БЛАГОВЕЩЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ В СЕЛЕ ПАВЛОВСКАЯ СЛОБОДА

Большинство действующих православных храмов, в которых сейчас ведутся строительные и реставрационные работы в Истринском благочинии Московской Епархии Русской Православной Церкви, созданы в различные периоды церковной архитектуры в прошлом. Исходя из этого, восстановление там настенных росписей и внутреннего убранства должно учитывать тот или иной конкретный период, в котором строился, благоукрашался храм. Здесь неизбежен стилизационный подход: странно было бы расписывать храм конца XIX века в стиле XV-го, а в конструкции, выполненные в духе классицизма, привносить сюжетные решения, свойственные XVI столетию. В то же время каждый храм живет здесь и сейчас, - в нашу современную эпоху, наполненную собственным духовным содержанием,отразить которое – долг церковного художника. Поэтому одной из главных проблем современного храмового творчества является поиск правильного соотношения между стилизацией, учитывающей духовный опыт прошлых поколений, и необходимостью соответствовать современному мировосприятию верующих, ведь церковное искусство носит дидактический, т. е. учительный характер, поэтому оно не должно превращаться в некую самоцель.

После восстановления западного крыльца церкви Благовещения Пресвятой Богородицы в селе Павловская Слобода сразу встал вопрос о её росписи, т. к. в XVII веке, как правило, расписывался весь внутренний объём храма. Поскольку сведений об изначальной стенописи крыльца не сохранилось, решено было пойти путём отыскания  аналогов, современных восстановленной постройке. Исходя из посвящения храма Божией Матери, а также фактора внешнего расположения крыльца по отношению к более внутренним объёмам, круг поиска значительно сужался. Если в основном четверике необходимость диктовала изображать сцены из жития Пресвятой Богородицы, то в преддверии храма логично было бы разместить те пророчества и прообразования о Ней, которые существовали в период Ветхозаветный.

Наибольшее число сюжетов такого рода содержат изображения на золочёных дверях XVI века, которые располагались в царских храмах Московского Кремля, а также Троицкого собора Ипатьевского монастыря в Костроме. Символически эти двери исполняли ту же функцию преддверия храма, которую несёт роспись на парусах западного крыльца храма Благовещения. Кроме того, древнейшие золоченые двери с Богородичным сюжетным наполнением были изготовлены для Богородичных храмов, а именно -  Успения и Благовещения в Московском Кремле.

Немаловажную роль играло и то обстоятельство, что Павловское - вотчина бояр Морозовых (особо приближенных к государю), славилась при царском дворе XVII века как превосходные охотничьи угодья. Сюда любил наезжать не только боярин Борис Иванович (фактический глава правительства при Алексее Михайловиче), но и сам московский государь. Ради встреч с высокими гостями в поместье были разбиты сады, огороды, устроены пруды, в которых плескалась рыба. Цари останавливались в Павловском по дороге на богомолье в Саввино-Сторожевский монастырь, а следовательно посещали богослужения в местном храме. Вполне вероятно, что его стенные росписи воспроизводили какие-то сюжеты кремлёвских храмов.

В верхней части золочёных дверей XVI в. (взятых за образец) расположены вариации на изображение Благовещения Пресвятой Богородицы (обычного и Устюжского типов), в нижней – восемь ветхозаветных пророчеств о воплощении и деяниях Богоматери, исходящих от святых пророков и праотцев - Исайи, Иезекииля, Аарона, Даниила, Иакова, Моисея, Аввакума и Гедеона.

Важно было учесть пространственную ориентацию сюжетов на золочёных дверях, т. к. она также имела символическое значение. Перенос данных сюжетов на паруса крыльца был осуществлён в следующем порядке.

Внутренний объём крыльца:

– западный парус: пророчество Даниила;

– восточный парус: пророчество Аарона;

– южный парус: пророчество Иезекииля;

– северный парус: пророчество Исайи.

Внешний объём крыльца:

– западный парус: Гедеон и Руно Орошенное;

– восточный парус: пророчество Аввакума;

– южный парус: явление Моисею Неопалимой Купины;

– северный парус: сон Иакова.

На внешнем, входном фризе расположена композиция "Благовещение Пресвятой Богородицы", сочетающая черты обычного типа и отдельные черты Устюжского.

 

Багдасаров Роман Владимирович,
научный сотрудник Института этнографии, этнологии и антропологии РАН
Аннушкина Ольга Николаевна,
художник, Фонд "Нартекс"

Доклад на II Московских областных образовательных Рождественских Чтениях

Источник: Возрождение традиций русского храмового зодчества

Rambler's Top100