ГЛАВНАЯ   НОВОСТИ   РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ   ПРИХОДСКАЯ ГАЗЕТА   КОНТАКТЫ   КАРТА САЙТА

Изречения о покаянии

 

Если мы больны раком и станет известно, что на Северном полюсе есть врач, который может нас исцелить, то мы бросим все, преодолеем все препятствия — только бы добраться до целителя и избавиться от болезни. Нас не испугают ни трудности, ни финансовые затраты: оставляем все и идем. Смиряем душу ради своего здоровья. А когда рак греха угрожает смертью нашей душе — тем более нужно бросить все и бежать, невзирая на препятствия. Придем, встанем на колени, признаем свой грех, получим лекарство и исцелимся!

Старец Ефрем Филофейский

 

Ничего нет лучше для исправления, как прежнее с раскаянием вспомнить.

Ф.Достоевский

 

Многие христиане стремятся попасть на реку Иордан и омыться в ней. Но сколько бы раз мы ни купались в Иордане, сколько бы ни выпили бутылок святой воды, если не покаемся, не спасемся. Иордан рядом. Это – покаяние

Старец Ефрем Филофейский

 

Покаяние — это не перечисление грехов, это метанойа, то есть полная перемена ума, переход от невозможности не грешить, через возможность не грешить, к невозможности грешить.

А. Дворкин

 

Всякая душа, потерявшая мир, должна покаяться, и Господь простит грехи и будет тогда радость на душе и мир, и не надо других свидетелей, но Сам Дух свидетельствует, что грехи прощены. Вот знак прощения грехов: если ты возненавидел грех, то простил тебе Господь грехи твои.

Кто истинно кается, тот с готовностью терпит всякую скорбь: голод и наготу, холод и жар, болезни и нищету, унижения и изгнания, неправды и клеветы, ибо душа стремится к Господу и не заботится он о земном, но чистым умом молится Богу. А кто привязан к имениям и деньгам, тот никогда не может иметь чистый ум в Боге, потому что в глубине души его постоянно сидит забота, что с ними сделать; и если он не покается чисто и не будет скорбеть, что оскорбил Бога, то так и умрет в страсти, не познав Господа.

Преподобный Силуан Афонский

 

Кто в простоте сердца скажет свои согрешения с сокрушением и смиренным чувством, с желанием исправиться, тот получит прощение грехов и мир совести своей силою благодати Божией, действующей в таинстве.

Преподобный Никон Оптинский

 

Заочно же на исповеди я не могу разрешать грехов: на это есть правила церковные, даже и лично в чужой епархии не должно принимать на исповедь. Ты, написавши ко мне свои немощи, может быть, и получала облегчение в совести Божиею милостью, но я разрешить заочно власти не имею.

Преподобный Макарий Оптинский

 

Человек должен понять, что он согрешил, и, поняв это, смиренно попросить милости Божией. «Боже мой, — должен сказать такой человек, — я согрешил, прости меня. Вот такая я дрянь. Пожалей меня. Если Ты не поможешь мне, то я могу стать еще хуже, лучше я стать не могу. Сам я никогда не исправлюсь». И, сказав это, надо постараться не повторять свой грех. Многие, согрешив, испытали боль не потому, что они пали в глазах людей, а из-за того, что они ранили своим грехом Бога.

Преподобный Паисий Святогорец

 

И когда ты плачешь со жгучей болью в душе из‑за того, что согрешил, из‑за того, что опечалил Бога, после плача тебя осеняют утешение и отрада. И тогда открывается дверь молитвы.  

Преподобный Иосиф Исихаст

 

Для уверования во Христа и для принятия христианства нужны сознание своей греховности и покаяние; для пребывания в христианстве нужны зрение своих грехов, сознание, исповедание их и покаяние…

Свтятитель Игнатий (Брянчанинов)

 

Покаяние – это признание греха плюс сожаление. Раскольников признал вину, но не сожалел о ней.

 

Подобает и нам, братья мои, теперь поразмыслить: грешны мы или праведны? Если праведны — счастли­вы и триблаженны. А если грешны, то должны, сейчас же, пока есть время, покаяться и измениться от зла к добру. Чего же медлим? Ад ожидает нас. Не завтра, послезавтра или через год покаемся, а сейчас. Ведь мы не знаем, что нас ожидает завтра. Христос говорит нам, что мы всегда должны быть готовы.

Святой равноапостольный Косма Этолийский

 

Главная причина всякого смущения, если мы тщательно исследуем, есть то, что мы не укоряем себя. Отсюда проистекает всякое расстройство; по этой причине мы никогда не находим спокойствия. Итак, не удивительно, что слышим от всех святых: нет иного пути, кроме этого. Не видим, чтобы кто-либо из святых, шествуя каким другим путём, нашёл спокойствие! А мы хотим иметь его и держаться правого пути, никогда не желая укорять себя. Поистине, если человек совершит тьмы добродетелей, но не будет держаться этого пути, то никогда не перестанет оскорблять и оскорбляться, губя этим все труды свои. Напротив того: укоряющий себя, (…) всегда в спокойствии.

Преподобный Авва Дорофей.

 

Прошу вас не унывать и о своем спасении не обезна­деживаться, ибо Господь Бог не ради праведников, но ради грешников с небеси на землю сошел, дабы их спасти, убо посему и вас (купно и меня грешного) спасет. А что мы ныне не так живем, как древние отцы и матери, за то должны в мысли своей сами себя осудить и сказать: «горе нашему нерадению, горе нашему ленивству, горе нашему нетерпению, горе нашему непослушанию» и прочее и про­чее, и так «сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничи­жит...» (Пс 50:19).

Преподобный Антоний Оптинский

 

Старайтесь иметь душевную и телесную чистоту, ста­райтесь после исповеди уже не грешить сознательно, про­извольно не грешить в надежде на покаяние, так как, по учению Святой Православной Церкви, если кто грешит в надежде на покаяние, тот повинен в хуле на Духа Святого.

Преподобный Никон Оптинский

 

Иное согрешать от немощи и согрешать удобопростительным грехом, а иное согрешать от нерадения и бесстрашия и согрешать тяжким грехом. Всем известно, что есть грехи смертные и есть грехи удобопростительные словом или мыслию. Но во всяком случае потребно покаяние искреннее и смиренное и понуждение, по слову евангель­скому, с твердым намерением не возвращаться на преж­нее. Сказано в «Отечнике»: пал ли еси, востани! опять пал еси, опять востани! Не удивительно падать, но постыдно и тяжко пребы­вать в грехе.

Преподобный Амвросий Оптинский

 

Припоминаю порядок и особенности служения отца Иоанна (Кронштадтского). Он приезжал прямо в храм, боковыми дверями входил в алтарь, опускался на колени перед престолом и, возложив на него руки, находился в таком положении иногда довольно долго. Батюшка каялся в это время во всех грехах, содеянных им за прошедшие сутки, и вставал, когда чувствовал, что Господь прощает его. Обновленный и бодрый духом, он затем приветливо здоровался со всеми присутствующими, надевал епитрахиль, благословлял начало утрени.

Епископ Арсений (Жадановский)

 

Когда согрешишь — плачь, кайся, молись, неотступно проси у Господа прощения и помилования пока не почувствуешь успокоения своей совести, пока мир не разольется в твоей душе. Это будет признаком, что Господь принял твой покаянный вопль и простил тебя.

Архимандрит Тихон (Агриков)

 

Когда мы в сей жизни ищем себе оправдания и избегаем укоризн, - показываем этим, что в нас еще живо мирское мудрование и что в нашей печали совсем нет покаяния, но одно человекоугодие, которое отравляет душу и тело источаемой им желчью. Тот, кто усердно плачет оттого, что огорчил своими грехами Христа, незамедлительно принимает божественное утешение - соответственно силе своей печали.

Преподобный Паисий Святогорец

 

Как только заметишь в себе (при свете совести и закона Божия) — грех ума, слова, мысли, либо какой греховной страсти или привычки, борющей тебя во всякое время и месте, — сию же минуту кайся Богу, (хотя бы и мысленно): Господи, прости и помоги! (т. е. прости, что я оскорбил Тебя и помоги, чтобы не оскорблять Твое величие). Эти три слова — Господи, прости и помоги, надлежит произносить медленно и несколько раз, или, вернее, пока вздохнешь; вздох означает пришествие благодати Св. Духа, простившего нам грех, за который мы в данный момент каемся Богу. Тогда всякое действие бесовское в мыслях наших и особенно в воображении, отпадает от нас.

Схиархимандрит Кирик Афонский

 

Вспомни — где был, что видел, что говорил и что худое сотворил: против Бога, против ближнего и против своей совести. И если что-либо усмотришь греховное, тогда покайся Богу за весь день, а если не усмотришь, не вспомнишь ничего, это не значит, что ничего не случилось, но значит, что по рассеянности мыслей все забыто; тогда надо каяться Богу и за самое забвение о Боге, говоря себе: Забыл я Тебя, Господи! Увы мне! Не забудь же меня, Господи, Тебя забывающего! И эти слова надо выражать (хотя бы и мысленно) несколько раз протяжным тоном, ибо при таком именно тоне, а не при скороговорке бывает сердце сокрушенное и смиренное; тогда и получится вздох, как знак пришествия к нам благодати Св. Духа, без Коего сам по себе человек — ничто.

Схиархимандрит Кирик Афонский

 

Покаяние должно быть началом нашей духовной жизни; оно красной нитью должно проходить чрез всю нашу жизнь до гроба.

Архимандрит Софроний Сахаров

 

И жалеет человек, что прожил жизнь и не приобрел добрых дел для будущей жизни. И смерть пришла, и времени уже нет для покаяния, для слез и молитвы. Особенно опасна внезапная смерть. А потому не нужно откладывать покаяние и приобретение добрых дел на старость лет, когда уже не будет сил ни телесных, ни душевных. Все врагами будет скрадено, а себе – ничего, пусты светильники.

Преподобный Севастиан Карагандинский

 

Запущенная, загноенная рана, скрываемая как от телесного, так и духовного врача, трудно поддается уврачеванию и исцелению. В самом начале искушения, когда я мог бы помочь, вы скрываете и ничего не говорите мне. А когда залезаете по уши в беду, тогда плачете и просите: “Батюшка, спаси!” А как я могу спасти, когда поздно уже!

Преподобный Севастиан Карагандинский

 

Проси у Бога чистоты сердца и прощения грехов, сокрушаясь в покаянии о содеянном и считая себя хуже всех. И придет Сам Господь к тебе, и ты ощутишь такую радость в сердце, о которой не знает мир.

Преподобный Севастиан Карагандинский

 

Человека согрешающего и кающегося предпочитаю человеку не согрешающему и не кающемуся. Первый имеет мысль благую, признавая себя грешным, а второй имеет мысль ложную и душепагубную, признавая себя праведным.

Авва Пимен Великий

 

Покаяния не имеешь - прощения не получишь.

 

Авву Исаию спросили: «В чем заключается покаяние?» Он отвечал: «Святой Дух научает нас удалиться от греха и более не впадать в него. В этом состоит покаяние».

 

Когда ум освободится от всякого упования на суетный мир: то это служит признаком, что умер грех в душе.

Кому дарована свобода, в памяти того уже не возобновляются страстно согрешения, соделанные им прежде.

Преподобный авва Исаия

 

Ничего не происходит без Божиего знания и попущения. И многое происходит в основном из-за отсутствия покаяния у людей. Господь попускает Деннице действовать на земле, чтобы его неприязнь и злоба изливалась на нераскаянных людей.

Старец Афанасий (Митилинеос)

 

Нужно всегда каяться в своих грехах. Особенно важно каждый вечер, перед сном, покаяться перед Богом в грехах, которые мы совершили в течение дня.

Архиепископ Серафим (Соболев)

 

Путь ко спасению — через покаяние в своих грехах, а не в осуждении ближних. Если же человек осуждает ближних, то, значит, он не чувствует своих грехов и нет у него покаяния.

Игумен Никон (Воробьев)

 

Рассмотрим покаяние. Действия его подобны действию купца, который, нагружая корабль, слагает в него не один товар, но все, что признает доставляющим прибыток. Если видит другого купца, понесшего потери, то не подражает ему; он подражает тем купцам, которые обогатились. Всякое убыточное торговое предприятие он отвергает; все, доставляющее выгоду, старается усвоить себе, прибегая для этого и к займам. Он заботится покупать наиболее такой товар, который уже доставлял ему наибольшую прибыль. Он спрашивает обогатившихся и не завидующих ему, за какую цену можно купить и продать разные предметы торговли.

Такой деятельности купца подобна деятельность души, желающей благополучно предстать Богу. Она не довольствуется каким-либо одним добрым делом: она старается исполнить все, споспешествующее намерению ее; она убегает от всего, наносящего ей вред.

Брат! соделавшись таинственным купцом Господа нашего Иисуса Христа, приложи все старание о купле Царя твоего, удаляясь от всего, приносящего убыток. Приносят убыток: слава человеческая, гордость, оправдывание себя, нерадение, злоречие, любостяжание, любопрение, самохвальство, мирские заботы. Все это вредно в купле Иисусовой, - и не возмогут благоугодить Иисусу те купцы Его, которые в товаре своем имеют и эти принадлежности.

Преподобный авва Исаия

 

Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды.

1Ин 1:8-9

 

Бог часто не отвечает на наши молитвы. ОН МОЛЧИТ. Его молчание для многих является показателем того, что "Бога нет". Но если бы мы подумали, в какое положение мы ставим Бога нашими страстями, то видели, что у Него нет иного пути, как только молчать. Мы ищем от Него встать на нашу сторону в наших неправдах. Он не обвиняет нас явно, оставляет нас идти нашими злыми дорогами и пожинать плоды наших собственных грехов. Но если мы обратимся к Нему с покаянием, то Он приходит скоро, быстрее, чем можно ожидать.

Архимандрит Софроний Сахаров

 

Кающемуся открываются два пути: тот, которым он шел, и тот, которым должен пойти.

Святитель Николай Сербский

 

Терпеливое несение креста своего есть истинное покаяние.

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

 

Истинное устроение души – это не самообман, когда человек старается защитить себя, оправдать свои поступки, возвеличить себя и перед другими получше показаться. Нет, истинное устроение души – это когда человек кается. Потому что если человек оправдывается, значит, ему не нужен суд Божий, он сам себя оправдал, он сам все объяснил: это я сделал потому-то, это я сделал потому-то. Все, человек самодостаточен, ему уже не надо развиваться, все у него хорошо. Вокруг все плохо, все кругом виноваты, он только хорош. Такое состояние души, когда человек себя постоянно оправдывает, – это и есть духовная смерть. Поэтому нам надо учиться плакать о своих грехах. Посмотреть на себя в духовное зеркало внимательно и увидеть бездну греха. И когда мы познаем, что мы грешники, тогда мы поймем, что нам нужен Спаситель.

Протоиерей Димитрий Смирнов

 

Осознание греха перед Богом, — т. е. не просто: что-то я не то сделал, а именно перед Богом. Это предполагает, во-первых, веру, а во-вторых, обязательно личное отношение с Богом, связь с Ним, богообщение… Покаяние — не копание в себе и не холодный самоотчет, а живое ощущение, что грех разлучил меня с Богом.

Игумен Петр (Мещеринов)

 

Авва Даниил славился своей мягкостью и милосердием к грешникам. Однажды, придя к больному выслушать исповедь, он увидел, что тот колеблется.

– Я не настаиваю, чтобы ты исповедался, – сказал старец. – Я не хочу, чтобы под влиянием страха ты принял поспешное решение. Засыпай спокойно, и если завтра утром проснешься, позови меня.

 

Каяться – значит в сердце чувствовать ложь, безумие, виновность грехов своих, – значит сознавать, что оскорбили ими своего Творца, Господа, Отца и Благодетеля, бесконечно святого и бесконечно гнушающегося грехом, – значит всею душою желать исправления и заглаждения их.

Святой праведный Иоанн Кронштатский

 

Действительно, с тех пор как Адам отпал от Бога – а Адам был человеком духовно зрячим, поэтому он видел Бога, – все люди стали рождаться на земле духовно абсолютно слепыми. То есть духовная жизнь для них закрыта совершенно, хотя внутри своей души они имеют возможность к раскрытию духовных очей. Духовное зрение дает Христос. И цель жизни человека заключается в прозрении: чтобы ему прозреть духовно, чтобы узреть Христа. Что же такое духовное зрение, которое дает Христос? В чем оно заключается? Оно заключается в том, что человек очами своего сердца, очами души своей начинает видеть истину. И самое ближайшее, что он видит, – это грех в своем сердце.

Прозрение всегда начинается с покаяния: человек начинает видеть те грехи, которые есть в его душе, начинает их осознавать, начинает им ужасаться, начинает не соглашаться с этими грехами и жаждать и алкать жизни другой, чистой. Вот с этого момента начинается прозрение. Преподобный Петр Дамаскин говорил: когда увидишь грехи свои, как песок морской, знай, что ты положил начало покаянию. Поэтому нам очень важно, для того чтобы прозреть духовно, просить у Бога покаяния. Только через покаяние Царство Небесное может приблизиться к человеку.

Протоиерей Димитрий Смирнов

 

Брат спрашивал авву Пимена: «Я сделал великий грех и хочу каяться три года».

«Много», – говорит ему Пимен. «Или хотя один год», – говорил брат. «И то много», – сказал опять старец. Бывшие у старца спросили: «Не довольно ли сорока дней?». «И это много, – сказал старец. – Если человек покается от всего сердца и более уже не будет грешить, то и в три дня примет его Бог».

 

Один человек все грешил и каялся – и так всю жизнь. Наконец покаялся и умер. Злой дух пришел за его душой и говорит:

– Он мой.

Господь же говорит:

– Нет, он каялся.

– Да ведь хоть и каялся, опять согрешал, – продолжал диавол. Тогда Господь ему сказал:

– Если ты, будучи зол, принимал его опять к себе после того, как он Мне каялся, то как же Мне не принять его после того, как он, согрешив, опять обращался ко Мне с покаянием? Ты забываешь, что ты зол, а Я - благ.

 

Покаяние должно быть постоянное и глубокое – в этом и заключается тайна жизни святых. Вот вроде бы они святы, а зачем же они такие подвиги тяжелые несли, зачем они постились постоянно, зачем они слезы проливали? О чем проливать слезы таким людям, как Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Ефрем Сирин? Они чудеса творили, молитвой людей воскрешали, что же им плакать? Дело в том, что чем ближе человек к Богу, тем он больше видит свое недостоинство, свое падшее состояние, тем больше он видит свою отчужденность от Бога, тем больше видит, как действует в нем грех, – и у него на душе скорбь. А если этой скорби нету, если человек не чувствует себя глубоко виновным перед Богом, это говорит о бесстыдстве человека, о том, что он полностью погрузился в грех. И от этого страшного, бесстыдного состояния освободиться можно только покаянием.

Протоиерей Димитрий Смирнов

 

Слушает исповедь Сам Господь ушами духовного отца, и разрешает Он же устами духовника...

Свтятитель Феофан Затворник

 

Душа, не знающая покаяния — пороховая бочка.

 

Преподобный Иоанн Лествичник говорит, что мы не будем обвинены при исходе души за то, что не творили чудес, что не богословствовали, что не достигли ведения, но дадим Богу ответ за то, что не плакали о грехах своих.

 

Хочешь узнать, что страшнее всего?

– Запоздалое раскаяние.

Хочешь узнать, что лучше всего?

– Постоянное покаяние.

Монах Симеон Афонский

 

Если мы не можем быть как Ангелы – не падать, то хотя бы не будем как бесы – не каяться.

Старец Дионисий

 

Исповедаться всё время у разных священников неправильно и вредно.

Архимандрит Парфений

 

За все недолжное (мысль, чувство, слово, взгляды и проч.) немедленно мысленно от всего сердца вздохните к Господу и попросите прощения – и довольно. Не копайтесь больше, не разбирайте: я такая, я сякая. Все равно, мы себя не знаем и не можем правильно судить о себе. Господь – наш Судия. Наше дело просить за все прощения, а осуждать кого-либо, даже себя чрезмерно, – запрещено.

Игумен Никон (Воробьев)

 

Бог судит о покаянии не по мере трудов, а по мере смирения.

Преподобный Иоанн Лествичник

 

Брат сказал авве Сисою: «Авва! Что делать мне? Я пал во грех». Старец отвечал: «Покайся и встань». Брат сказал: «Я встал и опять пал». Старец отвечал: «Снова – Покайся и встань».

Брат: «Доколе же мне – каяться, вставать и падать?»

«До кончины твоей». – Пока тебя не настигнет смерть – Павшим или Поднявшимся, – ответил ему старец.

 

Иное дело замечать, а иное дело осуждать. Один святой отец увидел инока, повинного в грехе, и сказал себе: «Он пал и кается, а я, быть может, случится, упаду в грех и не покаюсь». Вот как богомудрые отцы извлекают пользу из всяких примеров.

Схиигумен Иоанн (Алексеев)

 

Бог требует от тебя признания не для того, чтобы наказать, но, чтобы простить; не для того, чтобы Ему узнать грех твой: разве Он и без этого не знает? Но для того, чтобы ты узнал, какой долг Он прощает тебе. Хочет Он показать тебе великость Своей благости для того, чтобы ты непрестанно благодарил Его, чтобы был медлительнее на грех, ревностнее к добродетели.

Свтятитель Иоанн Златоуст

 

Диавол, зная, что исповедание греха есть избавление от греха, склоняет душу к бесстыдному упорству. Но ты, возлюбленный, когда согрешишь, говори: я согрешил. Нет ничего справедливее такого оправдания. Таким образом ты умилостивишь Бога; таким образом и сам себя сделаешь более медленным на те же грехи... Ни у кого из согрешивших не бывает недостатка в бесстыдных оправданиях. Человекоубийца может сослаться на свою раздражительность, вор на бедность, прелюбодей на похоть, иной на власть; но все это – предлоги неосновательные, не представляющие никакой уважительной причины. Не от них происходят грехи, но от воли согрешающих.

Свтятитель Иоанн Златоуст

 

Христианская жизнь вся не иное что есть, как всегдашнее до кончины покаяние.

Свтятитель Тихон Задонский

 

Отец Гавриил (Игошкин) так говорил об исправлении человеческой жизни:

- Если в дорожную сумку мы положим острые и режущие предметы, ножи, вилки, шила, иголки, гвозди, разбитые стекла, железки, черепки, они, переполнив сумку, порвут ее, поколют и порежут. Чтобы сохранить сумку, необходимо ее освободить, выбросить из нее все острое.

То же происходит и с нашим сердцем: страсти, пороки, грехи, беззакония, злоба, вражда и ненависть, которыми наполнены наши сердца, рвут его на части. Заставляют человека страдать, мучиться совестью. Сама жизнь побуждает нас к покаянию, выкинуть из сердца покаянием мучащие его беззакония, выкинуть из сердца чистосердечной исповедью всю греховную скверну, как острые режущие предметы, причиняющие боль и страдания. И в сердце войдет покой.

 

Горе говорящему: в юности наслажусь плотию, а в старости покаюсь; потому что внезапно, как сеть, накроет его смерть, и ожидание его погибнет.

Преподобный Ефрем Сирин

 

"Нечувствие", каменность, мертвость души — от запущенных и неисповеданных вовремя грехов. Как облегчается душа, когда немедленно, пока больно, исповедуешь совершенный грех. Отложенная исповедь дает бесчувствие.

Священник Александр Ельчанинов

 

Монах пришёл как-то к своему наставнику и говорит:

- Отче, сколько раз хожу я к тебе, каюсь в грехах, сколько раз ты наставлял меня советами, но я не могу исправиться. Какая мне польза приходить к тебе, если после наших бесед я снова впадаю во грехи свои?

Авва ответил:

- Сын мой, возьми два глиняных горшка - один с мёдом, а другой пустой.

Ученик так и сделал.

- А теперь, - сказал учитель, - перелей несколько раз мёд из одного горшка в другой.

Ученик снова послушался.

- Теперь, сынок, посмотри на пустой горшок и понюхай его.

Ученик посмотрел, понюхал и говорит:

- Отче, пустой горшок пахнет мёдом, и там, на донышке осталось немного густого мёда.

- Вот так, - сказал учитель, - и мои наставления оседают в твоей душе. Если ты ради Христа усвоишь в жизни хоть часть добродетели, то Господь, по милости своей восполнит их недостаток и спасёт твою душу для жизни в раю. Ибо и земная хозяйка не сыплет перец в горшок, который пахнет мёдом. Так и Бог не отринет тебя, если сохранишь в душе хоть начала праведности.

 

Многие люди, приходя на исповедь, просто не знают, в чем им каяться. Каждое воскресенье в храм хожу, утреннее и вечернее правило исполняю, три канона и Последование ко святому Причащению вычитал. Евангелие по главе прочитываю. В чем дело, какие грехи, что батюшка ко мне пристал? А важно ведь не исполнение правила, важно, встретился ты с Богом или нет. И когда человек так рассуждает, значит, этой встречи не произошло, потому что при встрече с Богом человек содрогается от собственного греха. Бог есть свет, а то, что мы носим в себе, – тьма, и не заметить этого нельзя. Поэтому, если человек не видит в себе миллиарды грехов, это говорит о том, что он никогда Бога не видел, что он еще находится в Ветхом Завете, к нему пока не пришел Христос, человек не почувствовал, что такое благодать Божия.

Не правила спасительны, спасительно изменение жизни, исправление собственного сердца. Исполняя заповедь за заповедью Христовой, мы постепенно сердце свое расшевелим, в этой коросте появится трещина, и грехи слой за слоем будут с нас опадать. Тогда в нас раскроется жизнь.

Протоиерей Димитрий Смирнов

 

Господь ждет покаяния от людей грешных, потому и долго терпит. А безумные люди думают: грешники благоденствуют, значит, Бога нет. Бог жалеет их, вразумляет и добром, и скорбями, и болезнями, ожидая их исправления. И если не каются, то оставляет их в земной жизни на их волю, чтобы воздать должное после смерти.

Игумен Никон (Воробьев)

 

Приготовление к исповеди не в том, чтобы возможно полно вспомнить и даже записать свой грех, а в том, чтобы достигнуть того состояния сосредоточенности, серьезности и молитвы, при которых, как при свете, станут, ясны грехи. Иначе – приносить духовнику надо не список грехов, а покаянное чувство, не детально разработанную диссертацию, а сокрушенное сердце.

Священник Александр Ельчанинов

 

Грех — это рана, покаяние — лекарство. Во грехе — стыд, во грехе — позор; в покаянии — дерзновение, в покаянии — свобода, в покаянии — очищение от греха. За грехом следует стыд, спутником покаяния является свобода. Но сатана извратил порядок и соединил свободу со грехом, а стыд с покаянием...

Святитель Иоанн Златоуст

 

Грехи наши и падения были видимы миру, но наше покаяние было доведомо и зримо только одному Господу Богу.

Игумен Феодосий

 

ОПОЗДАНИЕ…

Выпал первый снег и запорошил на земле всю грязь и мусор.

Пал человек и тоже прикрыл свой грех самооправданием и беспечностью.

Надеялся, что дождется тепла, и тогда весенние ручьи смоют все, что требует покаяния.

Но не пережил зимы…

Монах Варнава(Санин)

 

Ответственность за прошлые грехи не может исчезнуть. Как  можно быть уверенным в прощении  грехов, если их плоды до сих пор живут на земле? Значит, что-то надо делать.  Молиться за тех, кого безумием моим соблазних и от пути спасительного отвратих, или до конца своих дней оплакивать свой грех, но только не быть успокоенным осознанием того, что ты сам уже другой.  Ведь на самом деле, если ты хороший, а они погибают,  это происходит и по твоим грехам. Человек должен быть внутренне озабочен этим и приносить плоды покаяния не только за себя, но и за всех тех людей, которых он когда-то толкнул на грех.

Протоиерей Алексий Уминский

 

Некто был спрошен: «Что есть покаяние?». И ответил: «Оставление прежнего и печаль о нем».

Преподобный Исаак Сирин

 

Исповедь – прежде всего Таинство, в котором  человеку подаются силы на борьбу с грехом.  Самое  важное, что в этом Таинстве происходит, заключается  даже не в том, что его грехи прощаются,  и не в  том, что священник сказал, а в том, что в самом  Таинстве свидетельства перед Церковью  подаются благодатные силы наконец-то преодолеть себя.

Протоиерей Алексий Уминский

 

Имеет меру злоба ваша, но врачевство против нее не имеет меры. Порок человеческий имеет предел, а человеколюбие Божие – беспредельно.Св. Иоанн Златоуст

 

Дверь покаяния всем отверзта, и неизвестно, кто прежде войдет в нее - ты ли, осуждающий, или осуждаемый тобою.

Преподобный Серафим Саровский

 

Покаяние во грехе, между прочим, состоит в том, чтобы не делать его опять.

Преподобный Серафим Саровский

 

Какою мерою мерите, такою и вам будут мерить, — сказал Господь. Об этом же Он говорит в притче о злом рабе (см.: Мф 18, 23–35). Это подтвердилось и на примере одного русского губернского чиновника. Он пришел к преподобному Серафиму Саровскому просить совета, но, когда он постучал в дверь кельи старца, тот ответил ему: «Меня нет дома!» Удивленный чиновник не решился стучать снова и смущенно стоял у дверей. Наконец старец открыл дверь и остановился на пороге. Чиновник гневно сказал: «Отче, я был у вас уже пять раз, и вы ни разу не удостоили меня приема!» Прозорливый старец ответил: «Я просто поступил так, как поступаете с посетителями вы. Когда кто-то просит вас о встрече, ваши слуги отвечают: ”Господина нет дома!”». Преподобный хотел таким строгим уроком поучить того чиновника. Мерой за меру. Это закон, от которого человек может защититься только покаянием. Если человек покается в своем грехе, он освобождается от него.

Святитель Николай Сербский

 

Покаяние заключается в том, чтобы прийти в сознание, принять решение и действовать соответственно. И тут я могу вам привести отрывок из поучения святого Тихона Задонского. Он советует одному молодому священнику говорить людям, что в Царство Божие идут большей частью не от победы к победе, а от падения к падению, но доходит до Царства Божия тот, кто после каждого падения, вместо того чтобы садиться у края дороги и плакать над собой, встает и идет дальше; и сколько бы он ни падал, каждый раз поднимается и идет. Вот о чем мы должны всегда помнить: что покаяния всецелого, мгновенного не бывает. Да, конечно, некоторые души, некоторые великаны духа могут вдруг осознать свою греховность и переменить сразу весь ход своей жизни, но мы большей частью исправляем его постепенно, шаг за шагом. Давайте помнить то, что святитель Тихон Задонский говорит: не плачься над собой, встань и иди, пусть в слезах, пусть в ужасе, но иди, не останавливаясь.

Митрополит Сурожский Антоний

 

Исповедь — это духовный суд. Исповедник — судья, а исповедающий свои грехи — преступник. И, как кающемуся преступнику, подобает ему иметь не только душевное сокрушение о содеянном зле, но и телесно выражать свою виновность, ибо душа и тело человека неразрывны.

Преподобный Никон Оптинский

 

Не в том дело чтобы быть исправной. Ибо пред Господом кто может быть исправен? И Господь не ищет от нас безгрешия, а ищет от нас покаяния, с сознанием своей греховности и с самоукорением.

Преподобный Иосиф Оптинский

 

Два брата, будучи побеждены блудной похотью, пошли и взяли с собою женщин. После же стали говорить друг другу: «Что пользы для нас в том, что мы, оставив ангельский чин, пали в эту нечистоту и потом должны будем идти в огонь и мучение? Пойдем опять в пустыню». Пришедши в нее, они просили отцов назначить им покаяние, исповедав им то, что они сделали. Старцы заключили их на год, и обоим поровну давались хлеб и вода. Братья были одинаковы по виду. Когда исполнилось время покаяния, они вышли из заключения – и отцы увидели одного из них печальным и совершенно бледным, а другого – с веселым и светлым лицом, – и подивились сему, ибо братья принимали пищу поровну. Посему спросили они печального брата: «Какими мыслями ты был занят в келье своей?»

«Я думал, отвечал он, о том зле, которое я сделал, и о муке, в которую я должен идти, – и от страха прильпе кость моя плоти моей» (Псал. 101:6).

Спросили и другого: «А ты о чем размышлял в келье своей?»

Он отвечал: «Я благодарил Бога за то, что Он исторг меня от нечистоты мира сего и от будущего мучения, и возвратил меня к этому ангельскому житию, – и, помня о Боге, я радовался».

Старцы сказали: «Покаяние того и другого равно перед Богом».

 

Никто не спасся без смирения. Помни, что до конца жизни ты будешь впадать в грехи, тяжкие или легкие, гневаться, хвастаться, лгать, тщеславиться, обижать других, жадничать. Вот это-то сознание и будет держать тебя в смирении. Чем тут гордиться, если ежедневно грешишь и обижаешь ближнего. Но на всякий грех есть покаяние. Согрешил и покайся... и так до конца. Делая так, никогда не будешь отчаиваться, а постепенно придешь в мирное устроение".

Иеросхимонах Михаил (Питкевич)

 

Паисий Святогорец рассказывал: “Однажды, когда я копал свой огород, чтобы посадить несколько кустов помидоров, ко мне пришел один посетитель и спросил:

- Что ты делаешь, Геронда?

- Что я делаю? — сказал я. — Да вот, исповедую свой огород.

— Да как же, Геронда, — опешил он. — Неужто огород тоже нуждается в исповеди?

— Конечно, нуждается. Я убедился, что когда поисповедую огород, то есть вычищу землю от камней, сорняков, колючек и тому подобного, то овощи, которые он родит, бывают крепкими, здоровыми как на подбор! А если огород оставить без исповеди, то и вырастут на его грядках какие-то недоразвитые желтенькие и сморщенные помидорчики!”.

 

Признайся, что ты согрешил, и это послужит началом твоего исправления.

Свтятитель Иоанн Златоуст

 

Для истинного покаяния нужны не годы и не дни, а одно мгновение.

Преподобный Амвросий Оптинский

 

Душа человека - это тайна. Разве мы можем знать сердце человека, видеть его стремления, желания, его борьбу со своими страстями, добрые дела, совершенные им, условия в которых он находился, демоническую силу, действовавшую на него и боровшуюся с ним? Поэтому наш суд о человеке никогда не будет свободен от клеветы, почему святые отцы и учили: "Внимай самому себе, суди самого себя, обличай самого себя". Твоя собственная душа - поле, заросшее сорняками и колючками, над которыми нужно трудиться всю жизнь.

Архимандрит Рафаил (Карелин)

 

Не утверждай в душе своей ранее учиненные грехи через размышление о них, дабы не повторились они в тебе. Будь уверен, что прощены они с того времени, когда предал ты себя Богу и покаянию.

Преподобный Антоний

 

Прежде чем начать каяться, мы должны всем всё простить!

Простить без промедления, сейчас же!

Простить по-настоящему, а не так:

"Я тебя простил, только видеть тебя не могу и говорить с тобой не хочу!"

Надо немедленно так всем и всё простить, как будто не было никаких обид, огорчений и неприязни! Только тогда мы можем надеяться получить прощение от Господа.

Помоги нам, Господи, в эту минуту всем всё простить!

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

 

Каждый день грешить и каждый день каяться – значит топтаться на месте, вместо того чтобы идти вперед. До тех пор пока покаяние не пересилит и грех не уменьшится, дни наши будут наполнены строительством и разрушением одной и той же башни. Должно потрудиться, чтобы однажды сохранилось хоть что-нибудь неразрушенное со вчерашнего дня. Этот день будет первым днем твоей жизни...

Святитель Николай Сербский

 

Помни два помысла и бойся их. Один говорит: "Ты - святой", другой: "Ты не спасешся". Оба эти помысла от врага, и нет в них истины. Но ты думай: "Я - великий грешник, но Господь Милостивый, Он много любит людей и простит мне грехи мои". Верь так, и будет тебе это: простит Господь.

Преподобный Силуан Афонский

 

Существует средневековая разрешительная молитва, оканчивающаяся словами: “И да простит тебе Господь все грехи, в которых ты истинно раскаялся”. Прощается не просто то, что ты рассказал, а то, перед чем ты содрогнулся душой, что тебя обдало ужасом. Остальное является новой твоей задачей. Ты должен дальше и дальше, глубже и глубже уходить в себя, и продолжать находить то, что недостойно ни тебя, ни Бога, ни того, что о тебе думают люди. Таким образом исповедь делается частью постепенно углубляющегося покаяния".

Митрополит Антоний Сурожский

 

Ничего не бойся, и никогда не бойся, и не тоскуй. Только бы покаяние не оскудевало в тебе - и все Бог простит. Да и греха такого нет и не может быть на всей земле, какого бы не простил Господь воистину кающемуся. Да и совершить не может, совсем, такого греха великого человек, который бы истощил бесконечную Божью любовь. Али может быть такой грех, чтобы превысил Божью любовь? О покаянии лишь заботься, непрестанном, а боязнь отгони вовсе. Веруй, что Бог тебя любит так, как ты и не помышляешь о том, хотя бы со грехом твоим и во грехе твоем любит. А об одном кающемся больше радости в Небе, чем о десяти праведных, сказано давно. Иди же и не бойся.

Ф.Достоевский

 

Покаяние молодит сердце и продлевает жизнь.

Святитель Николай Сербский

 

Каков признак того, что человеку прощен тот или иной грех? В том, что он не производит никакого действия в твоем сердце, не ощущаешь никакой склонности к нему как к чему-то совершенно для тебя чуждому.

Преподобный авва Исаия

 

Мы осуждаемся не за множество наших прегрешений, но за то, что отказываемся каяться.

 

Всё множество Божиих заповедей можно свести к одному началу — покаянию.

 

"Покаяние" в переводе с греческого - "изменение ума", т.е. образа мышления.

 

Цель покаяния- выйти за пределы самого себя, перестать делать самого себя центром своей жизни.

 

Когда вы встаете утром, вы должны благодарить Бога за то, что Господь дал нам еще один день для покаяния.

 

Исповедуйте друг другу согрешения ваша.

Иак 5:16

 

Хорошо также духовнику выяснять, что должно стыдиться грехов, а не покаяния. Напротив, покаяние есть победа над самим собою, есть победный трофей, так что покаявшийся достоин всякого уважения и чести.

Епископ Арсений (Жадановский)

Rambler's Top100