Торжественное церковное почитание дня Благовещения Пресвятой Богородицы началось
не позднее IV века, о чем имеются свидетельства в творениях святителей Афанасия Великого и Иоанна Златоуста. Но иконы,
изображающие это событие, появились в Церкви христианской уже во II веке, еще в Римских катакомбах, например, на стене
усыпальницы святой Прискиллы.
В Русской Православной Церкви на иконах Благовещения Пресвятой Богородицы изображены
Архангел Гавриил (обычно с крыльями и нимбом вокруг главы, а иногда с тороцами в ушах), предстоящий (прямо или
коленопреклоненный) перед Святой Девой; в левой руке Архангела — райская ветвь, символ радостного благовестия, правой
рукой он благословляет Деву; иногда вместо ветви в руке Гавриила — трезубец. Пресвятая Дева Мария представлена сидящей (в
храмине) и благоговейно читающей книгу (пророка Исайи); в книге иногда видны слова: "Се Дева во чреве примет" (Ис. 7,
14). Встречаются древние иконы Благовещения с некоторыми видоизменениями; так, например, Пресвятая Дева изображается с веретеном
или початком в руках. На других иконах, например в Московском Успенском соборе, прядущею изображена не Сама Пречистая Дева, а
служанка, сидящая у ног Ее. На Устюжской иконе Благовещения в Московском Успенском соборе Богомладенец представлен явившимся на
персях Приснодевы в момент Благовещения.
Встречаются также иконы Благовещения Пресвятой Богородицы, на которых Божия
Матерь изображена стоящей у колодца и черпающей воду; сзади или перед Ней изображен благовествующий Архангел. Иконы
Благовещения, символизирующие начало искупления рода человеческого, с древних времен по церковному законоположению устрояются на
царских вратах. Царские врата изображают вход в Царство Небесное, а икона Благовещения Пресвятой Богородицы напоминает нам об
отверзении для нас рая, так как это священное событие явилось "главизною" нашего спасения.
Тропарь
праздника Благовещения
Днесь спасения нашего главизна, и еже от века таинства явление; Сын Божий Сын Девы бывает,
и Гавриил благодать благовествует. Темже и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, благодатная, Господь с
Тобою!
Перевод: Ныне начало нашего спасения и обнаружение тайны, которая предуставлена была прежде всех
веков: Сын Божий — Сын Девы бывает, и Гавриил благодать благовествует. Поэтому и мы с ним Богородице воскликнем: радуйся,
Благодатная, Господь с Тобою!
Кондак праздника Благовещения
Взбранной Воеводе победительная,
яко избавльшеся от злых, благодарственная воспесуем Ти раби Твои, Богородице, но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас
бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.
Перевод: Тебе, высшей Военачальнице, избавившись
от бед, мы, недостойные рабы Твои, Богородица, воспеваем победную и благодарственную песнь. Ты же, как имеющая силу непобедимую,
освобождай нас от всяких бед, чтобы мы взывали к Тебе: радуйся Невеста, в брак не вступившая!