ГЛАВНАЯ   НОВОСТИ   РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ   КОНТАКТЫ   КАРТА САЙТА

Проект храма

Домовая церковь святых Царственных Мучеников и Страстотерпцев в составе храмового комплекса в селе Павловская Слобода

В Истринском районе Московской области в селе Павловская Слобода на правом берегу реки Истры с середины ХVII века стоит пятиглавый храм Благовещения Пресвятой Богородицы. Построил его непосредственно на территории своего загородного поместья боярин Б.И. Морозов. Многочисленные жилые и хозяйственные усадебные постройки были утрачены задолго до наших дней, а сам храм уже в ХIХ веке стал сельским приходским. При этом за Благовещенской церковью сохраняется большая часть ядра старинной усадебной территории.

В советское время храм был осквернён и закрыт, он понёс значительные физические утраты и искажения. Только в 1992 году здание Благовещенской церкви было передано православной общине. С 1994 года на храме начались комплексные научно-реставрационные и восстановительные работы, призванные вернуть памятнику архитектуры ХVII века свой первоначальный архитектурный облик.

По мере развития Благовещенской церкви всё более очевидным становился недостаток дополнительных помещений, необходимых для полноценной работы всех служб прихода. Предварительно проведённые теоретические, проектные и натурные изыскания позволили в 2002 году с нулевого цикла начать строительство административно-хозяйственного комплекса, призванного решить возникшие проблемы.

Новое строительство осуществляется с проведением необходимых мероприятий по методическим ограничениям, налагаемым на него близостью подлинного памятника архитектуры – храма Благовещения. Внешний архитектурный облик новых построек не будет вступать в противоречие с существующим близ храмом. Они примут образ традиционной исторической застройки ХVII века и будут служить гармоничным фоном для памятника архитектуры. При этом новый комплекс отсечёт от существующего храма современные панельные дома, практически вплотную примыкающие к церковной территории с северо-запада. Весь задуманный комплекс будет отвечать требованиям Свода правил по проектированию и строительству зданий, сооружений и комплексов православных храмов.

При проектировании и строительстве всех сооружений храмового комплекса широко использовались и используются аналоги, подобранные в соответствующих хронологических и территориальных рамках. Для соблюдения аутентичности новых построек, сохранения фактуры стен и масштабности их декора пришлось пойти на значительное удорожание строительных работ и вести кладку из большемерного кирпича на известковом растворе. При этом основная толщина стен составляет 90 см. По старым технологиям, без использования бетона, ведётся возведение сводчатых кирпичных перекрытий.

При проектировании в планы построек был заложен размерный модуль, выявленный на Благовещенском храме, составляющий пять аршин. Проектное построение сооружений осуществлялось в соответствии с принципами, которыми пользовались в своём строительном искусстве древнерусские зодчие.

Архитектурный ансамбль административно-хозяйственного комплекса расположен к западу от Благовещенского храма и выстроен по сложной планировочной схеме. В его состав входят разные по назначению, объёму, высотности и внешнему облику сооружения. Настоятельский корпус, трапезная палата, келейный корпус с библиотекой и часовней Святых Равноапостольных Кирилла и Мефодия и другие сооружения соединены между собой системой переходов и дверных проёмов. Храм Благовещения Пресвятой Богородицы как в ХVII веке, так и сегодня остаётся доминантой всего села. В новом административно-хозяйственном храмовом комплексе также есть своя доминанта – это домовая церковь Святых страстотерпцев Императора Николая II, Императрицы Александры, Цесаревича Алексея, Великих княжон Ольги, Татьяны, Марии и Анастасии. Она расположена на втором ярусе в промежутке между трапезной и настоятельским корпусом.

19 мая 2004 года по благословению Высокопреосвященнейшего Ювеналия митрополита Крутицкого и Коломенского, управляющего Московской епархией, была проведена закладка домового храма архиепископом Можайским Григорием. Все предварительные изыскательские, проектные и строительные работы были проведены по инициативе, при непосредственном участии, молитвенной поддержке и по благословению настоятеля храма Благовещения Пресвятой Богородицы священника Владислава Провоторова.

Первый ярус, подхрамье, представляет собой сени, соединяющие все соседние помещения. Но вход в них с улицы оформлен перспективным резным порталом, заранее сообщающим о том, что здесь осуществляется и вход в Храм. Этот портал расположен с восточной стороны, на крыльце непосредственно под апсидой. Проходя сени с востока на запад можно подойти к лестнице, расположенной вдоль западной стены, ведущей на второй ярус. Здесь на одной оси находятся все помещения Храма: трапезная, собственно храм и алтарная часть. Домовая церковь, как и все составляющие её помещения, имеет небольшие размеры. Сам четверик храма представляет в плане квадрат со стороной равной 4,6 метра. К северу от храма расположены небольшие сенцы, отделяющие храм от примыкающего настоятельского корпуса. На восточном фасаде эти сенцы раскрываются в звонницу, вход в которую осуществляется из четверика.

Южный фасад храма полностью открыт взору, поскольку одноэтажная трапезная палата примыкает с юга только в уровне первого этажа. Западный фасад на втором ярусе оформлен перспективным порталом, превращённым в оконный проём. Но главный фасад домовой церкви - это выходящий на площадь перед Благовещенским храмом восточный фасад . В его облике видна традиционная для русского храмового зодчества ярусность и пирамидальность. Внизу, далеко выступая за линию стен, расположено квадратное в плане открытое крыльцо с кувшиновидными опорными столбами. Столбы поддерживают несущие арки, внутреннее пространство которых заполнено циркульными арочками, опирающимися на импосты столбов и на центральную висячую гирьку.

На четверике крыльца покоится полукруглая по форме алтарная часть – апсида. Она, в свою очередь, примыкает к четверику храма, стены которого завершены килевидными кокошниками. Сомкнутый свод четверика несёт на себе восьмерик трибуна, увенчанный короной кокошников в основании барабана. Круглый световой барабан, прорезанный на четыре стороны оконными проёмами, поддерживает главу луковичной формы. Все перечисленные элементы, чередуясь, меняя свою форму, объём, положение в пространстве, готовятся в конечном итоге к несению последнего кульминационного звена этой цепи – золочёного восьмиконечного креста.

В настоящее время строительство подходит к своему завершению. В процессе производства работ на основе визуального контроля декоративное убранство храма частично изменено в сторону усложнения. Увеличилось количество декоративных деталей из тёсаного кирпича и белого камня, они были развиты за счёт обогащения профилировки.

Отделка фасадов, которая будет проведена после окончания общестроительных работ, предполагает известковую побелку стен по обмазке, покраску кровель, устройство резных подзоров под кровельными свесами, использование художественной ковки при заполнении оконных и дверных проёмов, золочение и т. д.

В настоящее время прорабатываются варианты проектных решений по отделке интерьеров как домового храма, так и всей группы новых сооружений.

А.В. Субботин

 

Rambler's Top100