ГЛАВНАЯ   НОВОСТИ   РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ   КОНТАКТЫ   КАРТА САЙТА
Главная » Зодчество » Приходской комплекс » Краткая историческая справка

Краткая историческая справка

Документально подтверждённая история села Павловская Слобода Истринского района Московской области ведёт свой отсчёт с начала XVI века, с того времени, как оно было упомянуто вместе с деревней Олешково в грамоте великого князя московского и всея Руси Иоанна III как родовая вотчина боярина Якова Григорьевича Морозова. Эта запись относится к июню 1504 года.

Первое упоминание о приходском сельском храме присутствует в писцовой книге за 1593 год, где говориться, что село Павловское, так тогда оно называлось, с расположенной в нём церковью Благовещения Пресвятой Богородицы числится за Иваном Яковлевичем Морозовым – сыном Я.Г. Морозова. Следующее сообщение о Благовещенском храме относится к 1624 году, когда владельцем села был внук Якова Григорьевича – влиятельный государственный деятель и один из крупнейших феодалов середины XVII века, известный боярин Борис Иванович Морозов. В писцовой книге за тот год присутствует запись: «За Борисом Ивановичем Морозовым, по Государеве жалованной грамоте 124 (1616) года, за приписью дьяка Микулы Новокщёнова село Павловское, а в нём церковь Благовещения Пр. Богородицы, а в церкви образы и свечи и ризы и колокола и всё строение вотчинниково».

Эта древняя, предположительно первой половины XVI века, однопрестольная церковь, стояла на правом берегу реки Истры "у боярского двора перед ворота" – прямо напротив восточной границы морозовской усадьбы. Рисунок этой церкви присутствует на сохранившемся плане боярской усадьбы 1667 года. Судя по схематичному изображению это был небольшой, рубленный из дерева одноглавый храм без колокольни (см. рис. 2). Однако, вышеприведённая цитата из писцовой книги, отмечающая наличие колоколов, даёт основание предполагать существование при храме небольшой деревянной звонницы. Очевидно, это была церковь клетского типа с прирубленными с востока и запада соответственно апсидой и притвором. Нет сомнений, что к середине XVII века деревянный храм обветшал и из-за своих небольших размеров перестал отвечать потребностям прихода.

В 1650 году боярин Б.И. Морозов заложил в своём родовом имении непосредственно на территории усадьбы новый грандиозный каменный храм Благовещения Пресвятой Богородицы. В размерах храма и его убранстве очевидна претензия на очень высокий статус сооружения. Это объясняется тем, что в павловскую загородную резиденцию в гости к своему наставнику Б.И. Морозову неоднократно наезжал и гостил здесь государь Алексей Михайлович. А впоследствии здесь в разное время бывали и дети Алексея Михайловича - государи Фёдор Алексеевич и Иван V Алексеевич, царевна Софья и будущий царь Петр I Великий. Храм строился из красного большемерного кирпича в сочетании с незначительным количеством белокаменных элементов. Возведение каменного храма явилось революционным событием для села Павловского, в котором практически все сооружения до этого, даже боярские хоромы, строились из дерева. Не случайно на всех архивных планах Павловской Слободы присутствует изображение пожарного пруда – характерного элемента для пейзажа практически любого древнерусского посада с массовой деревянной застройкой. Два храма, деревянный и каменный, отстояли друг от друга на расстояние в 31 сажень.

Новый Благовещенский храм, увенчанный каноническим пятиглавием и двумя главами над приделами, с отдельностоящей многоярусной шатровой колокольней был построен непосредственно на территории обширного морозовского поместья, что вполне соответствовало традициям и привычкам того времени «иметь у себя на дворе всё своё». Каждый состоятельный хозяин строил в своей усадьбе кроме хором «ещё целый ряд зданий самого разнообразного назначения, начиная иногда с часовни или церкви и кончая разными сараями, погребами и амбарами».

Строительство каменного Благовещенского храма велось более десяти лет. Достоверно известно, что на строительстве в 1661 – 1662 годах работал мастер Андрей Моисеев "со товарищи". Датой завершения общестроительных работ можно считать 1663 год, летом которого главы "опаиваются белым железом". Какое то время, по крайней мере до 1667 года, два храма, старый деревянный и новый каменный, составляя характерный архитектурный ансамбль, вместе простояли на истринском берегу, после чего деревянный храм был упразднён.

На историческом плане 1667 года (см. рис.2) хорошо видно месторасположение изначальной усадебной застройки. При всей условности и схематизме приведённого изображения хорошо видна планировочная схема и объёмно-пространственная композиция, как всей усадьбы, так и отдельных сооружений, расположенных на её территории.

Изображение плана поместья имеет характер топографической схемы, выполненной без масштаба. Ориентация плана по странам света «снизу – вверх" соответствует оси «восток – запад». На чертёж нанесены схематичные изображения фасадов отдельных построек, совмещенных с планом усадьбы. Благовещенский Храм представлен зрителю своим главным – восточным – фасадом, который расположен по восточной границе участка. Продольная ось храма сориентирована на ось дороги, поднимающейся к усадьбе от моста через реку Истру. По плану хорошо видно, что жилая и хозяйственная застройка сосредоточена по юго-восточной и западной границам усадьбы. Очевидно, что это были традиционные для того времени примыкающие друг к другу различного объёма и назначения деревянные клети. Такая трёхчастная или, иногда, двухчастная структура планировки впоследствии перешла и на каменное хоромное строительство.

Исследователь архивных материалов А. Храбров в своей статье приводит выдержки из старинной описи, где даётся подробное описание усадьбы боярина Морозова: «В селе был «двор боярский, а на дворе церковь каменная три престола» (Благовещения Богородицы, Николая чудотворца и Ильи пророка). Хоромные строения составляли три «двойни на подклетах, на дву двойнях чердаки, две горницы одинаких на подклетах же, …и промеж теми двойнями и горницами сени», в «красных» окнах – 7 окончин слюдяных. У въездных «створчетых» ворот с калиткой, покрытых тёсом, стояли две горницы «белые» на подклетах с сенями между ними, в «красных окнах – три окончины слюдяные». От хором к церкви вели «переходы деревянные». Другие постройки боярского двора – два ледника с погребом и сушилом над ними (на плане – слева от «дельных горниц), два амбара, клети, поварни, пивоварня (не все из них нанесены на план), у садовых ворот – ещё два амбара. Двор был окружён бревенчатым забором. В усадьбе были два сада («позади хором» и «к реке Истре»), конюшня, «воловня» (скотный двор) и сенной двор, многочисленные постройки которые на плане также не выделены, гумно с овинами. В поле за пределами усадьбы в отдельной ограде находился большой «житный двор» с 18 житницами (см. рис. 1, вверху слева)».

На основе этих данных А. Храбров выполнил схематичную реконструкцию планировки усадьбы (см. рис. 3).

На дворе усадьбы Б.И. Морозова, замкнутой и надёжно отгороженной от внешнего мира высоким бревенчатым забором (заплотом или тыном?), помимо многочисленных жилых и хозяйственных построек также находились судебная изба, тюрьма, а в ней «стул со цепью и железа ножные».

Такие комплексные усадебные образования несли в себе градостроительное зерно и в миниатюре служили прообразом города или кремля, впоследствии окружаемого посадом. К сожалению, деревянные сооружения не сохранились, и кроме архивных плана и описи никаких других источников с данными о первоначальных усадебных строениях нет.

Б.И Морозов умер в конце 1661 года, а после смерти в 1667 году его жены А.И. Морозовой за неимением наследников выморочная Павловская вотчина была отписана в казну и оставалась дворцовой до 1730 года. С 1730 года оно перешло во владение генерал-прокурора Сената Павла Ивановича Ягужинского.

С течением времени Благовещенский храм переходит в разряд приходских, теряя при этом земельные площади, принадлежащие ранее усадьбе Б.И. Морозова. Наиболее значительные потери произошли на западном участке. На архивных фотографиях дореволюционного и довоенного периодов (см. рис. 4, 5) хорошо видно, что приходская церковная ограда почти вплотную примыкает к западному фасаду храма, оставляя за пределами церковных владений значительную часть старинной усадебной территории, где ранее располагались боярские хоромы.

Пережив за три с половиной века периоды расцвета и упадка, древняя усадьба из всего многочисленного хоромного и хозяйственного строения, сумела сохранить одно единственное сооружение – каменный храм Благовещения Пресвятой Богородицы.

 

Rambler's Top100