ГЛАВНАЯ   НОВОСТИ   РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ   ПРИХОДСКАЯ ГАЗЕТА   КОНТАКТЫ   КАРТА САЙТА

План курса

Часть I: Древняя Церковь (33­-1054)

1. ПЕРИОДЫ ЦЕРКОВНОЙ ИСТОРИИ.

Введение в предмет. Историография. Общая периодизация церковной истории. Эпоха гонений, ее периодизация. Периодизация Константиновской эпохи. Источники Истории Церкви.

2. ЭПОХА ГОНЕНИЙ НА ХРИСТИАН.

Церковь до Антонинов. Случайный характер гонений. Гонение при Нероне. Эпоха Антонинов: общая характеристика. Рескрипт Траяна и его значение. Христианство как religio illicita. Св. Игнатий Антиохийский, его послания. Поликарп Смирнский, Лионские мученики. Септимий Север. Карфагенские мученики. Общее положение Церкви до 250 года. Общая характеристика эпохи и ее императоров. Эдикт Декия и его последствия. Спор об обратном принятии падших (secundum Epistulas Cypriani). Карфагенские соборы при Киприане. Христианские мученики и новое отношение к ним христианского населения. Правление Диоклетиана. Завершение принципата. Территориальные и административные реформы Диоклетиана: новая система провинций и тетрархия. Характер гонения Диоклетиана. Проскрипционные эдикты и их выполнение.

Политическая ситуация в Империи к концу правления Диоклетианна и Максимиана. Обращение св. Константина. Константин, Ликиний и Миланский эдикт (текст эдикта по Евсевию). Отношение Императора к Церкви. Донатистские споры и вынужденное участие Константина. Привилегии Церкви, данные Константином.

3. ДОГМАТИКА и РАСКОЛЫ ЭПОХИ ГОНЕНИЙ. АРИАНСТВО и ПЕРВЫЙ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР

Выяснение Церковью догматического учения в эпоху гонений. Гнозис, его основные черты и направления. Учение о Христе, как о Боге. Умеренный субординационизм ранних учителей Церкви. Монархианство и его оттенки: модализм и динамизм. Монтанизм. Расколы по дисциплинарным основаниям: Новациан, раскол донатистов. История возникновения арианства. Содержание доктрины. Арианская пропаганда и борьба Церкви: собор 324 г. в Антиохии.

Общая характеристика Вселенских соборов. Никейский собор 325 года, его состав, порядок делопроизводства. Итоговые документы собора. Термин «единосущный», проблемы его восприятия некоторыми участниками Собора.

4. БОРЬБА С АРИАНСТВОМ ПОСЛЕ НИКЕЙСКОГО СОБОРА. ФЕОДОСИЙ ВЕЛИКИЙ и ВТОРОЙ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР

Борьба ариан после Никейского собора за преобладание в кафолической Церкви. Борьба ариан с догматистами. Антиохийский и Сердикский соборы. Борьба ариан с догматом. Распадение ариан на партии: ан-омии, омии, оми-усиане, их отличия. Александрийский собор 362 года. Реакция язычества при Юлиане Отступнике. Св Василий Великий. Его задача: объединение омиусиан на востоке. Его отношения со св. Афанасием и папой Дамасом. Дистинкция понятий «сущность» и «ипостась». Св. Григорий Богослов, его переход в Константинополь; его «Слова о богословии». Доктринальные оттенки «никейцев». Маркелл Анкирский и Аполлинарий Лаодикийский, их заблуждения.

Император Феодосий Великий, его отношение к Церкви. Константинопольский собор 381 года (II-й Вселенский). Причины его созыва, особенности представительства. Результаты работы собора. «Никео-константинопольский» символ и каноны. Правила собора 2-е и 3-е, их содержание и смысл. Возвышение столичной кафедры.

 

5. НАЧАЛО ХРИСТОЛОГИЧЕСКИХ СПОРОВ: НЕСТОРИАНСТВО

Догматическая основа несторианского спора. Особенности александрийского и антиохийского понимания единства природ во Христе. Христология Диодора Тарсского и Феодора Мопсуестийского. Христология св. Кирилла Александрийского.

Церковная политика императора Феодосия. Законы о церковных делах в Codex Theodosianus. Несторий на столичной кафедре. Письма св. Кирилла Несторию. Позиция папы св. Целестина по отношению к спору. III-й Вселенский собор в Эфесе. Позиция императора по отношению к собору. Открытие собора и его разделение. Результаты Эфесского собора. Правило 7-е. Продолжение спора после собора и окончательное примирение 433 года.

6. ИСТОРИЯ БОРЬБЫ МОНОФИЗИТСТВОМ: ЧАСТЬ 1

Оппозиция св. Кириллу в Египте. Диоскор Александрийский и его отношения с «восточными» епископами. Константинопольский собор 448 года. Евтихий и его понимание соединения естеств во Христе. Оппозиция формул «из двух природ» - «в двух природах». Низложение Евтихия. Апелляции Евтихия. «Томос к Флавиану» папы св. Льва, его содержание. Эфесский собор 449 года, особенности его делопроизводства и его результаты.

Августа св. Пульхерия, ее государственная и церковная политика. Задачи нового собора согласно императорам и согласно папе св. Льву. Действия Диоскора в Никее. Собор в Халкидоне и его Деяния. 1-я и 2-я сессии: о Диоскоре. 3 - 6-я сессии: о вере. Вероопределение собора, его новизна. Правила Халкидонского собора, их общая характеристика. Правила 9-е, 17-е и 28-е, их смысл и значение; реакция Рима. Классический патриархат.

7. ИСТОРИЯ БОРЬБЫ С МОНОФИЗИТСТВОМ: ЧАСТЬ 2

Проскрипционные эдикты Маркиана. Оппозиция собору палестинского монашества. Оппозиция в Египте. Смерть Маркиана. Св. Протерий Александрийский. Узурпатор Василиск, его «Энкиклион» (содержание), реакция архиепископа Акакия. 

Церковная политика Зенона. «Энотикон», его содержание и неудовлетворительные для спорящих сторон его моменты. Отношение к нему Римской кафедры. «Акакианская схизма» (484-519). Царствование Юстина I-го (518-527). Окончание схизмы.

Основные проблемы богословской терминологии монофизитов. Главные течения в монофизитстве к началу VI-го века. Леонтий Византийский, его полемика с Севиром Антиохийским, формулировка догмата единства природ во Христе.

8. ИСТОРИЯ БОРЬБЫ С МОНОФИЗИТСТВОМ: ЧАСТЬ 3

Церковная политика императора Юстиниана I-го. Теория симфонии Священства и Царства. Новеллы 123-я и 137-я, их содержание. Теопасхистский спор. Собеседование в Константинополе 532 года.

Константинопольский собор 536 года. Эдикт Юстиниана против оригенизма (543 г.). Эдикт против «О трех главах» (544 г.) и реакция на него западных Церквей. Вселенский собор в Константинополе, особенности его проведения. Низложение папы Вигилия.

9. ИМПЕРАТОР ИРАКЛИЙ. МОНОЭНЕРГИЗМ

Задачи правления императора Ираклия. Территориально-административная реорганизация Империи, война с персами. Патриарх Сергий, его участие в политике императора.

Политические и богословские предпосылки моноэнергизма. Переписка Сергия Константинопольского и Гонория Римского. Св. Софроний Иерусалимский и его «Окружное послание».

Арабское нашествие, упадок восточных патриархатов.

 

10. МОНОФЕЛИТИЗМ. VI-й ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР

«Эктесис» (изложение веры) императора Ираклия и реакция на него со стороны важнейших кафедр. Максим Исповедник и его диспут с Пирром.

«Типос» (образец веры) императора Константа. Папа Мартин и Латеранский собор 649 года. Суд над папой Мартином и Максимом Исповедником.

Император Константин IV-й и VI-й Вселенский собор в Константинополе. Его состав и порядок проведения. Низложение Макария Антиохийского. Вероопределение и анафематизмы собора.

11. ЦЕРКОВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ЭПОХИ ВСЕЛЕНСКИХ СОБОРОВ. ТРУЛЛЬСКИЙ СОБОР 691-92 годов

Законодательство Вселенских и Поместных соборов. Императорское законодательство о церковных делах. Номоканоны, как свидетельство особого соотношения соборного и императорского законодательства.

Причины созвания особого «законодательного» собора императором Юстинианом II (общеполитические и внутрицерковные). Особенности состава Трулльского собора. Характер соборных правил. Правила 2-е, 37-е, 39-е, 82-е, 95-е.

12. ИКОНОБОРЧЕСТВО. СЕДЬМОЙ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР

Вероятные мотивы иконоборчества. Указ Льва Исавра, позиция Римской кафедры. Св. Герман Константинопольский и Иоанн Дамаскин.

Константин Копроним, иконоборческий собор 754 года, орос собора и его смысл.

Императрица Ирина, собор 787 года, его состав, деяния, определение о почитании икон. Вопрос о принятии епископов, скомпрометрованных иконоборчеством.

13. РЕЦИДИВ ИКОНОБОРЧЕСТВА и ТОРЖЕСТВО ПРАВОСЛАВИЯ

Внутриполитические причины возрождения иконоборчества. Гонение против икон Льва Армянина; собор 815 года. Иконоборческая политика Феофила. Св. Никифор Константинопольский и Феодор Студит, теория пентархии патриархатов.

Торжество Православия при императрице Феодоре (843 г.). Последствия иконоборческого кризиса.

14. ЭПОХА СВ. ФОТИЯ. НАЧАЛО РАЗДЕЛЕНИЯ ЦЕРКВЕЙ. КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЕ СОБОРЫ IX века

Церковно-политическая ситуация середины IX-го века. Св. Фотий Константинопльский, причины конфликта. со св. Игнатием. Позиция Римской кафедры в споре. Константинопольские соборы 861, 867, 869, 879 годов. Каноны соборов «Двукратного» и «в храме Св. Софии».

Начало идеологического разделения между Римом и Константинополем. Антиримская полемика св. Фотия.

Славянская миссия при св. Фотии. Св. Кирилл и Мефодий.

 

15. ЦЕРКОВНЫЕ ДЕЛА в X веке. СООТНОШЕНИЕ ИМПЕРАТОРСКОЙ и ПАТРИАРШЕЙ ВЛАСТИ

Церковное законодательство Льва VI-го. «Исагога» о власти царя, патриарха и епископов. Вопрос о четвертом браке императора Льва; «Томос единения».

Царствование Никифора II-го, Иоанна Цимисхия и Василия II-го и их Церковная политика. Крещение Руси.

 

16. ВЕЛИКАЯ СХИЗМА 1054 года и ЕЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

Антилатинская полемика середины XI века. «Восточный папизм» как церковно-историческое явление и патриарх Михаил Керуларий.

Римские легаты в Константинополе в 1054 году. Развитие конфликта. Оценка разрыва отношений современниками события.

 

Дополнительные лекции по курсу истории Древней Церкви:

ПРОИСХОЖДЕНИЕ и РАЗВИТИЕ МОНАШЕСТВА

Причины возникновения монашества. Египетское монашество. Св. Антоний и отшельничество. «Келлии» преп. Макария; Евагрий и оригенизм. Св. Пахомий и фиваидские «киновии». Сирийское и каппадокийское монашество. Монашеские правила св. Василия Великого. Палестинское монашество. «Лавра» св. Саввы Освященного. Синайский монастырь св. Екатерины и его сокровища. Монашество на Западе. Иероним и Руфин. Иоанн Кассиан. Отношение монашества со сложившейся церковной структурой. 4-е Халкидонское правило.

АЛЕКСАНДРИЯ и КОНСТАНТИНОПОЛЬ НА РУБЕЖЕ IV и V ВЕКОВ

Претензии Александрийской кафедры на первенство в восточной части христианской империи. Тимофей Александрийский и смещение св. Григория. История св. Иоанна Златоуста. Феофил Александрийский и оригенистические споры в Египте. Собор «При Дубе» и осуждение св. Иоанна.  Кирилл Александрийский, его отношения с Константинопольской кафедрой. Его переписка с Аттиком по поводу памяти св. Иоанна Златоуста.

Rambler's Top100