ГЛАВНАЯ   НОВОСТИ   РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ   КОНТАКТЫ   КАРТА САЙТА

Часть 4

<<<<<<<                >>>>>>>

 

 

 

Когда уязвляют твой эгоизм, не надо спешить к нему на помощь. Оставь его, пусть себе умирает. Если эгоизм умрёт, то душа воскреснет. Надо похоронить своё «я», пусть гниёт и превращается в удобрение, чтобы на нём выросли смирение и любовь.  
 
Преподобный Паисий Святогорец
 
 
 
Смиренный никуда не падает, да и куда ему падать, если он ниже всех?
Смиренный сердцем - из силачей силач.
 
Святитель Марк Ефесский
 
 
 
Смирение-это не когда думаешь о себе хуже, а когда думаешь о себе меньше.
 
 
 
Лишь только смирится человек... как тотчас же сми­рение поставляет его в преддверии Царства Небесного.
 
Преподобный Амвросий Оптинский
 
 
 
 
 
 
Когда не имеете спокойствия, знайте, что не имеете в себе смирения. Это Господь явил следующими словами, кои вместе с тем показывают, где искать спокойствия. Он сказал: «научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф.11, 29).
 
Преподобный Лев Оптинский
 
 
 
Если же человек не сможет вынести резкое слово ближнего и воздаст тем же, тогда совесть его подвергается из-за этой несдержанности внутренним возмущениям, так что он оказывается в плену у беспокойства. Совершаемая со страхом молитва к Богу возвращает мир, а любовь и долготерпение уничтожают противоестественный гнев. Если мир, любовь и долготерпение остаются в душе, тогда гнев направляется не против ближнего, но против страстей и бесов, в душе же царят умиление и смиренномудрие. Тот, кто сможет вынести резкое слово своенравного и неблагоразумного человека ради Бога и мира собственных помыслов, будет именоваться «сыном мира» (Лк 10:6) и сможет стяжать спокойствие души, тела и духа.
 
Старец Иосиф Ватопедский
 
 
 
Как <себя> укорять? Очень просто. Совесть сразу за­говорит, сразу будет обличать, а вам остается только со­гласиться, что плохо сделали, смиренно обратиться к Богу с молитвой о прощении. Хотя минуту, хотя полминуты, а надо обязательно укорить себя так. Наше дело укорить себя, хотя бы и на очень короткое время, а остальное предоставим Богу. Хорошо, если мы и недолго укоряем. И у одного это состояние продолжается более, у другого менее. А были святые отцы, у которых вся жизнь была сплошное самоукорение, прямая черта без всяких перерывов... Но нам до этого далеко. Когда мы себя укоряем, мы испол­няемся силы, становимся сильнее, — духовно, конечно. По­чему так, мы не знаем. Это закон духовной жизни. Как в нашей телесной жизни мы подкрепляем силы пищей, так и в духовной жизни наши духовные силы подкрепляются самоукорением... Когда мы питаемся духовным, мы ду­ховно становимся крепче, сильнее. А что такое самоукоре­ние? — Смирение. Считать себя грешным, виновным, зна­чит смирять себя. А что такое смирение? Это — риза Божества, по слову Лествичника. Мы идем и касаемся этой ризы тогда, когда укоряем себя. Помните евангельскую кро­воточивую жену? Она смиренно шла через толпу и прико­снулась края одежды Христа — и исцелилась.
 
Преподобный Варсонофий Оптинский
 
 
 
Немощны мы. Ничего не можем сделать своими силами. Какое бы ни было великое дело, все это — внешнее, земное. Все по воле Божией и по неисповедимым судьбам Его обращается в ничто. Все — временно, и дорожить им мы должны, поскольку оно служит нам для спасения нашей души. Одно только это надо неизменно помнить и об одном только этом, спасении своей души, заботиться, а все осталь­ное предать в волю Божию. Смиряться должно.
 
Преподобный Никон Оптинский
 
 
 
Какое бы ни постигло тебя огорчение, какая бы ни случилась тебе неприятность, ты скажи: стерплю это я для Иисуса Христа! Только скажи это, и тебе будет легче. Ибо имя Иисуса Христа сильно — при нем все неприятно­сти утихают, бесы исчезают; утихнет и твоя досада, успокоится и твое малодушие, когда ты будешь повторять сладчай­шее имя Его. Господи! даждь ми терпение, великодушие и кротость! Господи! даждь мне зрети моя согрешения и никого не осуждати!
 
Преподобный  Антоний Оптинский
 
 
 
Господь ищет от нас смирения; со смирением и малые дела Господь приемлет, а без смирения и большие исправ­ления Ему не угодны, что видим на фарисее. Смирять свои помыслы можно и памятью согрешений наших, ежели и горести, и скорби, какие посетят, памятью согрешений удобнее оные понесем, укоряя себя, а не других.
 
Преподобный Макарий Оптинский
 
 
 
Посему, какой бы мы ни проходили образ жизни, везде предлежит нам брань духовная от духов злобы, возмуща­ющих наши страсти и понуждающих нас к действию гре­ховному, чем и испытуется наше произволение и любовь к Богу — в борении нашем. И если мы не имеем сей борьбы, то не научимся искусству, и не познаем своей немощи, и не стяжем смирения, а оно так велико, что и кроме дел может нас спасти, как пишет святой Исаак в 46-м Слове. 
 
Преподобный Макарий Оптинский
 
 
 
Любви к ближнему предшествует и сопутствует смирение перед ним.
 
Святитель Игнатий (Брянчанинов)
 
 
 
При разных неудачах говори: «Господи, верю, что терплю должное и получаю то, что я заслужил. Но Ты, Господи, по милосердию Твоему, прости и помилуй меня», — и так повторяй, пока не почувствуешь мир в душе.
 
Преподобный Нектарий Оптинский
 
 
 
- Как человек сможет достигнуть духовного прогресса? - Если будет смиряться и освобождаться от высокого мнения о себе. По мере освобождения от самомнения мы становимся восприимчивы к принятию Божественной благодати. Именно смиренный человек высоко стоит в глазах Бога. А тот, кто делает благие дела и считает, что что-то из себя представляет – находится в поврежденном состоянии.
 
Старец Лука Филофейский
 
 
 
Сам Господь во Святом Евангелии прямо и ясно гово­рит: «возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф 11:29). Слова эти показывают, во-пер­вых, что несение ига Христова прежде всего заключается в кротости и смирении. Во-вторых, наставление и нази­дание для собственной жизни должно брать более с при­мера Христа Спасителя, нежели с примера людей, в кото­рых невозможно обретать полного совершенства, по немощи человеческой. И потому, под благовидным предлогом, не должно смущаться тем, что некоторые не подают нам назидательного примера так, как бы мы желали. При этом может быть ошибка и в том, что мнения и намерения людей различны, — один думает и рассуждает так, а другой иначе. Потому и религиозные взгляды на вещи неодина­ковы. — Сердца же человеческие знает только один Бог. Поэтому и говорится: ин суд Божий, и ин человеческий. Не без причины Господь ключи Царствия Небесного вручил апостолу Петру, а ключи ада и смерти удержал у Себя. Святитель Димитрий Ростовский объясняет эту причину так: чтобы и великие святые, по несовершенству человече­скому, не посылали во ад таких людей, которые по сокро­венному добру, ведомому одному Богу, достойны наследия Царствия Небесного. В-третьих, слова Спасителя показы­вают, что беспокойство наше и смущение происходит не от других, а от нас самих, по недостатку в нас кротости и смирения.
 
Преподобный Амвросий Оптинский
 
 
 
На слова одной, стоявшей около старца: «Гордость мешает во всем», он ответил: «А ты закутайся в смирение, тогда, если и небо к земле прильнет, не страшно будет».
 
Преподобный Амвросий Оптинский
 
 
 
Любовь без смирения не может быть прочна и тверда. Я заметил в письмах ваших: обе вы лишались мира, каж­дая в свою очередь, ни от чего другого, как от самолюбия, а уже смирению тут не только места не было, но и далеко отгонялось.
 
Преподобный Макарий Оптинский
 
 
 
Спасайся! То есть смиряйся, терпи, люби ближнего и будешь до мантии в лике ангельском. А чего не сможешь, укори себя, Господь и это примет вместо подвига. Потому Пимен Великий и сказал: «Самоукорение легче всех добродетелей». А Исаак Сирин говорит, что «смирение и без дел может спасти человека».
 
Преподобный Анатолий Оптинский
 
 
 
Мы не можем иначе познать себя, как в сообращении с ближними, принимая от них укоризны и досады, яко врачевство своим душевным язвам, и укоряя себя за нетер­пение, а не их, но, напротив, благодарить их, что чрез них познали свою душевную немощь, смотрением Божиим. Имея же спокойствие, благодатью Божиею, опасайтесь увлекаться о сем мнением о себе, да не паки тожде постраждете: враги не дремлют, они боятся только смире­ния.   
 
Преподобный Макарий Оптинский
 
 
 

Rambler's Top100