ГЛАВНАЯ   НОВОСТИ   РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ   ПРИХОДСКАЯ ГАЗЕТА   КОНТАКТЫ   КАРТА САЙТА
Главная » Книжная полка » Душеполезные изречения » Изречения о смирении и мире в душе

Изречения о смирении и мире в душе

 

Любви к ближнему предшествует и сопутствует смирение перед ним.

Свтятитель Игнатий Брянчанинов

 

При разных неудачах говори: «Господи, верю, что терплю должное и получаю то, что я заслужил. Но Ты, Господи, по милосердию Твоему, прости и помилуй меня», — и так повторяй, пока не почувствуешь мир в душе.

Преподобный Нектарий Оптинский

 

- Как человек сможет достигнуть духовного прогресса? - Если будет смиряться и освобождаться от высокого мнения о себе. По мере освобождения от самомнения мы становимся восприимчивы к принятию Божественной благодати. Именно смиренный человек высоко стоит в глазах Бога. А тот, кто делает благие дела и считает, что что-то из себя представляет – находится в поврежденном состоянии.

Старец Лука Филофейский

 

Сам Господь во Святом Евангелии прямо и ясно гово­рит: «возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф 11:29). Слова эти показывают, во-пер­вых, что несение ига Христова прежде всего заключается в кротости и смирении. Во-вторых, наставление и нази­дание для собственной жизни должно брать более с при­мера Христа Спасителя, нежели с примера людей, в кото­рых невозможно обретать полного совершенства, по немощи человеческой. И потому, под благовидным предлогом, не должно смущаться тем, что некоторые не подают нам назидательного примера так, как бы мы желали. При этом может быть ошибка и в том, что мнения и намерения людей различны, — один думает и рассуждает так, а другой иначе. Потому и религиозные взгляды на вещи неодина­ковы. — Сердца же человеческие знает только один Бог. Поэтому и говорится: ин суд Божий, и ин человеческий. Не без причины Господь ключи Царствия Небесного вручил апостолу Петру, а ключи ада и смерти удержал у Себя. Святитель Димитрий Ростовский объясняет эту причину так: чтобы и великие святые, по несовершенству человече­скому, не посылали во ад таких людей, которые по сокро­венному добру, ведомому одному Богу, достойны наследия Царствия Небесного. В-третьих, слова Спасителя показы­вают, что беспокойство наше и смущение происходит не от других, а от нас самих, по недостатку в нас кротости и смирения.

Преподобный Амвросий Оптинский

 

На слова одной, стоявшей около старца: «Гордость мешает во всем», он ответил: «А ты закутайся в смирение, тогда, если и небо к земле прильнет, не страшно будет».

Преподобный Амвросий Оптинский

 

Любовь без смирения не может быть прочна и тверда. Я заметил в письмах ваших: обе вы лишались мира, каж­дая в свою очередь, ни от чего другого, как от самолюбия, а уже смирению тут не только места не было, но и далеко отгонялось.

Преподобный Макарий Оптинский

 

Спасайся! То есть смиряйся, терпи, люби ближнего и будешь до мантии в лике ангельском. А чего не сможешь, укори себя, Господь и это примет вместо подвига. Потому Пимен Великий и сказал: «Самоукорение легче всех добродетелей». А Исаак Сирин говорит, что «смирение и без дел может спасти человека».

Преподобный Анатолий Оптинский

 

Мы не можем иначе познать себя, как в сообращении с ближними, принимая от них укоризны и досады, яко врачевство своим душевным язвам, и укоряя себя за нетер­пение, а не их, но, напротив, благодарить их, что чрез них познали свою душевную немощь, смотрением Божиим. Имея же спокойствие, благодатью Божиею, опасайтесь увлекаться о сем мнением о себе, да не паки тожде постраждете: враги не дремлют, они боятся только смире­ния.   Преподобный Макарий Оптинский

 

Чтобы войти в Царство, прежде всего надо быть сми­ренными. Как же получить смирение? Как научиться это­му великому искусству? Надо молить Господа о ниспос­лании нам этого дара. В одной из вечерних молитв мы читаем: «Господи, даждь ми смирение, целомудрие и по­слушание». Смирение уподобляет нас Самому Богу, Кото­рый смирил Себя, послушлив был даже до смерти, смерти же крестныя, Сам Господь является Учителем смирения: «научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем» (Мф 11:29). Смирение можно стяжать посредством по­слушания. Человек, подчиняющий свою волю духовному руководителю своему, побеждает гордость и приобретает смирение. Преподобный Варсонофий Оптинский

 

В первый год, по получении Святого Духа, я думал: грехи мне Господь простил — благодать свидетельствует об этом; чего мне еще более надо? Но не так надо думать. Хотя грехи прощены, но всю жизнь надо о них помнить и скорбеть, чтобы сохранить сокрушение. Я так не делал и перестал сокрушаться, и много я потерпел от бесов. И я недоумевал, что со мною делается: душа моя знает Господа и Его любовь; как же мне приходят плохие помыслы? Но Господь меня пожалел и Сам научил меня, как надо смиряться: «Держи ум твой во аде и не отчаивайся». И этим побеждаются враги; а когда я умом выхожу из огня, то помыслы снова приобретают силу.

Преподобный Силуан Афонский

 

Наш учитель — смирение. Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. А благодать Божия — это все.. Там тебе и величайшая мудрость. Вот ты смирись, да скажи себе: «Хотя я и песчинка земная, но и обо мне печется Господь, и да свершается надо мною воля Божия...» Вот если ты скажешь это не умом только, но и сердцем, и действительно смело, как и подобает истинному христиа­нину, положишься на Господа, с твердым намерением без­ропотно подчиниться воле Божией, какова бы она ни была, тогда рассеются перед тобою тучи и выглянет солнышко, и осветит тебя, и согреет, и познаешь ты истинную радость от Господа, и все покажется тебе ясным и прозрачным, и перестанешь ты мучиться, и легко станет на душе...

Преподобный Анатолий Оптинский

 

Все хотят иметь мир, но не знают, как этого достигнуть. Паисий Великий раздражился и просил Господа избавить его от раздражительности. Явился ему Господь и говорит: «Паисие, если хочешь не раздражаться, то ничего не пожелай, никого не осуди и не возненавидь, и не будешь раздражаться». Так всякий человек, если отсекает свою волю пред Богом и людьми, всегда будет мирен в душе, а кто любит творить волю свою, тот никогда не будет мирен.

Преподобный Силуан Афонский

 

Терпение скорбей по доброй воле – это путь к свободе и истинному покою.  

Архимандрит Емилиан Симонопетрит

 

Видел я немощных душою и телом, которые ради множества согрешений своих покусились на подвиги, превосходившие их силу, но не могли их вынести. Я сказал им, что Бог судит о покаянии не по мере трудов, а по мере смирения.

Преподобный Иоанн Лествичник

 

Кротость есть недвижимое устроение души, в бесчестии и в чести пребывающее одинаковым.

Начало безгневия есть молчание уст при смущении сердца, середина – молчание помыслов при тонком смущении, а конец – непоколебимая тишина при дыхании нечистых ветров.

Преподобный Иоанн Лествичник

 

Если мы во всем, что с нами ни случается, считаем виновными самих себя, а не других, то это приносит нам много добра и доставляет великое спокойствие и преуспеяние. И тем более (должны мы это делать), что ничего не бывает с нами без промысла Божия.

Преподобный авва Дорофей

 

Упражнение в самоукорении вводит в навык укорять себя. Когда стяжавшего этот навык постигнет какая-либо скорбь — тотчас в нем является действие навыка, и скорбь принимается как заслуженная.

Не трудись над разбором, кто прав и кто виноват, ты ли, или ближний твой, постарайся обвинить себя и сохранить мир с ближним при посредстве смирения.

Свтятитель Игнатий Брянчанинов

 

Невозможно сохранить мир душевный, если не будем следить за умом, то есть если не будем отгонять мысли, неугодные Богу, и, наоборот, держаться мыслей, угодных Богу.

Схиигумен Савва (Остапенко)

 

Человек, чадо мое, ничего сам по себе не может сделать. У него никогда не было, нет и не будет силы сотворить что‑нибудь доброе, если его не осенит свыше Бог.  

Преподобный Иосиф Исихаст

 

В чем же состоит успеяние нашего спасения? как вы полагаете? В том ли, чтоб проходить большие подвиги и думать, что мы уже успели и находимся на пути спасения, и сим утешаться? Нет, успеяние нашего спасения состоит в смирении. Когда мы, и делая благо, не полагаем в оном надежды спасения, но считаем себя землю и пепел. Когда же мы, делая что благо, возмним о себе нечто, тогда отнимается от нас сила к творению благого и попускается побеждаться страстями, дабы смирили свое мудрование, почитая себя худше всякой твари. Или вы не знаете, что Господу Богу приятнее грешник с покаянием, нежели праведник с гордостью? Теперь понимаете ли вы, что обеты монашеские и самая одежда есть нам помощь к стяжанию смирения?

Преподобный Макарий Оптинский

 

Смирение состоит в том, чтобы уступать другим и счи­тать себя хуже всех. Это гораздо покойнее будет.

Преподобный Амвросий Оптинский

 

Смирение обладает великой силой. От смирения диавол рассыпается в прах. Оно - самый сильный шоковый удар по диаволу. Там, где есть смирение, диаволу не находится места. А если нет места диаволу, следовательно, нет и искушений.  

Преподобный Паисий Святогорец

 

Совсем без скорбей и простые люди, и простые послушники и послушницы не пребывают, кольми паче послушание настоятельское сопряжено со многими скорбными неудобствами. Ты хочешь сделать так, а выходит попуще­нием Божиим иначе. А Господь все попускает к пользе нашей душевной, к испытанию нашего терпения, и смире­ния, и покорности воле Божией, потому что без сих трех ничего мы полезного и душеспасительного не приобретем. Правда, что тяжело бороться с немощами человеческими и терпеть недостатки окружающих нас, но зато понесением такой тяготы доказывается исполнение закона Божия, как свидетельствует Апостол: «друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов...» (Гал. 6, 2).

Преподобный Амвросий Оптинский

 

Уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и следуй за ним.

Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет.

Много скорбей у праведного, и от всех их избавит его Господь.

Пс 33:15,19,20

 

Мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна. Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир.

Иак 3:17-18

 

Госпóдь гóрдымъ проти́вит­ся, смирéн­нымъ же даéтъ благодáть.

Пр 3:34

 

Милостивый Господь любит Своих рабов и дает им скорби на земле, чтобы в скорбях душа научилась смирению и преданности воле Божией и обрела душа в боли покой, за который сказал Господь: “Научитесь от Меня, яко кроток и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим.

Преподобный Силуан Афонский

 

Мир тебе и Божие благословение, и всякое утвержде­ние в добром и спасительном и прежде всего в мире душев­ном, и всяком мужестве, и долготерпении, и удалении от всякого малодушия, зело отягчающего немощных душою и телом, для которых нет ничего полезнее, как Бога благода­рить за все случающееся приятное и неприятное и никого не винить, кроме себя самих за многое и во многом повин­ных, других же винить — нисколько нас не успокоит, а еще более смутит.

Преподобный Амвросий Оптинский

 

Смирение - это когда человек понимает, что он создан Богом по любви, чтобы приблизиться к Богу, являющемуся источником жизни.

 

Те, кто терпит несправедливость – самые любимые Божии чада. Ведь терпя несправедливость, эти люди носят в своем сердце потерпевшего несправедливость Христа.

Если человека в чем-то несправедливо обвиняют, то, доказав, что эти обвинения несостоятельны, он реабилитирует себя и получает удовлетворение. В этом случае он испытывает радость мирскую. Однако, относясь к несправедливости духовно, с добрым помыслом и не заботясь о том, чтобы доказать свою невиновность, он испытывает радость духовную.

Говорю вам со всею искренностью: самая сладкая духовная радость была испытана мной среди несправедливости. Знаете, как я радуюсь, когда кто-нибудь называет меня прельщенным? «Слава Тебе, Боже, – говорю я, – ведь за эти слова я получу мзду. А вот если меня назовут святым, то я окажусь в должниках».

У человека духовного нет скорбей. Когда в человеке умножается любовь и его сердце опаляется божественным рачением, то скорбь уже не может найти в нем места. Люди причиняют такому человеку боль и страдания, однако их побеждает его великая любовь ко Христу.

Преподобный Паисий Святогорец

 

Смирение есть благодарение Бога за всё.

 

Смирение - это примиренность с Богом, ближними и самим собой.

Епископ Тихон (Шевкуноа)

 

О, если бы все люди поступали со мной несправедливо! Говорю вам со всею искренностью: самая сладкая духовная радость была испытана мной среди несправедливости.

Преподобный Паисий Святогорец

 

Для нас смирение – это признак христианской жизни и общения с Богом. И сколько в нас смирения, настолько открывается нам Господь. Конечно, всякие добродетели необходимы, но без смирения они ничто. Без смирения вам не помогут ни пост, ни молитва, ни любовь. Больше смирения – глубже познание Бога, и наоборот – чем глубже мы познаем Бога, тем более смиренными становимся. Ведь что делает Бог, видя наше смирение? Он открывает нам глаза, чтобы мы познали Его и грядущее.

Архимандрит Емилиан Симонопетрит

 

Мир о Духе Святом пожелал я Вам, но знаю из святоотеческих творений, что невозможно стяжать этот мир, если душа не переживет сначала многих бурь, и по временам страшных и великих. Душа неопытная боится искушений, но когда она научится их преодолевать, то уже становится бесстрашною в своем крепком уповании на Бога; тогда она ничего не боится: ни неудач, ни скорбей и болезней, ни уничижений или гонений, ни встреч с «научениями странными» (Евр 13:9). А этого нельзя достигнуть без многих браней и искушений.

Архимандрит Софроний Сахаров

 

Мы с вами оба тяжко страждем, но я в страдании своем ощущаю мир мног в душе своей, а вы ропотливостью своею выгнали его из себя вон. Вы пишете, что вы и не по месту тут и что в другом месте лучше будет вам, но это одно лишь внушение противника, усиливающегося выта­щить вас от истинной пользы ко мнимой. Куда бы мы с вами ни надумали уклониться или переселиться, туда же и внутренний свой хаос перетащим, ибо как смиренным ду­шам везде земной рай, так и не смиренным везде будет мука и каторга не легче смерти. Не определяйте себе тишины вне обители своей, но ищите ее в духе смирения Христова внутри оной и в своем сердце, обвиняя себя во всем и считая от души себя недостойною пользоваться тишиною...

Преподобный Антоний Оптинский

 

Святой Иоанн Лествичник пишет: «Где падение, там предварила гордость». Итак, нам должно все­мерно стараться о приобретении смирения, потому что име­ем брань с гордыми бесами, а смирение на них беструдная победа... Чем же стяжем сие сокровище — смирение? На­добно поучаться в писаниях святых отцов о сей добродетели и иметь во всем самоукорение, а ближних видеть лучшими себя: ни в чем их не укорять и не осуждать, а укоризны от них принимать как посланные от Бога ко уврачеванию наших душевных болезней.

Преподобный Макарий Оптинский

 

Нет у нас смиренномудрия. Смиренномудрие делает человека выдержанным, великодушным, терпеливым. Когда у нас нет терпения, когда у нас нет великодушия и снисхождения — это признак того, что у нас нет самых основных добродетелей — смиренномудрия и любви, которые приближают нас к нашей цели, а цель эта — чистота.

Старец Ефрем Филофейский

 

И так из глубины мрака испытания грехом и скорбями, что даются нашим душам, отступившим от Бога, мы можем воззвать к Нему, и Он возведет нас на то место, с которого мы пали, восстановит наше обручение со Святым Духом и приблизит нас к стяжанию «радования сердца». Итак, «радование сердца» есть первая примета человека, живущего в Духе Святом.

Архимандрит Емилиан Симонопетрит

 

Я тебе открою тайну пути спасения. Каждый день говори: даруй мне, Господи, Твоё смиренномудрие.

Не унывай. Смиряйся. Повторяй, я — прах и пепел, я хуже всех, я грешнее всех. Я хуже бесов, потому что за бесов Христос не пострадал, а за меня пострадал. Вся борьба идёт за смирение. Всегда молись молитвой Иисусовой. Молись с покаянием и вниманием к словам молитвы. Не унывай, не отчаивайся. Бог тебя не оставит, но и сам не плошай.

Иеросхимонах Рафаил (Берестов)

 

Два человека ссорились и пришли к судье. Один рассказал свою версию и судья сказал: «Да, ты прав». А второй рассказал свою версию и судья сказал: «Да, ты прав». Тогда они оба воскликнули: «Тогда кто же не прав?!» А судья кротко ответил: «Я».

 

Однажды некий греческий философ приказал одному из своих учеников в течение трех лет раздавать серебро тем, кто будет его поносить. По окончании испытания учитель сказал:

— Теперь ты можешь отправляться в Афины для обучения мудрости.

При входе в Афины ученик увидел сидевшего у городских ворот мудреца, поносившего всех проходящих мимо. Так же он поступил и с учеником. Тот разразился смехом.

— Почему ты смеешься, когда я тебя оскорбляю? — спросил мудрец.

— Потому что в течение трех лет я платил поносившим меня, ты же делаешь это даром.

— Войди в город, он принадлежит тебе, — ответил мудрец.

 

Христианская победа состоит не в отмщении, но в кротости и терпении.

Святитель Тихон Задонский

 

Спрашиваете: «Каким путем идти к Богу?» Идите пу­тем смирения! Смиренным несением трудных обстоятельств жизни, смиренным терпением посылаемых Господом бо­лезней, смиренной надеждою, что не будете оставлены Гос­подом, скорым Помощником и любвеобильным Отцом Не­бесным, смиренною молитвою о помощи свыше, об отгнании уныния и чувства безнадежия, которыми враг спасения тщится привести к отчаянию, гибельному для человека, ли­шающему его благодати Божественной и удаляющему от него милосердие Божие.

Преподобный Нектарий Оптинский

 

Как-то к оптинскому иеросхимонаху Анатолию (Зерцалову) пришла женщина и попросила у него благословения жить одной, чтобы без помех поститься, молиться и спать на голых досках. Старец сказал ей:

— Ты знаешь, лукавый не ест, не пьет и не спит, а все в бездне живет, потому что у него нет смирения. Покоряйся во всем воле Божией — вот тебе и подвиг; смиряйся перед всеми, укоряй себя во всем, неси с благодарением болезни и скорби — это выше всяких подвигов!

 

Однажды к некоторому старцу в Фиваиде пришли посетители; они имели с собою беснующегося, которого привели с тем, чтоб старец исцелил его. Долго упрашивали они старца, и он сказал демону: «Выйди из создания Божия». Демон отвечал: «Выйду; но прежде дай ответ на мой вопрос: кто — козлища, и кто — агнцы». Старец отвечал: «Козлища — такие, как я, а кто — овцы, о том знает Бог». Демон, услышав это, воскликнул громким голосом: «Выхожу по причине твоего смирения!» и вышел немедленно.

Святитель Игнатий (Брянчанинов). Отечник

 

Старец на вопрос, в чем заключается смирение, отвечал: «В том, если простишь брату, согрешившему против тебя, прежде нежели он попросит у тебя прощения».

Некоторый брат спросил старца: «Что есть смирение?» Старец отвечал: «Смирение состоит в том, чтоб делать добро тем, которые делают нам зло». Брат возразил: «Если человек не достиг той меры, чтоб мог исполнить это, — что ему делать?» Старец сказал: «Да бегает людей, избрав в свой подвиг молчание».

Сказал старец: «Лучше люблю побеждение со смирением, нежели победу с гордостию».

Кто терпеливо переносит презрение, бесчестие и убыток: тот может спастись.

Смирение — предтеча любви. Как Иоанн был предтечею Иисуса и всех привлекал к Иисусу: так и смирение привлекает к любви, то есть к Самому Богу, потому что Бог есть любовь.

Некоторого старца спросили: «Каким образом душа может стяжать смирение?» Он отвечал: «Если она будет смотреть только на свои грехи». Этот старец говорил: «Совершенство человека — смирение»

Святитель Игнатий (Брянчанинов). Отечник

 

Приучи мало-помалу сердце свое говорить о каждом брате: «Поистине он лучше меня». Таким образом мало помалу приучишься считать себя грешнейшим всех человеков. Тогда Святой Дух, вселившись в тебя, начнет жить с тобою. Если же укоришь человека: то отойдет от тебя благодать Божия и дастся тебе дух во осквернение плоти, ожесточится сердце твое, удалится умиление, и ни одному из духовных благ не будет места в тебе.

Святитель Игнатий (Брянчанинов). Отечник

 

Брат спросил авву Сисоя: «Что приводит к смиренномудрию?» Старец сказал ему: «Когда кто будет подвизаться, чтоб признавать каждого человека лучшим себя: то этим доставится ему смиренномудрие»

 

Авва Пимен сказал авве Исааку: «Отвергни оправдания, и будешь спокоен в краткие дни земного странствования твоего».

 

Поведали о авве Иоанне Персянине: когда пришли к нему злодеи, — он принес умывальницу и умолял их о дозволении умыть им ноги. Злодеи устыдились, начали просить у него прощения и раскаиваться в своей злонамеренности.

 

Стяжи в себе страх Божий и будешь проводить жизнь твою в душевном мире, потому что страх Божий рождает все прочие добродетели. Кто не водится во всех действиях своих страхом Божиим: тот еще не соделался причастником царства Божия. Пребывай постоянно в подвиге, и отсечешь мало помалу страсти.

Преподобный авва Исаия

 

Уничижение себя есть то место, в котором обретается спокойствие.

Преподобный авва Исаия

 

Не может быть дарована свобода человеку, доколе он желает чего-либо принадлежащего миру.

Преподобный авва Исаия

 

Когда мы смиренны, мы видим, кто мы есть по сравнению с Богом - с Богом, а не с ближним. Сравнивать себя с Богом - вот что означает смирение.

Смирения в нас нет, потому что мы неблагодарны. Когда благодарим Бога за все, начинаем понимать, что все, включая дыхание, - дар Божий. Ты должен быть благодарен за то, что Он позволил тебе жить - жить ради общения с ним.

Когда вы просыпаетесь утром, благодарите Бога за все и делайте это постоянно весь день - и тогда ваша гордыня растает. Попробуйте.

Схиархимандрит Иоаким (Парр)

 

Блаженство состоит не во многом стяжании, но в покое душевном; не в том, чтобы много иметь, но в том, чтобы тем довольствоваться, что имеем.

Святитель Тихон Задонский

 

Мы очень нуждаемся в смирении, которого нам недостает. Например, мы думаем: “Я бы хотел, чтобы те-то и те-то люди присутствовали здесь и услышали эти слова Божии. Эти слова были бы им очень полезны”. Такие мысли выказывают нашу гордыню. Вместо этого мы должны сказать: “Эти слова Божии обращены именно ко мне, и именно мне нужно стать лучше”.

Старец Афанасий (Митилинеос)

 

Смирение истинное ни слов смиренных не говорит, ни видов смиренных не принимает, не нудит себя смиренно о себе мудрствовать и не поносит себя, смиряясь.

Два есть смирения, как говорят святые отцы: почитать себя низшим всех, и Богу приписывать добрые дела свои. Первое есть начало, второе – конец.

Преподобный Григорий Синаит

 

Когда тебя обидят, непременно промолчи, и обретешь смирение. Нужно, однако, молчать не только устами, но и сердцем.

Смиряйся и помни слова Господа: А вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим (Ис 66:2).

Архиепископ Серафим (Соболев)

 

Не отступай от Господа, пока Он не простит тебя и пока не подаст мира душе твоей. Признак прощения Господом - мир в душе.

Игумен Никон (Воробьев)

 

Смиряться надо перед всеми и считать себя хуже всех. Если мы не совершили преступлений, то, может быть, потому, что не имели к тому случая - обстановка и обстоятельства были другие. Во всяком человеке есть что-нибудь хорошее и доброе; мы же обыкновенно видим в людях только пороки, а хорошего ничего не видим.

Преподобный Амвросий Оптинский

 

Для того чтобы не быть в непрестанной борьбе и тревоге, ожидай всего. Всегда говори: "Добро пожаловать, болезнь; добро пожаловать негодяй - нет, добрый человек Божий, ангел Божий; добро пожаловать, неудача; добро пожаловать, мучение". Это приносит кротость, без которой никакой духовной жизни быть не может.

Архимандрит Емилиан Симонопетрит

 

Ты хочешь вымыть стакан, берешь его и вдруг разбиваешь. Этого достаточно для того, чтобы и тебе, и окружающим стало ясно, что твоя душа надломлена. То, как ты моешь стакан, как его берешь, где ты его ставишь, здесь или там,- все это напрямую зависит от того, что происходит в твоей душе и таится в глубинах твоего сердца.

Архимандрит Емилиан Симонопетрит

 

Если хочешь узнать, смиренномудр ли ты, то испытай себя в сказанном: не приходишь ли в смятение, когда тебя обижают?

Преподобный Исаак Сирин

 

Смиренный предает себя всецело воле Божией.

Свтятитель Игнатий Брянчанинов

 

Где является страх Божий, там господствует и смирение.

Преподобный Ефрем Сирин

 

Прежде всего мы нуждаемся в смиренномудрии. Слово "прости" да будет у нас непрестанно готовым в ответ на всякое неприятное слово, на всякий неприятный поступок относительно нас. Смиренномудрием расторгаются сети супостата нашего, диавола.

Преподобный авва Исаия

 

Приучайте себя всячески к тому, чтобы больше радоваться, когда с вами презрительно относятся, укоряют или даже обижают, нежели когда ласкают и приветствуют. В этом самый надежный путь к смирению.

 

Смотрите, какая красота: солнце,небо, звезды, деревья, цветы... А ведь прежде ничего не было! И Бог из ничего сотворил такую красоту. Так и человек, когда он искренно придет в сознание, что он- ничто, тогда Бог начнет творить из него нечто великое.

Преподобный  Нектарий Оптинский

 

Когда вменишь себя в ничто, то какое дело до того, что о тебе говорят и думают?

Преподобный Макарий Оптинский

 

Святые и богоносные Отцы написали о великих дарованиях духовных не для того, чтобы всякий безрассудно стремился к получению их, но для того, чтобы не имеющие оных сознавали свою глубокую немощь и невольно преклонялись к смирению, которое паче всех деланий и добродетелей нужно для ищущих спасения.

Преподобный Макарий Оптинский

 

Одним из средств к приобретению смирения является знакомство с великими святыми. Изучение их жизни и меры их подвига не может не смирить нас, показав нам наглядно нашу собственную духовную нищету. Поэтому духовное чтение есть одно из средств развития в нас смирения- основы добродетелей.

 

Размыслим о нашей природе, подумаем о своих грехах, познаем,кто мы, и это будет нам достаточным поводом смирения во всем.

Святитель Иоанн Златоуст

 

Проявляется смирение тем, что мы от всего сердца, как благоразумный разбойник, скажем Господу: "Достойное по делам нашим приняли, помяни нас, Господи, когда приидешь в царствие Твое". Вот если сумеем так сказать во всех случаях жизни, не будем роптать ни на Господа, ни на людей, то сразу и легко нам будет, и мы будем на правильном пути духовном.

Игумен Никон (Воробьев)

 

Сказано у святых Отцов: "Дай кровь и приими дух". Это значит: "Потрудись до пролития крови, и получишь духовное дарование". Все хочется тебе, чтобы тебя никто не трогал, не беспокоил. Да при спокойной жизни как же можно приобрести смирение?

Преподобный Амвросий Оптинский

 

Человек мложет желать духовного преуспеяния, может просить Бога дать ему любовь, молитву, послушание и все добродетели. Но мы должны твердо знать, что как бы мы ни трудились, Бог никогда нам ничего этого не даст, если мы прежде не смиримся. Когда мы имеем единственной целью смирение, тогда Бог все даст нам даром.

Преподобный Паисий Святогорец

 

Если мы позволяем себе судить других, то настоящего смирения в нас нет.

Преподобный Амвросий Оптинский

 

Кто желает быть всегда мирен и спокоен душою, тот всячески должен смиряться. Без смирения невозможно иметь успокоения.

Преподобный Амвросий Оптинский

 

Ни страх Божий, ни милостыня, ни вера, ни воздержание, ни другая какая-либо добродетель не может быть совершена без смиренномудрия. Прежде всего нужно нам смиренномудрие, чтобы быть готовыми на каждое слово, которое слышим, сказать: "Прости", ибо смиренномудрием сокрушаются все стрелы врага и противника.

Преподобный авва Дорофей

 

Смиренномудрие- это правильный образ мыслей человека о самом себе и окружающем его мире. Именно смиренномудрие рождает смирение, которое представляет собой не что иное, как состояние внутреннего сердечного мира. Следовательно, если мы желаем приобрести смирение, нам сначала надо стать смиренномудрыми.

 

Совершенство смирения в том, чтобы с радостью сносить ложные обвинения.

Преподобный Исаак Сирин

 

Смирение и без подвигов многие прегрешения делает простительными; без смирения же и подвиги бесполезны, даже уготовляют нам много худого.

Преподобный Исаак Сирин

 

Возлюби смирение, и оно покроет все грехи твои.

Преподобный Антоний Великий

 

Телесные подвиги и труды требуются только от крепких телом: немощным же более полезно смирение со благодарением. Смирение может заменить труды телесные, которые без смирения не приносят никакой пользы.

Преподобный Амвросий Оптинский

 

Предел смиренномудрия- решительное забвение своих добрых дел.

Блаженный Диадох

 

Признаком смирения и гордости да будет для тебя следующее: вторая всех зазирает, укоряет и видит в них черноту, а первое видит только свою худость и не дерзает судить кого-либо.

Преподобный Макарий Оптинский

 

Иное дело замечать, а иное осуждать. Один святой отец увидел инока, павшего в грех, и сказал себе: "Он пал и покается, а я, может, случится, впаду в грех и не покаюсь". Вот как богомудрые отцы извлекают пользу из всяких примеров.

Схиигумен Иоанн (Алексеев)

 

Без смирения не устоит ни одна добродетель, как бы ни казалась она высокою и твердою.

Преподобный Никон Оптинский

 

Облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.

1Пет 5:5

 

Терпел Моисей, терпел Елисей, терпел Илия, потерплю и я.

Преподобный Амвросий Оптинский

 

Бог одаривает не за дела, а за смирение.

Игумен Никон (Воробьев)

 

Мир души- это то состояние благодати, которое не уменьшается при столкновении с неблагоприятными обстоятельствами. Ибо Царство Божие не в слове, а в силе. В силе чего? В силе смирения Христова.

Архимандрит Кирилл (Павлов)

 

Смирение имеет много степеней. Первая степень- осознать свою греховность. Вторая степень- испытав себя в свете совершенного закона, видеть себя худшим из всех людей. Третья степень- видеть в стяжанных добродетелях исключительно дар Божий. Четвертая- созерцать смирение Христа.

Архимандрит Софроний Сахаров

 

Не держите на людей зла, а что вам сделано, вы об этом забудьте. Знайте только, что вы хуже всех. Что ниспослано, - все от Господа во исцеление, во исправление. Когда на тебя неправду скажут, ты поблагодари и попроси прощения. Только тогда будет награда, когда вы не виноваты, а вас ругают. Скажи только: «Прости меня ради Христа, я еще хуже, чем ты обо мне думаешь».

Старец Николай Гурьянов

 

Усталость бывает разной — плохой и хорошей. Плохая — когда понимаешь, что ты вымотан суетой, вымотан делами, которые твоей душе постылы, которые, возможно, и полезны с точки зрения материальной, но сердцу не дают ничего. А хорошая — когда есть уверенность, что все делаемое ради Бога и ради ближнего делается, когда, может и сил никаких в теле не осталось, а на душе мир и покой. Мир с Богом и покой от этого мира.

Игумен Нектарий (Морозов)

 

Смирение – это когда человек принимает бесчестие с радостью, нахлынувшие скорби и трудности – с распростертыми объятиями, с мыслью о том, что таким образом душа излечивается от грехов и болезней... Смирение – это действие, а не слова. Слова сладки на вкус. Душа может растрогаться и умилиться от слов, слова дарят ощущение сладости. А дело смирения на вкус очень горькое и едкое.

Архимандрит Андрей (Конанос)

 

Нет лучшей возможности для стяжания смирения, чем презрение к нам других. В этом случае даже не нужно доискиваться, почему нас презирают.

Архимандрит Софроний Сахаров

 

Почему же смирение так важно? Потому что оно, как цемент. Если кирпичи положить, а цемента не будет, то тронешь стену – и она упадет. Так и смирение есть цемент всех добродетелей. Если у нас будет молитва, щедрость, любовь, вера и разные-разные добродетели, но не будет смирения, то все наше благочестие в один прекрасный момент рухнет. Но если у нас не будет никаких добродетелей, а только одно смирение, то из него одного можно стену воздвигнуть: делается опалубка, заливается раствор, и, когда он застывает, получается стена, хоть и не такая, как из кирпича, но все же стена. Поэтому одним смирением можно достичь спасения, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.

Протоиерей Димитрий Смирнов

 

Богу-то не свечки нужны, не деньги, а сердце наше, умягченное кротостью, смирением, терпением. Вот что нужно Богу. Ему нужна тишина души, мир с ближними своими.

Протоиерей Димитрий Смирнов

 

Мир душевный теряется больше всего от осуждения ближних и от недовольства своей жизнью.

Преподобный Алексий Зосимовский

 

Господь терпел, и нам велел.

 

Некто знает о всех наших заботах. От Него не ускользает ни одна наша тревожная мысль. Он знает, что заботы причиняют страдания. Поэтому Он всегда хочет помочь нам. Он обещает нам взять на Себя наши заботы. Можно ли иметь что-либо лучше? Он хочет устранить все то, что тяготит нас. Он хочет проложить для нас путь там, где мы больше уже не видим возможностей. Он хочет изменить всю обстановку, которая обременяет нас. Он хочет послать нам помощь. Поэтому передай Ему свои заботы. Возблагодари Его за то, что Он берет на Себя и оказывает тебе помощь в тех бедствиях, которые сегодня печалят тебя. Таким образом, сердце твое исполнится миром.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

 

Почаще смотрите на звезды. Когда будет на душе плохо, когда вас обидят, когда что не будет удаваться, когда придет на вас душевная буря – выйдите на воздух и останьтесь наедине с небом. Тогда душа успокоится.

Священник Павел Флоренский

 

Никакой человек не может совершенно утешить другого человека. Это ошибка – желать обрести покой в каком-нибудь человеке. Любой человек, как бы он ни любил вас и как бы ни любили его вы, – загляните внутрь себя, – имеет ограниченные возможности. Он человек, у него мало сил, у него малая вместимость, один только Бог дает всецелый покой человеку, и только Бог никогда не отталкивает человека и никогда нас не разочарует! И не предаст нас, не бросит.

Митрополит Афанасий Лимассольский

 

В нашей жизни постоянно происходит что-то, что нас возмущает, особенно когда мы слышим нелицеприятные оценки в свой адрес. Как мы обычно действуем в ответ? Стремимся себя оправдать, изыскиваем аргументы для доказательства нашей правоты. Если оставаться на той же позиции, аналогичные искушения будут повторяться вновь и вновь, до тех пор, пока мы не увидим, что все наши неудачи в отношениях с людьми имеют корень в нашей гордости. Но стоит изменить подход — относиться к нападкам со смирением, как мы обнаружим, что они прекращаются. Бог смиренным подает благодать.

Иеромонах Дорофей (Баранов)

 

Только те, у кого в душе царит мир, могут хорошо выполнять свою работу... Беспокойство делает нас слабыми. Когда мы нервничаем, руки нас не слушаются, и мы не можем хорошо выполнить свою работу. Раздраженный ум не может ясно мыслить. Даже нашей вере это вредит - мы теряем опору на Христа и на вечные ценности. Духовной жизни не хватает глубины... Покой - это Божественный дар, но, в то же время, надо этому учиться.

Из дневниковых записей императрицы Александры Феодоровны Романовой

 

Очень часто мы не хотим смириться перед теми обстоятельствами, которые воздвигает Господь. У нас что-то не получается, и первая наша человеческая реакция на то, что не получается — это конфликт, ссора, раздражение, гнев. Мы ищем виновного — мужа, жену, начальника, подчиненного — и с яростью обрушиваемся на него за свои собственные неудачи. Если же мы не находим виновного, то начинаем раздражаться и гневаться на себя. Это две стороны одной и той же медали — гордость и тщеславие.

Протоиерей Сергий Филимонов

 

Все человечество стремится к покою. Чтобы даже сиденье в автомобиле было мягкое, чтобы не трясло на дороге, чтобы только кнопочку нажал – и вода полилась тепленькая. Пришел в магазин – очереди нет, сорок восемь тысяч сортов колбасы, и дешево-дешево, а в кармане очень много денег, синих, зеленых, коричневых. Куда хочу, туда еду.

Показать полностью.. Врачи – пожалуйста, к услугам, бесплатно, на машине за тобой приезжают, отвозят, лечат. Чтобы все было спокойно, комфортно. Если работа, то только чтобы интересная. Чтобы на работе начальник – милейший, всегда бы отпускал, не бранил за опоздания, зарплату прибавлял каждый год, да побольше, и премии. И чтобы дети послушные, и диван мягкий, и квартира большая, и потолки высокие, и телефон в каждой комнате, и ванна с голубым кафелем. Вот такое стремление: чтобы был покой, комфорт, чтобы ничего не беспокоило.

Не дай Бог этого достичь. Потому что тогда мы совсем забудем Бога, совсем. Мы никогда не достигнем смирения. Потому что смирению можно научиться только в очереди. Смирению можно научиться только тогда, когда ничего нет в магазине. Смирению можно научиться, когда ты ничего не можешь вдолбить тупому чиновнику, а он тебе хитро талдычит свое и специально над тобой издевается. Вот когда он специально над тобой издевается, тогда-то ты и можешь достичь смирения. И то, что в нашей стране ничего не получается, как в других странах, а все идет наоборот,– это свидетельство не того, что начальство плохое, глупое или мы такие дураки, самый тупой народ на свете. Нет, это свидетельство того, что Бог любит нас и хочет нас заставить понять, что бесполезно нам идти против Бога, что надо нам к Нему возвращаться, надо искать того, что Он Сам имеет, то есть смирения. И все эти обстоятельства, нас постоянно смиряющие, помогают нам достичь самого главного в жизни, самой главной добродетели, которая цементирует все прочие.

Протоиерей Димитрий Смирнов

 

Все, что делает Бог, Он делает для одной единственной цели – спасения человека для жизни вечной. А мы здесь хотим иметь комфорт и уют, чтобы у нас все было, и нам за это ничего не было. Нам скорби даются для смирения, потому что сами мы не желаем смириться, а без смирения невозможно спастись.

Священник Александр Белослюдов

 

Не обращай внимания на то, что тебе говорят, когда обижают. Ты молись Богу, чтобы Он каждому дал благого ангела, а тебе - душевный покой. И когда со всеми примиришься, всем пожелаешь добра, тебя ничего не будет мучить. А так мы сами себя поедаем и разрушаем психически и физически, и заболеваем, и все потому, что не справились с плохими мыслями. А потом намного труднее приходить в себя.

Старец Фадей Витовницкий

 

– Как сохранять душевный мир, если кругом суета?

– Постоянно молитесь. Душевный мир – это не отсутствие войны в душе, а присутствие Бога.

Игумен Ефрем Ватопедский

 

Я вам не желаю ни богатства, ни славы, ни успеха, ни даже здоровья, а лишь мира душевного. Это самое главное. Если у вас будет мир, вы будете счастливы.

Прeподобный Алексий Зосимовский

 

В нас совсем нет смирения. А это значит, что мы не знаем еще, что такое христианство, и не можем быть учениками Христовыми, потому что Он сказал: «Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем». Смирение же лучше всего достигается терпением. Поэтому, если наша молитва остается без плода, это не значит, что Бог нас не слышит. Это значит, что Он хочет воспитать в нас терпение и долготерпение, чтобы через это у нас возникло новое качество души – смирение.

Вся наша жизнь так промыслительно устроена Богом, что Господь нас все время смиряет, в основном через всякие жизненные обстоятельства, через крест. Не взяв этот крест, не неся его, невозможно смириться. И мы мучаемся и страдаем до тех пор, пока не смиримся, пока не скажем: Господи, твори Свою волю, ничего у меня самого не получается. И когда мы дадим Богу Самому действовать в нашей жизни, происходят всякие чудеса, все становится легко и хорошо, все вроде бы само собой устраивается.

Протоиерей Димитрий Смирнов

 

Наш век, по предсказаниям святых отцов, это век терпения. Потому что молиться мы не можем; Священное Писание исследовать тоже не можем – ума не хватает; послужить ближнему тоже как-то плохо у нас получается; мы даже свою семью не можем в порядке более-менее содержать. То есть никакое настоящее делание христианское нам невозможно. А вот скорбей очень много, и болезней всяких, и нападений, и искушений. Поэтому сейчас, как говорится, дурак не спасется. Все в мире так устроено, чтобы нас смирить, чтобы нам обязательно какую-то скорбь потерпеть, уничижение, болезнь. Надо только это принимать со смирением и просить у Бога: дай, Господи, терпения. И «претерпевый до конца»: кто не раздражится, не прогневается, не сорвет свою злобу сатанинскую на ближнем своем – тот и получает спасение. Потому что терпение рождает смирение, а смирение привлекает благодать Божию. Поэтому и для нас, вот таких немощных, грешных, окаянных, которые помолиться-то нерассеянно не могут, оказывается, путь спасения тоже не закрыт.

Протоиерей Димитрий Смирнов

 

Жизнь, проходимая с неукоризненною совестью и со смирением, доставляет мир. спокойствие и истинное счастие. А богатство, честь, слава и высокое достоинство нередко бывают причиною многих грехов, и ненадежно это счастие.

Преподобный Макарий Оптинский

 

Великий мир – любящим закон Твой, и нет им преткновения.

Пс 118:165

 

Как счастье возносит, так беда смиряет и в познание себя приводит человека.

Святитель Тихон Задонский

 

Святого Исаака Сирина однажды спросили:

– Что всего дороже для человека?

– Его внутренний мир, – не раздумывая, ответил святой. – Не отдавайте свой внутренний мир ни за что на свете! Примирись с самим собой, и помирятся с тобой и земля, и Небо.

 

Надобно ли делать зависимым свое спокойствие от мнения человеческого? Если мы поступаем право: слава Богу, и мнение человеческое лишить нас сего не может.

Святитель Филарет Московский

 

Кто смирил себя, тот победил врагов.

Архимандрит Софроний Сахаров

 

Если в плане аскетическом смирение состоит в том, чтобы считать себя хуже всех, то в плане богословском божественное смирение есть любовь, отдающая себя без остатка, целиком и до конца.

Архимандрит Софроний Сахаров

 

Без смирения нет спасения. Господь видит всякую обиду, которая нам нанесена, Он видит все, – и раз Он этому попускает, значит, это нужно. Кому нужно? Мне нужно. Зачем? Затем что Господь решил избрать такое лекарство, и когда я буду это переживать, буду стараться выйти из этого, то моему духу от этого будет польза. видит всякую обиду, которая нам нанесена, Я это приму – а Господь за это мне откроет еще больше, еще глубже, еще утешит меня сильнее.

Протоиерей Димитрий Смирнов

 

Я знал одного монаха, который просил милостыню для сирот. Оказался он как-то у некоего господина и попросил помощи «для сирот Христа ради». Господин ответил ему пощечиной, но монах, нисколько не смутившись, сказал: «Это для меня, а теперь подайте для сирот Христа ради!» Постыдился человек и дал ему милостыню.

Святитель Николай Сербский

 

У кого на сердце мир, тому и на каторге рай.

Народная пословица

 

Авва Геразий соглашался один раз в год ходить в Антиохию на проповедь. Послушать его собиралось великое множество народа. Один из братьев как-то спросил его:

– Отче, не искушает ли тебя суетная слава при виде такого множества народа вокруг тебя?

– Нет, брат, – отвечал Геразий, – я думаю, что если бы меня казнили, народа собралось бы еще больше...

 

Однажды монахи разговаривали о смирении. Один из знатных граждан города Газы, слыша слова, что чем более кто приближается к Богу, тем более видит себя грешным, удивился и сказал:

— Как это может быть?

И, не понимая, хотел узнать, что значат эти слова.

Один монах сказал ему:

— Именитый господин, скажи мне, кем ты считаешь себя в своем городе?

Он отвечал:

— Считаю себя великим и первым в городе.

— Если же ты пойдешь в Кесарию, то кем будешь считать себя там?

— Последним из тамошних вельмож.

— Если же ты отправишься в Антиохию, кем ты будешь там себя считать?

— Там буду считать себя одним из простолюдинов.

— Если же пойдешь в Константинополь и приблизишься к царю, то там кем ты станешь считать себя?

— Почти нищим.

— Вот так и святые, — сказал монах, — чем больше приближаются к Богу, тем более видят себя грешными. Ибо Авраам, когда увидел Господа, назвал себя землею и пеплом.

 

В храме, после службы, к священнику подошла женщина.

"Батюшка, я Вас Так Люблю, Так Люблю!"- горячо промолвила Она.

Священник подумал... и... плюнул ей в лицо!

"Как Вы смеете",- закричала прихожанка - "Я на Вас управу найду!"

"Постой".- сказал священник, - " Куда делась твоя любовь?"....

"А Христос и после распятия, до сих пор, ВСЕХ нас любит!"

 

В далекие времена христианка попала на необитаемый остров, где сорок лет провела в подвигах поста и молитвы, терпя различные лишения. Наконец к острову пристал корабль, и она вернулась на материк.

Придя к одному из великих подвижников, женщина поведала ему про свои отшельнические подвиги.

Внимательно выслушав ее, старец спросил:

— А можешь ли ты принимать поношения от людей, как благословения?

— Нет, отче, — смущенно ответила христианка.

— Тогда ты ничего не приобрела за все сорок лет своих подвигов, — сделал неутешительный вывод старец.

 

"Если ты сделал какое- то доброе дело, жди, что за этим последует искушение"- говорят Святые Отцы. Господь предупреждает нас, что человек, который захочет в этом грешном и падшем мире жить по закону правды Божией, всегда будет встречать непонимание, недоверие, зависть и препоны со стороны других людей. С этим нужно просто смириться. Надо жить никогда не опуская руки, зная, что за всякое дело Господь нам воздаст- если не в этой жизни, то в будущей.

Митрополит Иларион (Алфеев)

 

Что нужно для того, чтобы иметь мир в душе и теле? Для этого надо всех любить, как самого себя, и каждый час быть готовым к смерти.

Преподобный Силуан Афонский

 

Что город разрушенный, без стен, то человек, не владеющий духом своим.

Пр 25:28

 

Мальчик лет пяти-шести, гуляя с родителями по лесу, увидел чистый ручей. Он напился свежей воды, а потом — ради забавы — взял в руки веточку и принялся мутить воду в ручье. Дно ручья было землянистым, и потому на поверхность тотчас поднялся песок, опавшие листья и разный мусор. Некогда прозрачная вода стала непригодна для питья. Малышу быстро разонравилось смотреться в грязную воду ручейка. Он кинул туда веточку и побежал к маме.

А где-то высоко в горах другой мальчик так же забавлялся с горным ручейком. Он тоже хотел помутить воду веточкой. Но дно ручейка было каменистым, и он сломал веточку и побежал дальше, ничего не добившись. Поток был чист, как и прежде.

Подобно этому некоторые люди внешне кажутся добрыми и отзывчивыми, как чистый ручей. Но попробуй хоть нечаянно обидеть такого человека и увидишь, как со дна души всплывут самомнение, мелочность и гордыня и старые обиды, подобно тине и мусору в ручье лесном. Когда же человек постоянно поучается в Слове Божьем и о горнем помышляет, то постепенно пример смирения Христова закаляет добродетельного человека смирением и крепким терпением, о которые, как тростинки о камень, ломаются всякая человеческая злоба и неприязнь.

 

Если кто-нибудь станет тебе строить козни и делать зло, будь выше этих стрел, потому что не переносить зло, а делать зло – вот что действительно значит страдать от зла.

Святитель Иоанн Златоуст

 

Мирно жить от тебя зависит. Потерпишь — и будет мир.

А станешь воздавать злом за зло — то и мир отступит.

Преподобный Анатолий Оптинский

 

Буря не повреждает маленькие деревья, а высокие, сломав, вырывает с корнем.

Святитель Афанасий Великий

 

Один человек приехал по делам в Москву. Утомившись с дороги, он зашел в столовую, оплатил обед, но забыл про столовые приборы. Пришлось оставить еду на столе… Возвратившись, он видит такую картину: на его месте сидит незнакомец и невозмутимо кушает его щи. Что делать? Прогнать наглеца было бы не по-христиански. И приезжий, являя образец смирения, берет чистую тарелку, отливает себе половину щей, аналогичным образом поступает со вторым и компотом. Но вот трапеза подошла к концу, и незваный гость, не поблагодарив человека за оказанную любезность, уходит восвояси. Человек тоже направляется к выходу, но вдруг слышит за спиной грозный окрик: «Гражданин!» Он оборачивается и видит, что перст сотрудницы общепита указывает на стол в другом зале, на котором остывает, никем не тронутый, обед...

 

Два монаха переходили вброд бурную речку. К ним обратилась за помощью красивая молодая женщина с просьбой помочь перейти слишком глубокий для нее брод. Старый монах молча взял ее на плечи и перенес на другой берег.

Уже на подходе к монастырю молодой монах прервал молчание и спросил старца: «Писания запрещают монахам даже прикасаться к женщине, а ты не только прикасался, но и нес ее на своих плечах!» Старец рассмеялся и ответил: «Я оставил ее возле реки, а ты все еще ее несешь».

 

И все же есть одна истина: святое смирение - спасительнейшее лекарство. Смиряйся во всем, и, без всякого сомнения, обязательно достигнешь совершенной или почти совершенной свободы от страстей.

Архимандрит Ефрем Святогорец

 

Не тот показывает смиренномудрие, кто осуждает сам себя; но тот, кто, будучи укоряем другим человеком, не уменьшает к нему любви.

Преподобный Иоанн Лествичник

 

Гордость и высокоумие низвергло диавола с неба в преисподнюю, - смирение и кротость возносят человека с земли на небо.

Свтятитель Иоанн Златоуст

 

Молящийся Богу: «Господи, дай мне смирение» – должен знать, что он просит Бога, дабы Он послал кого-нибудь оскорбить его. Потому, когда смиряют тебя извне, смири внутреннего себя.

Преподобный авва Дорофей

 

Один старец сказал одному мирянину:

– Ближайшие 5 лет у тебя будет тяжелая жизнь.

– А потом?

– А потом привыкнешь.

 

Истинное смирение всегда незаметно, поэтому его трудно найти; но когда найдешь его, оно тебя никогда не предаст.

Монах Симеон Афонский

 

Христос ради послушания пришёл в мир. И жизнь человека на Земле есть послушание Богу.

Преподобный Нектарий Оптинский

 

Благодать Божия дается всем, но в различной мере: она преизбыточествует соразмерно с нашим смирением. Не ищи высшего, но пусть путеводителем твоим будет смирение.

Преподобный Макарий Оптинский

 

Свойство гордости — видеть в себе только хорошее, в других — только худое; а свойство смирения — видеть свои грехи, а в других — добрые качества.

Схиигумен Иоанн (Алексеев)

 

Все обиды терпи сначала молчанием,потом укорением себя, потом молитвой за обижающих.

Схиигумен Савва

 

Человек, который действительно живёт во Христе, должен быть малозаметен для общества. Если Господь сочтёт нужным, Он сам его всем покажет, а до тех пор не нужно себя демонстрировать. Работать на публику и служить Богу – это разные вещи. На публике служат только гордыней, а Богу служат смирением.

Протоиерей Пафнутий Жуков

 

Ты говоришь: "У меня много горя". Но я тебе скажу, или лучше Сам Господь говорит: смирись, и увидишь, что твои беды превратятся в покой, так что ты и сам удивишься, и скажешь: "Почему же я раньше так мучился и скорбел?" Но теперь ты радуешься, потому что смирился, и пришла благодать Божия; теперь ты хотя бы один сидел в бедности, радость не оставит тебя, потому что на душе у тебя мир, о котором Господь сказал: "Мир Мой даю вам" (Ин.14;27). Так всякой смиренной душе Господь дает мир.

Преподобный Силуан Афонский

 

Христос сказал: "Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; ...научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим".

Мф 11:28-29

 

Благо мне, яко смирил мя еси (Пс. 118, 71), – написал на стенах своей избы в Березове лишившийся всего, потерявший любящих сына и дочь опальный Александр Меншиков, любимец Петра Великого.

 

Духовная жизнь начинается с того, что называют словом «смирение» или «смиренномудрие». Лучше будет сказать – начатки смирения, потому что смирение безгранично. Можно вступить на путь смирения, осознать себя грешником, а вот до конца дойти совершенно невозможно. Но начать духовную жизнь можно только с осознания того, что твой духовный инструмент совершенно расстроен и вся твоя духовная жизнь – это прежде всего приведение в норму твоей души, исцеление не внешнее, но внутреннее.

Протоиерей Алексий Уминский

 

Неосуждением и молчанием сохраняется мир душевный.

Преподобный Серафим Саровский

 

Стяжи дух мирен и тысячи вокруг тебя спасутся.

Преподобный Серафим Саровский

 

...к сохранению духовного мира надо чаще входить в себя и спрашивать: где я?

Преподобный Серафим Саровский

 

Ничто и никто ваше сердце не успокоит, кроме совершенной преданности вашей в волю Божию.

Преподобный Амвросий Оптинский

 

Когда беспокоят помыслы, или смущают, или тревожат, то не надо входить в разговор с ними, а просто говорить: "Да будет воля Божия!" - это очень успокаивает.

Преподобный Варсонофий Оптинский

 

Я так понимаю, что счастлив тот, кто чувствует себя счастливым… Об этом у людей столько разных понятий и вкусов, что не разберешь. Я же потихоньку вам скажу, что пока вы не в духе живете, не ждите счастия.

Святитель Феофан Затворник

 

Какие бы ни были огорчения, они подобны малейшей искре, т.е.если плюнешь—потушишь. Если же эту малейшую искру будешь раздувать, то произойдет пламень и все доброе устроение в человеке истребит, а раздуванье это составляется от многомыслия.

Преподобный Антоний Оптинский

 

Во всяком пребывании старайся пребывать благоугодно, т. е. в мирном и смиренном духе, никого не осуждай и никому не досаждай, стараясь, чтобы слово наше, по апостольской заповеди, было растворено духовною солию.

Преподобный Амвросий Оптинский

 

Никто не спасся без смирения. Помни, что до конца жизни ты будешь впадать в грехи, тяжкие или легкие, гневаться, хвастаться, лгать, тщеславиться, обижать других, жадничать. Вот это-то сознание и будет держать тебя в смирении. Чем тут гордиться, если ежедневно грешишь и обижаешь ближнего. Но на всякий грех есть покаяние. Согрешил и покайся... и так до конца. Делая так, никогда не будешь отчаиваться, а постепенно придешь в мирное устроение".

Иеросхимонах Михаил (Питкевич)

 

Один подвижник так объяснял суть смирения:

– Все люди жаждут величия, а Бог просит нас стать маленькими. Чтобы пройти в дверь, ведущую в Царствие Небесное, надо встать на колени.

 

Не гоняйся ни за хорошими отметками, ни за хорошим о себе мнением. Делай все по силе своей и по совести, а прочее отдай в волю Божию. Это самый хороший путь; он даст спокойствие и мир душе, что дороже всего.

Игумен Никон (Воробьев)

 

Послушание всякое спасительно и потому почти всегда тяжело, по мере пользы его, а отрадное послушание не так полезно, а бывает, что и вредно. Святой Лествичник гово­рит: «Если послушник в своем послушании исполняет свое желание, то он прелюбодей».

Преподобный Анатолий Оптинский

 

Если привыкнем усердно молиться за врагов и их лю­бить, то мир всегда будет пре­бывать в душах наших, а если брата возненавидим или осу­дим, то ум наш омрачится, и мы потеряем мир и дерзнове­ние к Богу.

Преподобный Силуан Афонский

 

Кто носит в себе хотя бы малую благодать, тот с радо­стью подчиняется всякому начальству. Он знает, что Бог управляет и небом, и землею, и преисподнею, и им самим, и его делами, и всем, что есть в мире, и потому всегда бы­вает покоен.

Преподобный Силуан Афонский

 

Любой ценой — с помощью успокоительных лекарств и различных учений типа йо­ги — люди стремятся найти покой, но только к действи­тельному покою, который приходит к человеку смирив­шемуся и приносит ему бо­жественное утешение, они не стремятся.

Преподобный Паисий Святогорец

 

Любовь неотделима от смирения. В любви ты находишь смирение и в смирении находишь любовь.

Преподобный Паисий Святогорец

 

Мы должны побеждать зло миром и сердечной тишиной, мирными и тихими мыслями. Иначе с нами так и будут приключаться беды и горести. Если мы сами не смиримся, Господь не перестанет нас смирять. Одна и та же беда, которая приносит нам много страданий и боли, будет повторяться постоянно, пока мы не научимся побеждать ее миром, тишиной и смирением, и не придавать ей значения.

Старец Фаддей Витовницкий

 

Если не вознерадит человек о потребностях мирских, то не может иметь мира души.

Преподобный Серафим Саровский

 

Наблюдайте за движением вашего сердца в каждую пору, обращайтесь чаще к вашей совести, — и вы, при помощи Божией, обрящете покой ду­шевный и чувство небесного утешения.

Иеросхимонах Сергий Святогорец

 

Разум наш угоден Богу со смирением, а с гордостью он отвержен.

Преподобный Макарий Оптинский

 

Смирение и одно спасёт, а прочие добродетели без смирения никакой нам не принесут пользы.

Преподобный Макарий Оптинский

 

Изо всех сил надо хранить душевный мир. Человек должен трудиться, чтобы всегда пребывать в радости духа. А бесы хотят, чтобы мы все время были печальны.

Старец Фаддей Витовницкий

 

Крепко верь, что мы страда­ем только до тех пор, пока не смиримся; а как только сми­римся, так конец скорбям, ибо Дух Божий за смирение изве­щает душу, что она спасена.

Преподобный Силуан Афонский

 

Все созданное, даже и люди, не должно ничего изменять своим появлением в нашем внутреннем мире. Принимайте с радостью и невинностью, и с христианской любовью братьев, которые посетят вас. А если никто не придет к вам, храните себя в сосредоточении духа.

Авва Иосиф

 

Смирение — это не про­сто слова, когда мы говорим: «Я грешник...» и прочее.

Смирение — это истина. Че­ловек должен познать, что он — ничто. «Ничто» — это то, что было ничем прежде, чем Бог сотворил все.

Преподобный Иосиф Исихаст

 

Прекрасный рецепт для тех, кто лечится от греха. Когда его обвиняют, он не отвечает; когда на него клевещут, он молчит. Какая польза от ответа разъяренному грешнику, который не имеет Бога перед собой! Если станешь говорить ему о зле- еще больше его раздражишь, если помянешь добро- сделаешь его хулителем святыни. Пред Пилатом Христос молчал.

Святитель Николай Сербский

 

Один человек жил в дикой бедноте, в одиночестве, в холоде и голоде. И каждое утро он с воодушевлением произносил молитву, в которой усердно благодарил Бога.

Кто-то из его соседей пришел к нему и сказал:

— Слушай, как ты можешь быть таким лживым? Ведь ты ни себя, ни нас, ни Бога не обманешь: мы все знаем, что Бог тебя обездолил до конца, — и ты это знаешь; чего же ты Его благодаришь, за что?

И тот ответил:

— Ты не понимаешь сути дела! Бог на меня посмотрел и подумал: что ему нужно, чтобы он вырос в полную свою меру? Ему нужен голод, холод, одиночество... И этим Он меня одарил так обильно, что я Его день за днем благодарю.

 

Что нуж­но че­ло­ве­ку, что­бы на­у­чить­ся пу­тям Гос­под­ним? Нуж­но, что­бы че­ло­век был крот­ким, сми­рен­ным, и тог­да Гос­подь Сам на­у­чит, как ид­ти пу­тем Гос­под­ним.

Преподобный Никон Оптинский

 

Раздражительное состояние духа происходит, во-пер­вых, от самолюбия, что делается не по нашему желанию и взгляду на вещи, а во-вторых, и от неверия, что будто бы исполнение заповедей Божиих в настоящем месте не при­несет вам никакой пользы.

Преподобный Амвросий Оптинский

 

Мир душевный имей, а терпеть – терпи, и за себя, и за других. Терпение, по слову святого Григория Синаита, и в буре тишина.

Преподобный Амвросий Оптинский

 

Во многих отеческих учениях видим, что нельзя прий­ти в познание своих немощей и в смирение, аще не будет попущено быть искушенным душевными и телесными немо­щами. Вникните в действия ваши, и увидите, что при возму­щающих вас случаях — и следа не было смирения, но все одно оправдание.

Преподобный Макарий Оптинский

 

Дурная привычка - давать свободу своему языку, эмоциям. Для того, чтобы не шуметь, надо молчать. "Речь серебро, а молчание золото", - гласит народная мудрость. Избавиться от зла можно молчанием. Восстал против нас кто-то, перетерпи, выжди. Ведь смирение - великая сила. Молчи и не оправдывайся, хотя бы и был ты прав, потому что это Господь попустил для нашего смирения, для нашего внутреннего исцеления. Все мы больны: кто в большей, кто в меньшей степени, а значит, есть что лечить в нашей душе.

Архимандрит Амвросий (Юрасов)

 

Более всего мы ищем в мире спокойствия душевного, но не имеем его, потому что это спокойствие есть плод кротости и незлобия.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

 

Чем смиреннее человек, тем больше мира в его душе.

Александра Феодоровна Романова

 

Приятное зрелище – спокойное море, но еще приятнее – мирное состояние духа.

Преподобный Нил Синайский

 

Если отсечешь свою волю, то победил врага, и в награду получишь мир души, а если сотворишь свою волю, то ты побежден врагом, и уныние будет мучить душу твою.

Преподобный Силуан Афонский

 

Человек смиренный живет на земле, как в Царстве Небесном, всегда весел, и спокоен, и всем доволен.

Преподобный Антоний Оптинский

 

Душа смиренного — как море; брось в море камень — он на минуту возмутит слегка поверхность, а затем утонет в глубине его.

Преподобный Силуан Афонский

 

1.Что знаешь – молчи.

2.Что слышишь – молчи.

3.В чужие разговоры не вмешивайся.

4.На вопросы отвечай, но много не говори.

5.Что хочешь делать – обдумай один с молитвой, а другим раньше времени не говори, пока не сделал.

6.Не высказывай людям их недостатков.

7.Задели самолюбие твое или укорили тебя – перемолчи.

8.Несправедливы к тебе – скажи тихо и спокойно.

9.Сам резко не говори и не возбуждайся.

10.На все смотри «как Бог даст! На все Его Святая Воля!» Всегда помни Бога, Матерь Божию и молись.

Святитель Филарет Московский

 

Люди, не способные владеть своим сердцем,

еще менее способны владеть языком.

Люди, не умеющие хранить мир в своем сердце,

не сумеют сохранить его в государстве.

Люди, не видящие мир в себе, не увидят свое место в мире.

Люди, не способные к соучастию в чужом горе,

еще менее способны к соучастию в чужой радости.

Святитель Николай Сербский 

 

Не смиряешься, оттого и не имеешь покоя.

Преподобный Амвросий Оптинский

 

Сотни немощей прощай всякому человеку, тысячу – отцу своему и матери своей.

Святой праведный Иоанн Кронштадский

 

Когда не имеете спокойствия, знайте, что не имеете в себе смирения.

Преподобный Лев Оптинский

 

Если все хорошо внутри, то ничто не повредит снаружи.

Александра Федоровна Романова

 

Мир душевный теряется больше всего от осуждения ближних и от недовольства своей жизнью.

 

Ибо великие награды и воздаяния получаются не только за то, что ты делаешь какое-нибудь добро, но и за то, что терпишь какое-нибудь зло.

 

Истинная христианская жизнь есть жизнь, доставляющая глубокий покой.

Святитель Феофан Затворник

 

Чтобы спастись, надо смириться, потому что гордого если и силою посадить в рай, он и там не найдет покоя, и будет недоволен и скажет: "Почему я не на первом месте?" А смиренная душа исполнена любви и не ищет первенства, но всем желает добра и всем бывает довольна.

Преподобный Силуан Афонский

 

Начало радости – быть довольным своим положением.

Преподобный Амвросий Оптинский

 

Слава Богу! За все слава Богу! От этих чудных, святых слов отступают мрачные мысли, тягость. Приходят в душу человека мир, утешение, радость. Да будет воля Твоя, Господи! Слава Богу за все!

Преподобный Никон Оптинский

 

Смиренному сердцу невозможно причинить вред, ибо оно научилось прощать всех.

Монах Симеон Афонский

 

Счастье человека зависит не от внешних обстоятельств, а от состояния души.

Монахиня Нина Крыгина

 

В жизни всё очень просто будет и легко, если ты решишь всё делать для Бога, ради Бога и во славу Божию. Всё в жизни и в душе сразу станет на своё место.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

 

Не сближайся с любящими спорить, чтобы не быть тебе принужденным утратить тишину свою.

Преподобный Исаак Сирин

 

Смирение всех любит, всех прощает, но поселяется исключительно только в добром сердце.

Монах Симеон Аофнский

 

Если будешь смиренно думать о себе, то найдешь покой везде, где бы ты ни был.

Преподобный Пимен Великий

 

Счастье человека зависит не от внешних обстоятельств, а от состояния души.

Монахиня Нина (Крыгина)

 

Смиряйся, и все дела твои пойдут.

Преподобный Амвросий Оптинский

 

Приятное зрелище – спокойное море, но еще приятнее – мирное состояние духа.

Преподобный Нил Синайский

 

Истинное спокойствие — это тот покой, от которого другие тоже становятся спокойными.

(афонский цветник)

 

Первое, чему мы должны научиться, это принимать всю нашу жизнь: все ее обстоятельства, всех людей, которые в нее вошли - иногда так мучительно - принять, а не отвергнуть. Пока мы не примем нашу жизнь, все без остатка ее содержание, как от руки Божией, мы не сможем освободиться от внутренней тревоги, от внутреннего плена и от внутреннего протеста. Как бы мы ни говорили Господу: Боже, я хочу творить Твою волю! - из глубин наших будет подниматься крик: Но не в этом! Не в том!.. Да, я готов принять ближнего моего, - но не этого ближнего! Я готов принять все, что Ты мне пошлешь - но не то, что Ты на самом деле мне посылаешь...

Митрополит Антоний Сурожский

 

От себя никуда не уйдешь. Куда пойдешь - себя самого понесешь.

Преподобный Иосиф Оптинский

 

Когда не ищешь себе оправданий – чувствуешь всю радость этого мира. Когда хочешь оправдывать себя – не сможешь найти покоя.

Преподобный Паисий Святогорец

 

Зачем осуждать других людей? Думай о себе почаще. Каждая овечка будет подвешена за свой хвостик. Что тебе до других хвостиков?

Блаженная Матрона Московская

 

Признак человека, обретшего Бога, — исходящие из него тишина и покой.

Монах Симеон Афонский

 

Путь в Царство Небесное лежит не от победы к победе - а от падения к падению.

Святитель Тихон Задонский

 

Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир. В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир.

Ин 16:33

 

Как можем мы соблюсти сердце, если дверь нашего сердца- язык- постоянно открыта?

 

Быть высоким по заслугам и уничижать себя в уме — вот смиренномудрие.

 

Сокровище смиренномудрого внутри его: оно - Господь.

Прп. Исаак Сирин.

 

Признак крайней кротости состоит в том, чтобы и в присутствии раздражающего сохранять тишину сердечную и залог любви к нему.

Преподобный Иоанн Лествичник.

 

Святые отцы говорят: послушание — это могила нашего своеволия, могила, из которой процветет смирение. Итак, монашеская жизнь — это подчинение своей воли воле Божией посредством святого послушания. Цель же этого — стяжать смирение, а через смирение стяжать святость.

 

Послушание — это жизнь. Второе — лучше быть послушным, чем правым.

 

Признаки, что ты усваиваешь смирение, — это когда ты не замечаешь, что тебя обижают, огорчают, унижают, не ценят.

 

Мало себя укорять — и особенно без свидетелей, — хорошо принимать без смущения укоры от других, это уже будет высшая степень смирения и кротости.

Епископ Арений(Жадановский)

 

Авва Матфей говорил: "Чем больше приближается человек к Богу, тем более грешным видит он себя", "Когда я был молод, то думал, что, вероятно, творю некое добро; а теперь, когда состарился, вижу, что не имею ни одного благого дела".

 

Святые Отцы говорят: одно смирение может спасти человека, и одной гордости достаточно чтобы свести в адскую тьму.

 

Золото испытывается в огне, а люди, угодные Богу,- в горниле уничижения.

Сир 2:5

 

Извольте потверже затвердить, что смирение приобретается не мыслями смиренными, а охотным подчинением себя смирительным случайностям и отношениям.

Свтятитель Феофан Затворник

 

Примирись с собой, и с тобою примирится вся вселенная.

Преподобный Исаак Сирин

Rambler's Top100