ГЛАВНАЯ   НОВОСТИ   РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ   КОНТАКТЫ   КАРТА САЙТА
Главная » О храме » История » История храма » Благовещенский храм в XIX веке

Благовещенский храм в XIX веке

Общественным центром любого русского села, особенно казенного, был приходский храм. В XVIII—XIX вв. жизнь прихода развивалась в русле, которое было задано рядом церковно-административных реформ правительства, начиная с Петровских времен. Кроме того, было множество местных особенностей — численность и состоятельность прихожан, привязанность их к селу, наличие старых традиций, — которые сильно влияли на состояние храма и его клира.

Петр I создал систему государственного православия, которая с некоторыми изменениями дожила до революции. Как пишет современный историк церкви, «поистине революционным новшеством было придание духовенству административных и, до известной степени. политических функций. Приходское духовенство обязано было теперь объявлять все государственные законы во время воскресной службы, вести метрические книги (регистрацию бракосочетаний, рождений и смертей в приходе), исповедальные росписи (кто из прихожан и когда исповедовался), выявлять раскольников и вести за ними наблюдение, надзирать за безместным духовенством, повивальными бабками и т.п. и, наконец, следить за регистрацией населения при ревизиях и доносить о незарегистрированных». Эти реформы превратили приходскую церковь в один из столпов государственности, связующее звено между правительством и населением. В храме селяне узнавали последние правительственные решения, отсюда в высшие сферы шла информация о благонравии местных жителей.

Менее революционное, но, пожалуй, более глубокое влияние на жизнь приходских священников имела реформа духовного образования начала XIX в.

При Александре I была создана Комиссия о духовных училищах. В 1808—1814 гг. она занималась реорганизацией учебных заведений православной церкви. Главная мысль реформы заключалась в создании единой системы богословского образования и преемственности между его ступенями. Высшее богословское образование было отделено от среднего и низшего. Вершину этой системы составляли академии (Санкт-Петербургская, Московская, переведенная в Троице-Сергиеву Лавру и Киевская).

Средним духовным учебным заведением были семинарии учрежденные в каждой епархии. В них обучались шесть лет по трем двухгодичным курсам - риторическому, философскому и богословскому. В Московской епархии было две семинарии - Троицкая и Вифанская. В семинарии принимались выпускники уездных духовных училищ с шестилетним курсом, в которых изучали грамматику, арифметику, историю, географию, пение, катехизис, церковный устав и классические языки.

Ближайшим к Павловской Слободе было Звенигородское духовное училище при Саввино-Сторожевском монастыре. Для поступления в училище необходимо было знать грамоту, ей дети священников обучались дома. Аттестат, полученный выпускником духовного училища или семинарии, стал главным основанием для рукоположения его в священники и определению на место. Если в XVII в. не были редкостью неграмотные священники, знавшие службу со слуха, а в XVIII в. — не учившиеся ни в каких школах, то теперь окончание семинарии было единственным путем в священство и главным условием рукоположения в сан.

Священники обязаны были регулярно составлять ведомости о церкви и ее клире и предоставлять их в Московскую Духовную Консисторию. По ним можно составить представление о состоянии церковного здания, количестве и посвящении престолов, составе клира и его обеспечении, территории прихода и количестве прихожан. Приведем для примера «Ведомость о церкви Благовещения Пресвятыя Богородицы Звенигородского уезда села Павловского за 1864 год». Она содержит все вышеперечисленные данные. Пункты о ведении разного рода учетных книг (метрических, исповедных, обыскных, приходно-расходных) опушены, так как их содержание стандартно для всех храмов. В остальном, о церкви сказано:

1. Построена когда и кем — неизвестно.

2. Зданием каменная, с таковою же колокольнею, крепка.

3. Престолов в ней четыре, теплые: в настоящей во имя Благовещения Пресвятыя Богородицы, в приделе настоящей церкви во имя св. Пророка Божия Илии; в трапезной церкви два придела: с правой стороны св. апостола Андрея Первозванного, с левой во имя святителя и Чудотворца Николая.

4. Утварью достаточна.

5. Причта положено по штату издавна: священников два, диакон один, дьячков два и пономарей два.

6. Земли при сей церкви усадебной, пашенной и сенокосной, удобной и неудобной тридцать шесть десятин, копия с генерального плана на оную землю есть и хранится в ризнице, а оною землею священно-церковнослужители не владеют, а отдавалась прежде с разрешения Епархиального начальства в казну, за что получали ругу до 1859 года серебром 142 рублей 85 копеек ежегодно. В 1859 году по случаю закрытия казенной фабрики церковная земля светским начальством была переведена во владение звенигородских подгородной слободы мещан и заменена ругой. Но поскольку это было сделано без разрешения епархиального начальства и согласия церковнослужителей, то по их прошению с 26 ноября 1859 г. о земле производилось дело в Московской Духовной Консистории. Надел для второго причта определен указом Консистории, но еще не нарезан.

7. Дома священно— и церковнослужителей собственные, деревянные находятся на церковной земле.

8. Содержание священно— и церковнослужителей посредственное

9. Расстоянием церковь от Консистории в 30 верстах, от Духовного Правления в 20. от местного благочинного в 8 верстах.

10. Приписной церкви нет.

11. Домовой церкви в приходе также нет.

12. Ближайшие церкви: Дмитровская, что в селе Дмитровском, в 6 верстах. Покровская, что в селе Нахабине, в 5 верстах.

Причт составляют:
Священник Иоанн Петрович Озеров, 65 лет. Обучался в Спасо-Вифанской семинарии, по окончании курса наук быв уволен в 1820г. с аттестатом 2-го разряда. 1 июня 1824 г. произведен Верейской округа села Звенигородок Успенской церкви в священника 21 июня 1830г. переведен в Иоанно-Предтеченскую. что в селе Соголеве, Клиникой округи церковь. II октября 1846 г. назначен священником на настоящее место. Вдов с 1844 г. Имеет наперсный бронзовый крест в память войны 1853—1856 голов (получен 1 декабря 1858 г.) В год говорил 8 проповедей, поведения скромного. Имел небольшие взыскания: 25 февраля 1857 г. за невнимание к тратам церкви и к аккуратному ведению приходно-расходных книг должен был отправиться в Саввино-Сторожевский монастырь на послушание, но «по всемилостивейшему манифесту» был освобожден от «монастырского подначалия».

Второй священник — Петр Иванович Благовещенский, 47 лет. Обучался в Спасо-Вифанской семинарии, по окончании курса быв уволен в 1840 году с аттестатом 2-го разряда. В Благовещенскую церковь произведен в священники 29 ноября 1840 г. В 1854 г. говорил катехизические поучения, имеет наперсный бронзовый крест и память воины 1853—1856 годов. В год говорил 10 проповедей. Поведения хорошего. Родной брат дьячку Ивану Доброву. 16 декабря 1860 г. утвержден наставником н Павловском волостном училище. 22 декабря 1861 г. утвержден исправлять духовные требы и преподавать нижним чинам Закон Божий в 8-м стрелковом батальоне.

Диакон Никита Иоакимович Богословский. 46 лет. Обучался в Московской семинарии, 31 января 1843 произведен диаконом на настоящее место, «читает и поет хорошо, катехизис знает порядочно, поведения скромного».

Дьячок Иван Иванович Добров. 47 лет. По исключении из высшего отделения Звенигородского духовного училища, 1 сентября 1836 г. определен на настоящее место. Читает «очень порядочно», поет «довольно не худо», катехизис знает «средственно». Ведет себя хорошо и смирно. Родной брат священнику Петру Благовещенскому.

Дьячок Николай Никифорович Смирнов, 44 лет. Обучатся в Московской семинарии, по исключении из низшего отделения, 20 января 842 г. определен на настоящее место. Читает и поет «исправно», катехизис знает "порядочно". Ведет себя «очень порядочно». Вдов с 1853 года.

Пономарь Николай Дементьевич Никольский, 39 лет. По исключении из высшего отделения Звенигородского духовного училища.

9 ноября 1841 г. определен на настоящее место. «Читает и поет хорошо, катехизис знает не худо». Ведет себя «порядочно». В январе 1861 г. Был оштрафован - за неблагопристойные поступки» поклонами в Саввино-Сторожевском монастыре.

Пономарь Стефан Николаевич Холин 40 лет. По исключении из высшего отделения Высокопетровского духовного училища 1 октября 1841 г. определен Подольской округи села Любучан к Христорождественской церкви в звание пономаря, 12 ноября 1849 г. переведен на настоящее место. «Читает хорошо, поет очень порядочно, катехизис знает не худо. Ведет себя трезво и очень порядочно». В январе 1861 г. был оштрафован «за неблагопристойные поступки» поклонами в Саввино-Сторожевском монастыре. Женат вторым браком.

Все церковнослужители Павловской церкви Благовещения - уроженцы Московской губернии, только пономарь Стефан Холин из Москвы. Просвирница Акилина Александрова Озерова - вдова пономаря Верейской округи села Слепушкина. Просвирница Евдокия Митрофанова Соколова — вдова бывшего пономаря села Бужарова. «Заштатные и сиротствующие»: вдова бывшего пономаря Александра Тимофеевича Соколова Евдокия Максимова, «пособие получает из попечительства о бедных духовного звания», ее сыновья Афанасий и Василии Соколовы обучаются в Спасо-Вифанской семинарии на казенном содержании.

В 1914 г. храм посетил епископ Можайский Дмитрий. Он особенно отметил пение церковного хора, которым руководил учитель приходской школы Смирнов. 22 мая 1916 г. здесь служил литургию митрополит Московский и Коломенский Макарий (Невский), ныне причисленный к лику святых. Он возложил скуфью на настоятеля храма священника Александра Лебедева.

В 1848 году в Павловской Слободе была построена часовня на вновь устроенном кладбище. Участок был отведен, так как «существующее кладбище при селе Павловском с давних лет по местности своей сделалось недостаточным для погребения». Инициативу крестьян, о постройке часовни, поддержали тогдашний священник Петр Иванович Благовещенский и чиновник фабрики коллежский регистратор Ковалев. Был заказан проект, и вскоре план и фасад были отправлены на утверждение с пояснением, что «часовня строится не в ознаменования чего-либо, а для постановки там усопших». Здание было деревянное, длиной и шириной 8 аршин.

Кроме Благовещенского храма в Павловской Слободе, при казармах артиллеристов существовала церковь в честь Александра Невского. Она была закрыта в 1919 г. Тогда же была составлена опись церковного имущества. Она дает представление только об иконах и утвари, но не о самом здании.

 

 

Rambler's Top100