ГЛАВНАЯ   НОВОСТИ   РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ   КОНТАКТЫ   КАРТА САЙТА

Обряд омовения ног

В 17 в. под конец литургии в память об омовении Христом ног своим ученикам во всех кафедральных соборах совершался обряд омовения ног архиереем. В Успенском соборе Московского Кремля на по левую сторону амвона устанавливали скамью, покрытую ковром, для 12 "апостолов" - архиереев и архимандритов, а в центре собора на возвышении - кресло для патриарха. Сначала из алтаря через царские врата выходил Патриарх, перед которым диакон нес Евангелие, водружаемое на аналой посреди храма, за патриархом два диакона несли серебряную лохань и "рукомой" - сосуд для умывания. Пройдя на середину храма, Патриарх садился в кресло. Прежде всех "апостолов" из алтаря выходил архиерей, представлявший Иуду, и занимал место с края лавки. После этого под чтение 50 покаянного псалма протодиакон с ризничим выводили попарно остальных архиереев и архимандритов, которые поклонившись царю и патриарху усаживались на предназначенные им места, последним выходил символический Петр. После некоторых молитв протодиакон начинал читать Евангелие об омовении Иисусом Христом ног своим ученикам. Следуя за повествованием, Патриарх вставал с кресла, разоблачался, опоясывался лентием, затыкал за пояс запон. Начиная омовение, Патриарх преклонял правое колено, затем трижды с руки лил воду на ногу и, следуя тексту, отирал ее лентием, которым был опоясан, целовал и благословлял архиерея. В ответ архиереи целовали руку и митру Патриарха. После омовения одиннадцати Патриарх подходил к старшему митрополиту, изображавшему Петра. Цитируя Евангелие, символический Петр не желал, чтобы Христос мыл ему ноги, словами Господа Патриарх его вразумлял, настаивая на своем. Закончив омовение, Патриарх возвращался на свое место, читал из Евангелия Христовы наставления ученикам, а в завершении ритуала читал молитву над водой, и чин умовения заканчивался кроплением храма и всех присутствовавших в нем.

Российский Этнографический музей

Rambler's Top100