Пасха, день Воскресения Христова – самый главный праздник Православной Церкви. Именно в нем заключается основной смысл Православной веры - сам Бог стал человеком, умер за нас и, воскреснув, избавил людей от власти смерти и греха. Пасха – это праздник праздников!
По благочестивой православной традиции, приходя домой после праздничного Пасхального богослужения, мы разговляемся освященными в церкви куличом, пасхой и пасхальными яйцами.
В Великий Пяток воспоминаются Церковью святые, спасительные и страшные страдания и смерть Господа Иисуса Христа, добровольно перенесенные Им ради нашего спасения.
В этот день в богослужении воспоминаются четыре важнейших события из жизни Христа Спасителя: Тайная Вечеря, на которой Господь установил новозаветное таинство св. Евхаристии; омовение ног ученикам в знак глубокого смирения и любви к ним; молитва в саду Гефсиманском и предательство Иисуса Христа Иудою на страдания и смерть.
Сегодняшний день — торжественный и светлый, на время преодолевающий сосредоточенно-скорбное настроение Великого поста и предваряющий радость Святой Пасхи. В празднике Входа Господня в Иерусалим ярко загорается слава Христа как Всемогущего Бога, и как Царя, сына Давидова, Владыки, приветствуемого избранным народом Божиим.
Благовещение означает «благая» или «добрая» весть. В этот день Деве Марии явился архангел Гавриил и возвестил Ей о грядущем рождении Иисуса Христа - Сына Божьего и Спасителя мира. "Днесь спасения нашего главизна" - поется в праздничном тропаре, потому что Благовещение положило начало воплощению Божественного замысла о спасении человека.
В пятое воскресенье Великого Поста, посвященное преподобной Марии Египетской, перед неделей, подготовительной к Страстным дням, Церковь достигает полноты покаяния.
Елеосвящение есть одно из семи церковных таинств, в котором при помазании тела освященным елеем призывается на болящего благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные (Катехизис). Елеосвящение подобно Таинству покаяния в том, что в нем отпускаются грехи, совершенные по неведению; в елеосвящении также отпускаются грехи забытые, которые могут сильно беспокоить совесть и привести человека в немощное состояние.
Житие святой Марии Египетской – пример того, как низко может пасть человек, и как высоко через покаяние и угождение Богу он может возвыситься. Чтение Великого Покаянного Канона Андрея Критского вновь и вновь, уже во второй половине поста, когда до Пасхи остается чуть больше двух недель, вдохновляет постящихся на борьбу со страстями и искушениями.
Почитая сегодня Честный Крест Христов, с покорностью воле Божией возблагодарим Его за наши малые кресты и воскликнем: "Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем"
В дни поста кроме суббот и воскресений, не служится полная литургия, и умершие лишаются тех благ, которые доставляет им поминовение при литургии. А потому Церковь установила особенное моление об умерших в субботы 2-й, 3-й, и 4-й недели.
По существующей ныне благочестивой традиции, Великим Постом практически в каждом приходе совершается Таинство Соборования или Елеосвящения, являющееся одним из семи таинств нашей Православной Церкви, при котором семикратно помазывается тело святым елеем (маслом) и призывается в молитвословиях Благодать Божия, исцеляющая недуги душевные и телесные.
Вторую неделю Великого поста Православная Церковь называет седмицей светотворных постов и во время ее молит Господа преимущественно о благодатном освящении постящихся и кающихся.
Пассия - особая служба Великого поста, посвященная молитвенному воспоминанию об искупительных страданиях Спасителя. Первая пассия в этом году состоялась 9 марта.
Празднование Торжества Православия было установлено по поводу окончательной победы Святой Церкви над иконоборческой ересью в 843 г. и восстановления почитания святых икон, после продолжительного на них гонения в 8 и 9 веке.
В субботу первой седмицы Великого поста, по древнему названию, Феодоровскую, Церковь совершает благодарственное празднование св. великомученику Феодору Тирону.
В пятницу первой седмицы Великого Поста после вечерни и Литургии Преждеосвященных Даров в храмах совершается молебный канон святому великомученику Феодору Тирону и благословляется в честь его коливо – рис, сваренный с медом.
На Великом повечерии Понедельника, Вторника, Среды и Четверга первой седмицы Великого поста поется и читается по частям, а на утрене четверга пятой седмицы в полном составе, Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского. Он читается за великопостным богослужением в храмах вот уже почти 1200 лет и воспринимается верующими также, как и тогда, когда был написан преподобным песнотворцем.
На первой неделе Великого поста, в понедельник, вторник, среду и четверг на вечернем богослужении читается Великий Покаянный канон преподобного Андрея Критского.
Последнее воскресенье перед Великим Постом называется Неделей Сыропустной, или Прощеным Воскресеньем. В этот день, приблизив нас уже к вратам Четыредесятницы, Церковь приводит нам на память «от пищи ниспадение Адамово» - изгнание прародителей из рая за непослушание и невоздержание.