ГЛАВНАЯ   НОВОСТИ   РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ   ПРИХОДСКАЯ ГАЗЕТА   КОНТАКТЫ   КАРТА САЙТА

Мироварение

Великий Четверг за Божественной Литургией Святейший Патриарх совершает освящение мира, сваренного в Малом соборе Донского монастыря на всю православную Русь.

Миро используется в Таинстве Миропомазания, которое совершается сразу после Таинства Крещения над всеми православными христианами. Отсюда происходит и поговорка: «Все мы одним миром мазаны».

Русские монархи удостаивались этой чести вторично, при вступлении на престол, как особые Божии избранники. Отсюда известное наименование царя – «помазанник Божий», восходящее к ветхозаветной традиции.

Миром также помазывают и храмы при их Великом освящении. Епископ наносит миром крестики на всех четырех сторонах храма особой кисточкой, длиною в несколько метров.

Первоначально, до середины XV века, на Руси пользовались миром, привозимым из Константинополя. Получив полную самостоятельность от Константинопольского Патриархата, Русская Православная Церковь стала сама приготовлять святое миро. По постановлению Московского собора 1675 года мироварение совершалось только в Москве и отсюда по мере необходимости рассылалось по всем епархиям и приходам.

Мироварение начинается в Великий Понедельник с молебна, который совершает Патриарх Московский и Всея Руси, затем после малого водоосвящения Предстоятель Русской Церкви окропляет святой водой печь, котел, сосуды со специями, вином и маслом. Затем Патриарх возжигает специальные дрова в мироваренной печи и читает 1-е зачало Евангелия от Матфея. При чтении Евангелия два диакона восходят на помост у котла и специальными веслами начинают перемешивать ингредиенты мира.

В разные времена в состав мира входило от 40 до 75 составляющих. При царе Алексее Михайловиче в его состав входили около 40 составляющих, среди которых "янтарь добрый, корица, перетрунь, корень азар, ладан росный, мед дивий, непряный корень, розовая водка, смирна и кассия". В начале XVIII в. количество составных частей могло достигать 68, но тогда же в практику православной церкви был введен чин (порядок службы) "Сочинения и священия мира...", по которому ритуал проводится и по сей день, при этом с конца XIX в. для составления мира используется только 30 частей. Основу мира составляет елей – оливковое масло высшего качества. Добавлялись также разные виды ладана, мастика, богородичная трава (чабрец), фиалковый и имбирный корень, кардамон, мускатное, розовое, лавандовое, гвоздичное, лимонное масла, и многое другое.

Варится Святое Миро "по разсуждению искусство ведущего". В первый день миро доводят до кипения и потом варят на малом огне, постоянно перемешивая его. Миро варится в течение трех дней: в Великий понедельник до вечера, весь Великий вторник и утро Великой среды. Все это время, не останавливаясь ни на минуту, священники по очереди читают Святое Евангелие, а диаконы перемешивают миро веслами.

В дореволюционное время миро варили в Кремле. Мироваренная печь в Крестовой палате Патриаршего дворца Московского Кремля сделана в виде креста, облицована натуральным и искусственным мрамором. Внутри – три котла для приготовления мира. В XIX веке над печью была установлена деревянная резная золоченая сень на восьми колонках. В кокошниках сени помещены образы Троицы Новозаветной, имеющей название «Отечество», и Двенадцати Апостолов.

После окончания чина мироварения, готовое миро помещалось для охлаждения в серебряную кадь, подаренную в 1767 году императрицей Екатериной II. Крышку кади венчают литые позолоченные фигуры: пророк Самуил возливает елей на голову царя Давида.

В Великий Четверг, перед Литургией торжественным крестным ходом под колокольный звон сосуды с миром переносили в Успенский собор для освящения. Особая роль в этой церемонии отводилась алавастру. Этот удивительной красоты сосуд, инкрустированный перламутром, был привезен на Русь из Константинополя. В нем хранилось древнее миро, которое по капле добавляли во вновь сваренное, таким образом освящая его, а сам священный сосуд дополняли новоосвященным миром, чтобы не иссяк священный источник.

После чина освящения миро находилось в алтаре Успенского собора, а позже – в алтаре церкви 12 Апостолов в Патриаршем Дворце. Специально для его хранения по повелению императоров Павла I и Николая II были сделаны серебряные кувшины.

В наши дни освящение совершается в Богоявленском кафедральном соборе после Евхаристического канона при открытых Царских вратах. Этот чин по традиции совершается только Предстоятелем Поместной Православной Церкви, причем не каждый год, а по мере расходования мира, освященного в предыдущие годы.

Фото: С. Власов, В. Ходаков

Rambler's Top100