ГЛАВНАЯ   НОВОСТИ   РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ   ПРИХОДСКАЯ ГАЗЕТА   КОНТАКТЫ   КАРТА САЙТА

Литургия Великой Субботы

В древности Литургия Великой субботы, как и другие Великопостные Литургии, совершались на закате дня, и поэтому ее начинают с вечерни. Так как вечернее богослужение всегда относится к следующему дню, а следующий день - Пасха, то Литургия Великой Субботы совмещает два момента: с одной стороны, она завершает страстные службы, а с другой - начинает пасхальное торжество. Эти противоположные черты - скорби и отрады, слез и светлого ликования - чудесным образом сочетаются в ходе богослужения. Посредине храма еще лежит изображение погребенного Спасителя, а хор уже воспевает Его победу над смертью.

"Начинается литургия Великой Субботы. Кому знакома та единственная в году и все превосходящая таинственным своим составом служба, тот ждет ее каждый год радостным ожиданием," - пишет К.П.Победоносцев.

В начале богослужения после пения стихир на "Господи воззвах" и малого входа перед Плащаницей читаются 15 паремий, в которых заключаются прообразы страданий, смерти и воскресения Христа и пророчества о наступлении благодатного Царства Господа и славе Новозаветной Церкви. В древности в Великую субботу совершалось крещение "оглашенных" - лиц приготовленных к принятию христианства. Продолжительное чтение паремий давало время совершить таинство крещения надо многими оглашенными. Для новокрещеных, стоящих теперь в храме в белых рубашках и со свечами в руках, хор вместо Трисвятого поет "Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся" (Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись, Гал. 3:27). После этого песнопения Вечерня переходит в Литургию.

Апостольское чтение (Рим. 6:3-11) призывает христиан умереть для греха, чтобы жить с Иисусом Христом. Здесь наступает переломный момент от страстного к Пасхальному богослужению: закрывается алтарь и происходит перемена всех облачений в храме с темных на белые. "Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследеши во всех языцех" (Пс. 81:8). - поет многократно торжественным напевом хор. К началу чтения Евангелия, которое возвестит о воскресении Спасителя (Мт. 28:1-20), храм приобретает светлый, пасхальный вид.

"Настала минута тишины в храме," - продолжает Победоносцев, - "Посреди ее выступает из алтаря через всю церковь перед Плащаницу шествие диакона с Евангелием. Идет он, по подобию Ангела Божия, вестника Воскресения, весь в белом облачении, на которое к этой минуте все священнослужители сменили прежнее черное, - ибо возглашается уже великое, совершившееся в вечер субботний, свитающи во едину от суббот, - когда прииде Мария Магдалина и другая Мария видети гроб."

Вместо Херувимской поется: "Да молчит всякая плоть человеча и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет: Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным."

По входе: "Предходят же сему лица Ангельстии со всяким началом и властью: многоочитии Херувимы и шестокрылые Серафимы, лица закрывающе и вопияще песнь: Аллилуиа."

Вместо "Достойно есть" хор поет ирмос 9-ой песни канона утрени: "Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе, Его же во чреве без семене зачала еси Сына. Восстану бо, и прославлюся и вознесу со славою, непрестанно, яко Бог, верою и любовию Тя величающия."

"Душа переполнена торжественными ощущениями," - восторженно пишет Победоносцев, - "посреди их возникает таинственная песнь Великой Субботы: "Да молчит всякая плоть человеча". Таинственное объемлет душу в преддверии величайшего праздника и держит ее в мире и тишине светлого ожидания, до самой полуночи..."

 

Rambler's Top100