ГЛАВНАЯ   НОВОСТИ   РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ   ПРИХОДСКАЯ ГАЗЕТА   КОНТАКТЫ   КАРТА САЙТА

Изречения о посте

 

Пост, войдя в душу, убивает во глубине ее лежащий грех.

Воздерживаться от пищи день, два, три, четыре, пять и седмицу – не всегда может человек, а чтобы каждой день вкушать хлеб и пить воду, так всегда может.

Преподобный Паисий Величковский

 

Спрашиваете меня грешного, должны ли больные сест­ры, по предписанию доктора, употреблять скоромную пи­шу. — Какие сами пожелают, пусть употребляют с покая­нием, а какие не пожелают, тех принуждать не следует, ибо мы на опыте видим, что не всегда скоромная пища приносит больным монахам пользу. Сами же вы написали, что некоторых сестер от скоромной пищи тошнит. Какой же будет в таком случае толк от принятия этой пищи? Должно питаться такою пищею, которую просит натура.

Преподобный Иосиф Оптинский

 

Добрый пост есть тот пост, который совершается с целью угашения страстей, приведения души в смирение, возненавидения гордыни, погашения гнева, отъятия, злопамятства, совершения созерцания, молитвы и очищения.   Григорий Палама

 

Книга, которую я настоятельно рекомендую на Великий пост, — это Постная Триодь. Я сам стараюсь перечитывать ее, также имею возможность постоянно ее слышать, присутствуя на великопостных богослужениях в нашем монастыре. На мой взгляд, это сокровищница и мыслей, и настроений, и чувств, равной которой нет. Вникая в ее тексты, которые или читаем, или слышим в храме, мы понимаем, что действительно, Великий пост — это весна души. Как растение, пробуждаясь, получает соки из оттаявшей земли, необходимый солнечный свет от весеннего солнышка, так и наша душа при чтении этой книги оживотворяется, буквально напитывается соками. В душе расцветают прекрасные цветы: смирение, любовь — как к Богу, так и к ближнему. Просыпается молитвенный настрой. Это книга, которую нужно знать, чтениям из нее необходимо максимально внимать во время великопостных богослужений. Еще хочется посоветовать: идя на богослужение, не поленитесь, найдите в интернете тексты той службы, которая будет в этот день. Просмотрите их заранее, чтобы проникнуться тем настроением, которое стремится донести до нас Православная Церковь во время Великого поста.

Епископ Обуховский Иона (Черепанов)

 

Телесный пост, бдение, множество долгих богослужений и стояние на них, коленопреклонения – все эти подвиги Великого поста направлены на то, чтобы привести уязвленное грехом сердце человека в умиление. Это окаменевшее, бесчувственное ко всему духовному от бесчисленного множества грехов сердце человека, которое не в состоянии принести равносильный своим грехам плач, потому что удалилось от Бога, Церковь своим аскетическим, покаянным настроем и учением сначала раскрывает, делает более чувствительным и наконец «сокрушает» всю его окаменелость. От этого сокрушения, этих методических «ударов» по сердцу человек постепенно приходит в умиление, умиление же, в свою очередь, очищает нашу душу, обновляет ее и просвещает. Митрополит Афанасий Лимассольский

 

Когда пост сопряжён с отречением от своего «я» – только тогда он угоден Богу.  

Старец Лука Филофейский

 

Великим постом не служат обедни вот почему: Ли­тургия - это победный гимн христианства, пост — время плача и покаяния.

Преподобный Никон Оптинский

 

Во время войны врага стараются блокировать. Его окружают, загоняют внутрь городских стен, оставляют голодным. Потом его лишают и воды. Ведь если враг не имеет запасов воды, продовольствия и боеприпасов, то он бывает вынужден сдаться. Я хочу сказать, что если мы боремся с диаволом подобным же образом — постом и бдением — то он бросает оружие и отступает. «Посто́м, бде́нием, моли́твою небе́сная дарова́ния прие́м...», — говорит песнописец. Посредством поста человек превращается в агнца, ягнёнка. Если он превращается в зверя, это значит одно из двух: либо то, что предпринятая аскеза превышает его силы, либо то, что он занимается ей от эгоизма и поэтому не получает божественной помощи.

Преподобный Паисий Святогорец

 

Пост в наше время – что-то вроде ограды. Мы воздвигаем вокруг своих чувств высокий частокол, чтобы остаться наедине с Богом.

Священник Сергий Бегиян

 

Для приятия Святаго Духа необходимо изнурить плоть; даждь плоть, и приими Дух.

В тучном теле не вселяется Дух Святый, хотя бы кто и добродетелен был. Для того, чтобы быть храмом Божиим, надобно, чтобы душа и тело были чисты и святы.

Иеросхимонах Парфений

 

Великий пост по продолжительности напоминает своего рода десятину года, которую мы отдаем Богу, то есть это жертва Богу.

 

Если человек умеренно постился, но в течении всего поста никого не укорил и ни на кого не раздражался, он больше достиг, чем тот, кто провел его в сухоядении.

Священник Афанасий Гумеров

 

Пост никому ничем не грозит. От него не бывает никакого вреда. Я очень хорошо знаю, что от поста еще никто никогда не заболел. Человек заболевает тогда, когда начинает биться с людьми и обстоятельствами.

Преподобный Порфирий Кавсокаливит

 

Начался Великий Пост. Будем строить в Небо мост!

 

Воздержание морит голодом демонов.

Святитель Феофан Затворник

 

За несоблюдение без причины постов придет время – постигнет болезнь. Тогда не по своей воле будешь поститься. Господь попустит за грехи.

Преподобный Севастиан Карагандинский

 

Телесные подвиги, проходимые в духовном разуме, суть орудия, которыми возделываются добродетели.

Воздержание чрева укрощает страсти; удобно возжигает их прихотливое употребление пищи.

Преподобный авва Исаия

 

Пламенною любовью возлюбим пост, ибо пост есть великая твердыня, равно как и молитва и милостыня, поелику они избавляют человека от смерти. Как Адам за едение и преслушание изгнан из рая, так тот, кто желает паки войти в рай, входит в оный постом и послушанием.

Святитель Афанасий Великий

 

Церковь, по своей большой любви к нам, призывает нас к посту, чтобы освободить от рабства, в которое вовлекает нас умирающее тело. Душа целый год жаждет, перегруженная заботой о теле. И во время поста Церковь призывает нас вскармливать душу.

Схиархимандрит Иоаким (Парр)

 

Пост – период духовных усилий. Если мы не можем отдать Богу всю свою жизнь, то посвятим Ему безраздельно хотя бы периоды постов – усилим молитву, умножим милостыню, укротим страсти, примиримся с врагами.

Пост усиливает дух в человеке. В посте человек выходит навстречу ангелам и бесам.

Священник Александр Ельчанинов

 

Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека.

Мф 15:11

 

Пост приводит к вратам рая, а милостыня отворяет их.

Мимо моста — в реку, мимо поста — не дожить веку.

Рада б душа посту, так тело бунтует.

Не все коту Масленица — настал и Великий пост.

С поста не мрут, а с обжорства дохнут.

Кто все четыре поста постится, за того все четыре евангелиста.

Во время поста и пища проста.

 

Не принижайте значения поста, приучайте детей к посту с самого раннего возраста… Многие не понимают, и сами не соблюдают постов, и детей не учат соблюдать; и не только не учат, но и подают тлетворный пример попрания поста… В пост мать кормит своих детей мясом и приговаривает: «Кушайте, кушайте, детки! Ничего, что пост. Бог видит, что мы всегда плохо питаемся. Бог простит, Бог не взыщет за это…» О нет, взыщет, если будешь развращать своих детей! Каждая мать с раннего возраста должна приучать своих детей к посту, как это было в старое время, когда весь народ наш соблюдал посты. Не забывайте о посте, но крепко-крепко, как маленький ребенок держится за подол матери, держитесь всех уставов Церкви.

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)

 

Как высокий государственный деятель должен зорко наблюдать за всем происходящим, чтобы ничего не произошло во вред того, что ему поручено, так и наш пост есть стояние на страже души. Пост есть тщательное наблюдение, чтобы ничто не повредило нашей душе. Пост есть наблюдение за своими мыслями, охранение своего взора от вредных зрелищ, своего слуха от душевредящих разговоров, своего языка от скверных и пустых слов, своих уст от неподобающей пищи.

Святитель Иоанн Шанхайский

 

Пост — есть воздержание от всего вредного для нас, от всего, что растлевает душу нашу, то есть от страстей, которые лежат в основе всех наших грехов… Для преодоления всех, без исключения, страстей необходимо учиться воздержанию. Без телесного же поста этого достичь невозможно. Как в школе учеников постепенно ведут от низших знаний к высшим, от азбуки до высшей математики, так и воздержание надо начинать с азбуки, с обуздания своего чрева.

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)

 

Пока тот или иной человек лишь умствует о Боге, он никак не способен противостоять демонам, которые только и делают, что насмехаются над немощными светскими мудрованиями. Но стоит ему начать поститься и молиться Богу, как те же демоны наполняются неописуемым страхом. В человеке, который приступит к Богу с искренней молитвой и с терпением и надеждой, будет проходить подвиг воздержания, демонам станет тесно, невыносимо — и они поспешат из него уйти.

Святитель Николай Сербский

 

Пост хорошо показывает или обнаруживает все немощи нашей души, все ее слабости, недостатки, грехи и страсти, как начинающая очищаться мутная, стоячая вода обнаруживает, какие водятся в ней гады или какого качества сор.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

 

Один старец так говорил ученикам:

 – Когда царь хочет взять неприятельский город, то прежде всего удерживает воду и съестные припасы.

Неприятель, погибая от голода, вынужден покориться ему. Так бывает и с грехами. Если человек будет жить в посте и молитве, то враг, ослабев, покидает его душу.

 

Пища дает энергию телу. Мы нуждаемся в ней, чтобы трудиться и иметь силы для молитвы. У молящихся энергия пищи преобразуется в духовную энергию. У тех, кто молится немного, избыточная энергия пищи преобразуется в страсть и чревоугодие. В этом случае необходим пост.

Архимандрит Софроний Сахаров

 

Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его.

Рим 14:3

 

В современной Церкви узаконено много постов, в древней Церкви постных дней было гораздо меньше. Но ведь и соблазнов было меньше в десятки раз! А когда умножаются соблазны, должны умножаться и усилия к их преодолению.

Священник Сергий Бегиян

 

Пост в наше время – что-то вроде ограды. Мы воздвигаем вокруг своих чувств высокий частокол, чтобы остаться наедине с Богом.

Священник Сергий Бегиян

 

Умеренный и разумный пост – основание и глава всем добродетелям.

Преподобный Паисий Величковский

 

Мы, к сожалению, пост воспринимаем чисто практически: что можно кушать, что нельзя. Хотя совершенно очевидно, что человек, не научившийся воздерживаться, допустим, от мяса или других родов пищи, не научится воздерживаться и от злых слов, от жадности, от всяких хульных или блудных помыслов, потому что к этому приучает телесное упражнение. Цель поста – в воздержании от греха. «Сей же род изгоняется только молитвою и постом». Как человек побеждает грех? У него есть два орудия: воздержание и молитва. Вот мучает его какой-то грех, как с ним бороться? Нужно воздерживаться изо всех сил от этого греха, не впадать в него и молиться Богу о помощи. И когда человек изо дня в день будет так делать, то грех его оставит.

Протоиерей Димитрий Смирнов

 

Преподобная Мария Египетская взяла у Святого Зосимы перстами немного сочива и сказала: «Довольно при благодати Божией». Надо приучить себя как можно меньше кушать, но это с рассуждением, насколько позволяет твоя работа. Мера воздержания должна быть такова, чтобы после обеда хотелось молиться.

Преподобный Силуан Афонский

 

Если бы в посте все дело было в еде, то святыми были бы коровы.

Преподобный Иоанн Дамаскин

 

Пост невозможно понять без богослужения. Если человек постится, но не ходит в храм, не посещает службы, в его посте смысл если и присутствует, то очень небольшой. Почему я говорю, что он все-таки присутствует? Потому, что если человек постится, просто зная, что есть такая заповедь Божия и есть такое правило Церкви, то, может, именно это его в храм позже и приведет. Но, конечно, настоящий пост — это пост, который находится в неразрывной связи с церковной жизнью, и прежде всего богослужебной.

Игумен Нектарий (Морозов)

 

Многие постятся телом, но не постятся душой. Многие соблюдают пост в пище и питии, но не постятся от злых помыслов, дел и слов. Какая им от этого польза?

Святитель Тихон Задонский

 

Не одни уста должны поститься – нет, пусть постятся и око, и слух, и руки, и все наше тело.

Святитель Иоанн Златоуст

 

Пользу поста не ограничивай одним воздержанием в еде, потому что истинный пост есть устранение от злых дел.

Святитель Василий Великий

 

Не надо осуждать других; в чужом доме, если подадут скоромное в постный день не надо пренебрегать и отказываться. А дома можно восполнить этот пробел усилением либо телесного поста, а главное – духовного: т.е. не раздражаться, не осуждать и пр.

Святой праведный Алексий Мечев

 

Пост — время, когда меньше всего надо задумываться о еде. Не стоит забывать, ради чего мы постимся. Смысл посту придает то, что находится в его конце как цель и вершина — Страстная седмица и Пасха... Пост — духовная весна, «время веселое». Какую бы меру поста для себя мы ни выбрали — воспримем это время всерьез. И с радостным лицом идем навстречу Пасхе.

Протоиерей Андрей Дудченко

 

Ты постишься? Напитай голодных, напои жаждущих, посети больных, не забудь заключенных. Утешь скорбящих и плачущих; будь милосерден, кроток, добр, тих, долготерпелив, незлопамятен, благоговеен, истинен, благочестив, чтобы Бог принял и пост твой и в изобилии даровал плоды покаяния.

Святитель Иоанн Златоуст

 

Не есть хлеба и не пить воды или чего иного – не есть еще пост. Ибо и бесы не едят и не пьют совершенно ничего, а все-таки злы…

Преподобный Анатолий (Зерцалов)

 

Пост – это весна души, душа за время поста должна ожить и расцвести, украсить себя для Бога добрыми делами, словами и мыслями.

Священник Иоанн Павлов

 

Пост бывает двоякий: внешний и внутренний. Первый есть воздержание от скоромной пищи, второй – воздержание всех наших чувств, особенно зрения, от всего нечистого и скверного. Тот и другой пост неразрывно связан друг с другом. Некоторые люди все внимание обращают только на внешний пост, совсем не понимая внутреннего.

Например, приходит такой человек куда-нибудь в общество, начинаются разговоры, в которых сплошь и рядом – осуждение ближних. Он принимает в них деятельное участие и много похищает от чести ближнего. Но вот наступает время ужина. Гостю предлагают скоромную пищу: котлетку, кусочек поросеночка и т.д. Он решительно отказывается.

– Ну покушайте, – уговаривают хозяева, – ведь не то, что входит в уста, оскверняет человека, а то, что из уст!

– Нет, я насчет этого строг, – заявляет он, совершенно не сознавая, что, осуждая ближнего, он уже нарушил и даже совсем уничтожил пост.

Преподобный Варсонофий Оптинский

 

Да постится ум твой от суетных помышлений.

Да постится память от злопамятства.

Да постится воля твоя от злого хотения.

Да постятся очи твои от худого видения: отврати очи твои, чтобы не видеть суеты (Пс. 118, 37).

Да постятся уши твои от скверных песен и шептаний клеветнических.

Да постится язык твой от клеветы, осуждения, кощунства, лжи, лести, сквернословия и всякого праздного и гнилого слова.

Да постятся руки твои от биения и хищения чужого добра.

Да постятся ноги твои от хождения на злое дело. Уклоняйся от зла и делай добро (1 Петр 3:11).

Вот христианский пост, которого Бог от нас требует. Покайся, и, воздерживаясь от всякого злого слова, дела и помышления, учись всякой добродетели, и будешь всегда перед Богом поститься.

Святитель Тихон Задонский

 

Кашу маслом не испортишь. (Если только это не постный день!)

Монах Варнавва(Санин)

 

Да постится ум твой от суетных помышлений; да постится воля твоя от злого хотения; да постятся очи твои от худого видения; да постятся уши твои от скверных песен и шептаний клеветнических; да постится язык твой от клеветы, осуждения, лжи, лести и сквернословия; да постятся руки твои от биения и хищения чужого добра; да постятся ноги твои от хождения на злое дело. Вот это и есть христианский пост, которого ждёт от нас Господь.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

 

Сейчас наступает время поста и собранности, которое приведет нас и поставит лицом к лицу перед Богом, пришедшим во плоти, чтобы спасти нас. Но Его приход — также и суд, потому что нельзя встретить Бога и не оказаться перед судом. И вот, найдется ли в нас что-либо общее, роднящее нас с Сыном Божиим, Который по жертвенной, распинающейся любви отдает Себя в наши руки? Или придется нам встать перед Ним и сказать: я получил все Твои дары, но не принес плода, — как человек из притчи, который получил талант и схоронил, закопав в землю? Будем ли мы, как приглашенные на брачный пир царского сына, которые отказались прийти: один — потому что купил поле; он хотел стать землевладельцем, но земля поработила его; или другой, у которого было дело на земле, и ему некогда было отвлечься от своих занятий ради Бога, ради того, чтобы побыть с Ним. Или как тот, который нашел себе жену по сердцу, и в его сердце не осталось места, чтобы разделить радость царственного жениха?

Митрополит Антоний Сурожский

 

Почувствуй пост как праздник души. Сила поста в воздержании от зла и укреплении веры. Пост – это любовь к ближним. Пост – дело святое. Пост – это самоуглубление, размышление о грехах: о том, как их избегать, как загладить совершенные ранее грехи, как искоренить дурные привычки, страсти. Положи пост на пищу, глаза, уши, язык. В посту очисти себя исповедью, причастись.

Протоиерей Валентин Мордасов

 

Быв вынуждены по болезни употреблять пищу в не­разрешенные дни,вы оную принимайте как лекарство, не произвольно за сластолюбие, а принужденно во врачевство, и при исповеди непременно должны исповедать духовнику и принять от него разрешение, и быть спокойными.

Преподобный Макарий Оптинский

 

Берегись измерить пост простым воздержанием от пищи. Те, которые воздерживаются от пищи, а ведут себя дурно, уподобляются диаволу, который, хотя ничего не ест, однакож не перестает грешить.

Святитель Василий Великий

 

Скудная пища огорчает плоть, но оживляет дух.

Преподобный Макарий Оптинский

 

Говеть — значит благоговеть.Вести себя благоговейно пред причащением Св.Тайн.

Преподобный Ни­кон Оптинский

 

Какой смысл поста? Поститься — значит воздерживаться от пищи и питься не по необходимости телесной, но по религиозным побуждениям. Это выражение сознания греховности нашей, порождающейся от преобладания плоти над духом; цель его — поработить плоть духу чрез подавление телесных и плотских потребностей.  И пост в том только случае приятен Богу, когда он есть истинное выражение скорбной души, следствие сознания своей греховности.

Евангельские беседы на каждый день года по церковным зачалам.

 

Пост — самое подходящее время для того, чтобы увидеть: рядом с нами — наши домашние, которые нуждаются в нашем внимании, в нашем тепле, в нашей помощи. Пусть муж начнёт с того, что будет хотя бы иногда мыть посуду и выносить мусор. Пусть жена встретит пришедшего с работы мужа, поцелует его и накормит ужином. Родители — поиграют с детьми, а не будут отмахиваться от них как от назойливых мух. Дети — не будут вопить в субботу утром, а дадут маме и папе в кои веки поспать. И пусть вся семья хотя бы раз в день садится за общий стол. Потому что даже таких простых вещей, как семейный обед, в нашей жизни почти не осталось.

Священник Феодор Людоговский

 

Один монах спросил известного грузинского старца Гавриила (Ургебадзе), что такое пост.

"Сейчас объясню", - ответил он и рассказал монаху обо всех грехах им совершенных. От стыда монах не знал, что и делать. Упав на колени, он плакал. А старец с улыбкой сказал:

"А теперь иди ешь обед".

"Нет, отче, спасибо, я не хочу", - ответил монах.

"Вот это и есть пост, когда помнишь о своих грехах, каешься и уже не думаешь о еде".

 

Кротость и уступчивость - это первые одеяния христианского поста. Умение сдержать гневный порыв, умение отдалить от себя зависть и соперничество, навык поступиться великодушно своими правами - это есть первое богоугодное начало поста христианского.

Священник Валентин Амфитеатров

 

В посте человек проявляет себя: у одних проявляются высшие способности духа, другие же делаются только раздражительны и злы — пост открывает истинную сущность человека.

Священник Александр Ельчанинов

 

Сытое брюхо к молитве глухо.

 

Пост тела есть пища для души.

Свтятитель Иоанн Златоуст.

 

Вкушение пищи- это привычка; кто сколько привыкнет, столько и ест.

Преподобный авва Дорофей

 

Бог смотрит в сердце, а не в желудок.

 

Пост исцеляет человека от злых духов, взявших над ним власть.

 

Хлеб и вода- мудрых еда.

Rambler's Top100