ГЛАВНАЯ   НОВОСТИ   РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ   ПРИХОДСКАЯ ГАЗЕТА   КОНТАКТЫ   КАРТА САЙТА
Главная » Жизнь прихода » События » События в 2012 году » Лекция по истории Болгарской Церкви

Лекция по истории Болгарской Церкви

11 марта в библиотеке нашего храма была прочитана лекция на тему "Православие в Болгарии". Лекцию читал алтарник Васильев М. А., выпускник Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета.

Здесь можно скачать презентацию лекции со встроенной аудио-записью.

 

Основное содержание лекции

 

Христианство на территории Болгарии в первые века

 

Начало распространения христианства на Балканском полуострове, по преданию, связано с деятельностью св. апостолов и их учеников (св. Андрея Первозванного и его спутника ап. Амплия, учеников ап. Павла Ерма и Карпа). В течение I-II вв. по Р. Х. христ. общины распространились на территории Мёзии, Фракии и Македонии. Во 2-й пол. III - нач. IV в. немало христиан было в военных частях пограничных провинций. В период гонений на христиан во Фракии мученически пострадал воин Александр Римский. Также приняли мученический венец святые Максим, Феодот и Асклиада. Память этих и многих других мучеников веками хранилась и почиталась среди местных христиан.

При св. имп. Константине I Великом на Балканах, как и по всей Римской империи, начинается широкомасштабное строительство церквей. В то же время постепенно оформилась церковно-административная структура, включавшая митрополичьи кафедры в центрах провинций и епископии в наиболее значительных населенных пунктах.

Сохранились известия о существовании в кон. III - нач. IV в. кафедр в Сердике (совр. София), Филиппополе (совр. Пловдив).

Сердика занимала особое место среди фракийских городов: Константин Великий построил здесь великолепный дворец и намеревался сделать ее столицей империи (перед тем как остановил свой выбор на Византии, будущем Константинополе). Важное значение Сердики подтверждается фактом проведения в нем Сардикийского Собора (343/44), в котором приняли участие ок. 170 епископов со всей империи, осудивших арианство. Правила, принятые этим Собором, находятся в «Книге правил».

 

Периодизация истории Болгарской Церкви.

 

VII-XI вв. – Первое Болгарское царство.

XI-XII вв. – Византийское иго.

XII-XIV вв. – Второе Болгарское царство.

XIV-XIX вв. – Османское иго.

XIX - XX г. – Третье Болгарское царство.

1944 -1989 гг. – социалистический период.

С 1989 г. – демократический период.

 

Первое Болгарское царство

 

Термином «протоболгары» (или булгары) называют кочевой народ тюркского происхождения, одна из ветвей которого наряду со славянами приняла участие в создании Болгарского государства. Первые достоверные сведения о протоболгарах относятся к сер.- 2-й пол. IV в., когда в результате миграции из Центральной Азии одновременно с вторгшейся в Европу гуннской волной они расселились в причерноморских степях, Приазовье и бассейнах Дона и Северского Донца. Часть протоболгар была увлечена гуннами на запад, где они вошли в тесное соприкосновение со славянами.

Начало болгарской государственности относится к VII в., когда Византия заключила мирный договор с болгарским ханом Аспарухом. Первой столицей был город Плиска недалеко от нынешнего Шумена.

Св. царь Борис I (852-889) совершил крещение болгарского народа в 865 г.

В 893 году царь Симеон Великий переносит столицу в город Преслав, который, в противовес старой языческой столице Плиске, становится центром христианизации Болгарии.

В 919 году на Церковном Соборе в Преславе была провозглашена автокефалия Болгарской Церкви и возведение ее в ранг Патриархата.

В IX-X вв. в Рыльских горах жил и подвизался прп. Иоанн Рыльский (память 18 / 31 августа, 19 октября / 1 ноября).

Богомильство

В начале X в. в Болгарии возникла ересь богомилов, по-видимому, среди сельского населения Болгарии. Впервые упоминается в письме Патриарха Константинопольского Феофилакта (933-956) болгарскому царю Петру. Основу движения составляли представители низшего духовенства и провинциальное монашество (в первую очередь странствующие иноки, не принадлежавшие к определенным монастырям); отсюда, вероятно, одно из названий богомилов - кудугеры (от болг. калу́гер - монах).

На богомильство оказали влияние ереси манихеев, павликиан и мессалиан. Учение богомилов изложено в их главной книге «Иваново Евангелие, или Тайная книга». В основе религиозно-философского учения богомилов лежало представление о двойственности мира, о постоянной борьбе в нем доброго и злого начал. Но в отличие от павликиан они были умеренными дуалистами, так как считали, что добро победит зло (Сатана будет уничтожен). Земной мир и тело человека богомилы объявляли созданием диавола. Они не признавали христ. Церковь и ее служителей, символы, обряды и таинства, поскольку считали, что все это дело рук Сатаны. Они не посещали церковь, отрицали молитву, за исключением «Отче наш», не почитали Креста Господня, икон, не признавали церковный брак, праздники, Воскресение Христово, не считали Деву Марию Богородицей. Они утверждали, что Причастие – это просто хлеб и вино, а не Тело и Кровь Иисуса Христа, св. мощи ­– кости умерших, чудотворения – сказки для легковерных людей. Богомилы считали, что между Богом и человеком не нужен посредник (духовенство). Человек сам в состоянии спасти свою душу. Из христианских книг признавали только Новый Завет, а Ветхий отвергали полностью, так как считали, что Моисей – служитель Сатаны. Не признавали решения Вселенских и Поместных Соборов и сочинения церковных авторов.

Во 2-й половине X - начале XI в. богомильство способствовало ослаблению Болгарского царства и в конечном счете завоеванию его Византией.

Учение богомилов переместилось также в Западную Европу, где дало начало ересям катаров (кафаров) и альбигойцев.

В 971 году византийские войска Иоанна Цимисхия захватывают Преслав, и Восточная Болгария входит в состав империи.

Началось более чем столетнее «византийское иго».

После покорения всей Болгарии в 1018 г. византийский император Василий II Болгаробойца (болг. – Българоубиец) сохранил независимость Болгарской Церкви под именем Охридской архиепископии. Она просуществовала до 1767 г.

Основные события истории Первого Болгарского царства.

 

Второе Болгарское царство

 

Крупное восстание болгар, приведшее к восстановлению болгарской государственности, произошло в 1185-1187 гг. Восстание возглавили братья Феодор и Иван из рода Асеней.

В 1186 г. в новой болгарской столице Тырнове был рукоположен архиеп. Василий, венчавший старшего из братьев Феодора на царство с именем Петр.

В 1235 на Соборе в Лампсаке под председательством Константинопольского Патриарха Германа II был признан Болгарский (Тырновский) Патриархат.

В XIV веке у Болгарии появляется грозный и опасный сосед – Османские турки, захватившие владения в Малой Азии. Уже в 20-е гг. XIV в. они стали совершать опустошительные набеги на Балканский полуостров. Попытки образовать союз для совместной борьбы с турками не увенчался успехом. После смерти в 1371 г. царя Ивана Александра, которому удавалось поддерживать мирные отношения с турками, началось завоевание ими Второго Болгарского царства. В 1371 г. при Черномене турки нанесли поражение македонским войскам. Путь в Македонию, Сербию и западные болгарские земли оказался открытым. В 1385 г. пал Средец (София).

17 июля 1393 г. турецкими войсками была взята столица Болгарского царства Велико-Тырново.

Св. Патриарх Тырновский Евфимий был сослан в заточение в Бачковский монастырь, где скончался между 1402 и 1404 гг.

Последний болгарский царь Иван Шишман находился в это время в г. Никополе, где его схватили и обезглавили (1395). В 1396 г. пало Видинское царство, и Болгария, как самостоятельное государство, перестала существовать на долгие пять веков.

Около 1416 г. Тырновский Патриархат был подчинен Константинопольскому Патриархату.

Последствия османского завоевания для Болгарии были крайне тяжелыми: погибли сотни тысяч людей, опустели обширные территории, разрушена значительная часть городов, множество монастырей и храмов, часть их была обращена в мечети. Из городов на северо-востоке Болгарии жители были либо переселены, либо бежали в горные районы, где создавали новые поселения (например, Габрово). На завоеванных территориях вводилось правление османской администрации. Основной поток турецкой колонизации направлялся в города: здесь обосновывались османские власти и мусульманское духовенство, которому было передано имущество христианских церквей и монастырей, в городах же размещались военные гарнизоны.

Основные события истории Второго Болгарского царства.

 

Болгарское Возрождение. Освобождение Болгарии

 

В середине XVIII в. оформляется движение «болгарского национального возрождения». Особое впечатление произвела на современников книга прп. Паисия Хиландарского «История славяно-болгарская» (1762), дата создания которой считается началом национального возрождения болг. народа. Основной целью сочинения прп. Паисия было осмысление прошлого своей страны с тем, чтобы направить болгарский народ к борьбе за свою политическую независимость. Прп. Паисий осуждал тех болгар, которые, желая казаться образованными и культурными, пренебрегали своим происхождением и объявляли себя эллинами.

Под влиянием идей Паисия Хиландарского и его последователей в 1-й четв. XIX в. развернулось движение за национальную болгарскую школу в противовес греческому влиянию в сфере просвещения. В 1824 г. уроженец г. Котел Петр Берон издал в Румынии первый учебник на болгарском языке – так называемый «Рыбный букварь», в который были включены разделы, посвященные грамматике болгарского языка, арифметике, естественным наукам, литературе и истории, а также различные полезные советы, пословицы и поучительные истории. Букварь Берона, позднее многократно переиздававшийся, заложил основы обучения болгарских детей на родном языке и стал поворотным моментом в организации учебного дела в Болгарии. В 1835 г. в Габрове по инициативе просветителя В Априлова открылась первая болгарская светская школа. В течение десяти лет в Болгарии начали работу более 50 подобных школ.

В 1830-х гг. общими усилиями был перестроен Рыльский монастырь. Каждая область Болгарии строила своё крыло здания. Поэтому при общем единстве части комплекс имеют некоторые отличия.

К сожалению, был разобран монастырский собор постройки XIV в., так как он не вмещал всех молящихся во время праздников и на его месте выстроен ныне существующий, в котором находятся главные святыни монастыря, прежде всего, мощи прп. Иоанна Рыльского.

 

Болгарский церковный вопрос. Болгарская схизма

 

В 1767 г. была упразднена Охридская архиепископия.  Годом ранее потеряла самостоятельность Печская Патриархия, в состав которой входили и некоторые болгарские епархии. С этого времени все православные болгары должны были подчиняться духовной власти Константинопольского Патриарха, который, согласно турецким законам, был и гражданским владыкой всего православного населения подвластных Османской империи балканских земель.

Господство греческих епископов в болгарских землях, их поведение, часто не отвечавшее нормам христианской морали, вызывали уже с 30-х гг. XIX в. протесты со стороны болгарской интеллигенции, которая требовала назначения архиереев из болгар.

Для того чтобы высвободиться из-под власти ненавистного им епископата, болгары в ряде мест шли даже на принятие унии с Римом.

Нельзя сказать, что Константинопольская Патриархия не делала никаких шагов к сближению: в 1840-50-х гг. Патриархия издавала богослужебные книги для болгарского духовенства на славянском языке, назначение архиереев из болгар перестало восприниматься как чудо. Однако все эти уступки были запоздалыми в глазах болгар, требовавших независимости в церковном управлении.

Кульминация борьбы наступила в 1860 г. На Пасхальной службе в болгарском храме св. первомученика Стефана епископ Макариопольский Илларион вместо имени Вселенского Патриарха, помянул «всякое епископство православных», что мог делать только глава автокефальной Церкви.

После долгих переговоров 27 февраля 1870 г. султан Абдул Азиз подписал царский указ  об учреждении самостоятельной болгарской иерархии в форме Экзархии, полузависимой от Вселенского Патриархата.

В том же году в Константинополе состоялся I Церковно-народный собор Болгарской экзархии, на котором  первым болгарским экзархом был избран Видинский митрополит Анфим.

Константинопольская Патриархия не признала этого акта и в 1872 г. на архиерейском соборе Болгарская Церковь была обвинена в филетизме и признана схизматичной. Началось разделение, продлившееся более 70 лет.

С одной стороны, была очевидна правомерность требований болгар о воссоздании древнего Тырновского Патриархата, с другой – объявленная Поместной Церковью схизма могла быть снята только той Церковью, которая её наложила. Как следствие, резиденция экзарха была оставлена в Константинополе, поскольку не нарушался принцип присутствия в одном городе предстоятеля одной Церкви, так как канонически болгарский экзарх не являлся предстоятелем Церкви.

Одним из самых активных борцов за церковную и национальную независимость был Гавриил Крыстевич (1817-1898).

В 1837 г. он окончил греческую гимназию в Константинополе, затем получил высшее юридическое образование в Париже. По возвращении в столицу империи в 1844 г. стал секретарём князя Стефана Богориди.

В 1850 г. Крыстевич отправлен с миссией на Святую гору Афон, где между прочими делами ему удается освободить из заключения митр. Иллариона Макариопольского. Они были знакомы и ранее, но с этого момента началось их взаимодействие по болгарскому церковному вопросу. И если владыка Илларион был вождём и лицом борьбы за самостоятельную Болгарскую Церковь, то Крыстевич был мозгом и двигателем этого процесса.

Он имел великолепные знания европейского, османского и церковного законодательства, огромный опыт, связи и влияние на все основные участвующие стороны – константинопольскую болгарскую диаспору, османский государственный аппарат и Вселенскую Патриархию.

Все его уважали. Все полагались на его компетентность и умеренность. Он участвовал во всех комиссиях, собраниях и соборах. Под его диктовку написаны все основные правовые документы, приведшие к созданию Экзархии, включая проекты турецкого правительства и даже окончательный султанский указ 1870 г.

В церковном вопросе Крыстевич был последователен и принципиален. Он боролся за автокефальную Болгарскую Церковь, но без разрыва со Вселенским Патриархатом.

Именно Крыстевич, после создания Болгарской Экзархии, в ответ на волну возмущения со стороны Вселенской Патриархии опубликовал брошюру, в которой поставил следующий вопрос: если создание или упразднение церковной структуры указом светской власти неправомерно, то неправомерно было и упразднение Охридской архиепископии в 1767 г. также султанским указом, инициированным Патриархией. В таком случае, Охридская архиепископия не упразднена, а лишь является вдовствующей.

При соединении Княжества Болгария и Восточной Румелии в 1885 г. Гавриил Крыстевич был арестован, хотя он добровольно отдал ключи со словами: «И я тоже болгарин. Хоть я и потерял все, зато народ приобрел». Остаток жизни он прожил в изгнании в Константинополе.

С российской стороны наибольший вклад внёс дипломат граф Николай Павлович Игнатьев.

Игнатьев впервые является в Константинополь в июле 1861 года для поздравления султана Абдул-Азиза со вступлением на престол. В 1864 году  он назначен чрезвычайным посланником при Порте Оттоманской.

В греко-болгарском церковном вопросе он стал на сторону болгар – и тогда, в том числе и под влиянием Игнатьева, заслужившего доверие Абдул-Азиса, состоялся фирман 1870 года.

Как и Крыстевич, Игнатьев понимал опасность разрыва болгар с Патриархией.

Во время русско-турецкой войны состоял в свите императора.

Основные события истории Болгарского Возрождения.

 

Третье Болгарское царство

 

Наиболее крупное восстание болгар против турецкого владычества, получившее название Апрельского, началось весной 1876 г. В г. Панагюриште было образовано Временное правительство и торжественно освящено знамя повстанцев. На подавление восстания, охватившего, главным образом, Пловдивский округ, были брошены турецкие войска, в мае 1876 г. подавившие основные очаги сопротивления; 20 мая в бою погиб Христо Ботев. В июне 1876 г. восстание было полностью подавлено; погибли более 30 тыс. мирных жителей, более 100 населенных пунктов были разрушены. Однако Апрельское восстание 1876 г. имело огромное значение для дальнейших судеб болгарского народа, выдвинув проблему национального освобождения Болгарии на первый план в международных отношениях в Европе. По инициативе России для обследования пострадавших районов была создана Международная анкетная комиссия. Во многих европейских странах развернулось движение в поддержку болгарского народа, особенно в России, которая вскоре начала войну с Османской империей, в 1878 г. принесшую Болгарии освобождение. Мирный договор был подписан в местечке Сан-Стефано близ Константинополя. Сегодня это район в черте Стамбула.

По всей Болгарии было воздвигнуто более 400 памятников героям Русско-турецкой войны.

Для правления в Болгарию были призваны князья из Германии. Видимо поэтому, центр Софии напоминает Берлин.

Согласно решению Берлинского конгресса 1878 г. Болгария была разделена на две части – Княжество Болгария и Восточная Румелия. Часть Экзархии, определенной султанским указом 1870 г., оказалась на территории соседних стран, поэтому управлять ими было удобнее из столицы империи, а не из Софии. Двойственное положение, в котором оказалась Экзархия, сделало невозможным литургическое общение и официальные контакты с Поместными Церквами, обусловило напряженность в отношениях с Сербией и Грецией, на чьих землях оказалась часть канонической территории Болгарской Экзархии после её разделения по решению Берлинского конгресса 1878 г. Только Румынская Церковь оказывала содействие, поставляя Святое Миро.

Неоднократно предпринимались попытки преодоления схизмы в 1900-1910-х гг. при содействии российских дипломатов и в середине 1930 гг. при посредничестве Иерусалимской Церкви, но, по разным причинам, они не увенчались успехом.

Схизма сделала практически невозможным даже среднее духовное образование в Болгарии. Некоторое время в Константинополе действовала болгарская семинария при резиденции болгарского экзарха, и небольшое число болгар обучались на теологических факультетах Западной Европы.

Вопрос об открытии богословского факультета встал сразу же после освобождения Болгарии, но был решен только в 1920-х гг.

В 1903 г. была открыта Софийская Духовная Семинария им. прп. Иоанна Рыльского.

Результатом неканонического положения Болгарской Церкви явилось невосполнение естественной убыли священства в экзархии и постепенное нарастание дефицита священнослужителей. В первой половине XX в. многие приходы остались без пастырей. Ситуация усугублялась усилением католического и протестантского прозелитизма, а также возрождением язычества и суеверий в различных формах. Наиболее печально известны такие личности как Петр Дынов, называвший себя учителем Беинса Дуно, основатель синкретической секты «Белое братство» (не следует путать с сектой Марии Цвигун 1990-х гг.) и прорицательница Ванга.

Русская эмиграция в Болгарии

В начале 1920-х гг. в Болгарию начинают приезжать русские беженцы, в основном из Крыма и Константинополя. Не все эмигранты оказались востребованными в Болгарии. Это вызвало реэмиграцию в другие страны в первой половине 1930-х гг. Из всего разнообразия профессий нашли применение инженеры, медики, преподаватели ВУЗов и священнослужители, особенно в пресвитерском сане.

Поскольку русские священники оказались отделены от своей Церкви, от её управления, на них не распространялось ограничение на служение в схизматичной Церкви. Поэтому специальным решением Священного Синода Болгарского Экзархата русским священникам было разрешено служить на болгарских приходах. В общей сложности в Болгарии служило около 300 русских священнослужителей. Наиболее видным из них был архиепископ Лубенский Серафим (Соболев).

В 1923 г. открылся Богословский факультет Софийского университета. Основу его преподавательской корпорации составляли русские профессора и болгарские богословы, обучавшиеся до революции в русских духовных школах.

 

Болгарская Церковь в социалистической Болгарии. Уврачевание схизмы

 

После освобождения советскими войсками в сентябре 1944 г. в Болгарии к власти пришло коммунистическое правительство Отечественного Фронта во главе с Георгием Димитровым. Начались гонения на Церковь, хотя и в меньшем масштабе, чем в России.

22 февраля 1945 г. переговоры о преодолении схизмы с Константинопольским Патриархатом увенчались успехом. Болгарская Церковь официально получила статус Экзархии. Посредниками в переговорах были Русская и Иерусалимская Православные Церкви.

В течение первых лет правления коммунистов Церковь была отделена от государства и школы, из школьных программ были удалены все религиозные предметы. В 1951 г. Богословский факультет был выведен из состава Софийского университета, передан в ведение Церкви и переименован в Софийскую Духовную академию им. свт. Климента Охридского. Такой шаг привел к сужению научной деятельности, изоляции преподавательского состава в рамках академии, снижению уровня научных работ и уменьшению их количества.

В 1953 г. Болгарской Церкви был присвоен статус Патриархата. Первым Патриархом Болгарским стал митрополит Пловдивский Кирилл. С 1971 г. по настоящее время на Патриаршем престоле находится Святейший Патриарх Максим.

Ещё один болезненный эпизод в новейшем периоде истории Болгарской Церкви произошел в 1968 г. Тогда по решению Синода в богослужении стал применяться так называемый «исправленный юлианский» календарь. Несколько иерархов отказались подчиниться, ушли в раскол и образовали Болгарскую Старостильную Православную Церковь. Наиболее активными среди раскольников были два ученика архиепископа Серафима Соболева, архимандриты Серафим (Алексиев) и Сергий (Язаджиев). В наших книжных лавках продавалась их книга «Почему православному христианину нельзя быть экуменистом».

Главным очагом раскола явился женский монастырь Покрова Пресвятой Богородицы в Княжево близ Софии (ныне район на окраине города).

В 2002 г. раскольники канонизировали архиеп. Серафима.

 

Современное состояние Болгарской Церкви

 

После падения в 1989 г. коммунистического режима, в результате демократизации общества, в 1991 г. Софийская Духовная академия вновь была введена в состав Софийского университета в качестве Богословского факультета.

Долгожданная свобода имела и негативные последствия.

Часть епископата БПЦ, поддерживаемая политиками из нового демократического Парламента в 1992 г. обвинила Св. Синод и лично Святейшего Патриарха Максима в связях с органами госбезопасности в советское время, в нарушении процедуры избрания Патриарха на Соборе 1971 г. и потребовала отставки Предстоятеля Болгарской Церкви. Болезненный раскол продолжался несколько лет и даже потребовал созыва надъюрисдикционного Всеправославного собора в Софии в 1998 г. с участием предстоятелей большинства Поместных Православных Церквей, в том числе Святейшего Патриарха Алексия II. Формально раскол был преодолён, но, фактически, продолжается по сей день, соблазняя паству.

В 2002 г. Народное собрание Республики Болгарии приняло новый Закон о вероисповедании. В Законе подчеркивается особая и традиционная роль Болгарской Православной Церкви в истории Болгарии, формировании и развитии ее духовности и культуры.

 

Основные выводы из современного состояния БПЦ

 

Во-первых, против Болгарской Церкви действуют все те же силы, что и во времена коммунистического режима, ставшие в последнее время демократическими. Цель у них по-сути одна – уничтожить Православную Церковь. Методы остались прежними – политическое давление, устроение внутренних расколов в Церкви, попытки опорочить Церковную иерархию для того, чтобы посеять недоверие к Церкви и иерархии у народа.

Во-вторых, общая ситуация в БПЦ хуже, чем у нас, так как в храмах Болгарии немного народа, приходы и здания восстанавливаются с трудом.

В-третьих, относительно сотрудничества с коммунистическим режимом надо отметить, что невозможно жить в коммунистическом государстве и не иметь с ним никаких отношений. И если иерархи когда-либо шли на компромиссы, спасая единство и жизнеспособность Церкви, это еще не означает, что они продавали веру коммунистам. Возможно, что честно служившие архиереи и священники, в трудный момент спасшие Церковный корабль от крушения, взяв на себя все тяготы отношений с государством, будут на Небесах иметь венец, равный венцу мучеников.

Rambler's Top100