ГЛАВНАЯ   НОВОСТИ   РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ   ПРИХОДСКАЯ ГАЗЕТА   КОНТАКТЫ   КАРТА САЙТА

Изречения о человеке

 

Рай начинается, в первую очередь, в сердце человека, в его душе. Быть настроенным на радость, на счастье, уметь радоваться тому, что дает Господь, – не очень просто. Это своего рода искусство. Кто-то рождается с таким счастливым свойством – во всем видеть хорошие моменты, а кто-то должен учиться этому. Но это чувство – ощущать радость и счастье – доступно всем без исключения людям...

Священник Павел Гумеров

 

Человек двояк: он состоит из внешнего и внутреннего, из тела и души. Он одевается и снаружи и внутри. И обнажается снаружи и внутри. И питается вещественной пищей и духовной. Если человек не изменится внутренне, то наружность — это ничто. Наведи порядок внутри себя, в мысслях и во всем остальном – и увидишь, что и внешние твои действия будут правильными.

Старец Ефрем Филофейский

 

Шесть часов спать, а то (если более) с покаянием.

Преподобный Амвросий Оптинский

 

Говорят о бесконечных возможностях искусственного разума. Но ни один ученый не может даже заикнуться об искусственной совести. Из этого следует, что любой искусственный разум в главном ограничен.

Фазиль Искандер

 

Жизнь же души есть единение с Богом, как жизнь тела – единение его с душой. Ибо как чрез преступление заповеди, отделившись от Бога, душа умертвилась, так чрез послушание заповеди, соединившись опять с Богом, она оживотворяется.   

Святитель Григорий Палама

 

Хуже сердечной недостаточности есть только недостаток сердечности.

 

Сердце человека беспредельной ёмкости. Бога вселенная не вмещает, Он больше. А сердце вмещает.

 

Святоотеческое высказывание: есть человек умный, есть мудрый, есть премудрый, а над всем этим – святая простота.

 

Снам не верь, а то спутаешься.

Преподобный Анатолий Оптинский

 

Кто отходят от Бога, теряют красоту и становятся некрасивыми. А если мы возвращаемся к Богу, то вновь обретаем красоту от Красоты.

Монах Салафиил (Филипьев)

 

От продолжительного же сна душа отяжелевает, потому-то епископ Феофан и другие отцы-подвижники советуют ночью спать не более 6 часов, допуская по немощи часовой отдых среди дня.

Архимандрит Тихон (Агриков)

 

Схоластик спросил:

а разве тело имеет волю без мысли?

Ответ подвижника:

Имеет, как говорит Апостол: Мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти (Еф 2:3); и еще: плоть желает противного духу, а дух – противного плоти (Гал 5:17). Значит, плоть имеет и похоть, и волю, чего многие не знают; ибо не внимают своим помыслам и соглашаются с ними.

 

Здоровье – дар Божий. Злоупотреблять своим здоровьем грешно пред Богом.

Преподобный Севастиан Карагандинский

 

 

 

Познается древо от плода, и устроение ума от помыслов, в которых он пребывает. По устроению ума познается состояние души.

Преподобный авва Исаия

 

Подвижник должен поддерживать здоровье и силы тела настолько, чтоб тело сохраняло способность служить Богу. Чрезмерное развитие здоровья и дебелости в теле вводит его в тяжелое плотское состояние, возбуждает в нем скотоподобные движения и влечения в неодолимой силе, отнимает у него всю способность к ощущениям духовным. Тот, кто соделает свое тело легким, посредством умеренного поста и бдения, доставит ему и самое прочное здоровье и соделает его способным принять в себя и сохранить в себе духовные движения, то есть действие Святого Духа.

Преподобный авва Исаия

 

Господь сотворил человека по образу Своему – то есть Святой Троицы, и человеческое естество – трёхсоставное. Человек состоит из тела, души и духа.

До грехопадения эти три состава находились в целостности. Грехопадение привело к их разобщению, и поэтому в человеке отдельно живут тело, душа и дух.

Только в крещённом человеке благодать святого Крещения открывает возможность жизни существа духовного, возможность воссоединения разобщённых начал.

Священник Алексий Грачев

 

Если ты сотворил что-то, не задействуя свое тело, тогда это будет твоим, ибо наше тело есть творение Божие. То же самое и относительно ума. Если ты что-то помыслил без движения ума, тогда это твое собственное. Ибо и наш ум- создание Божие.

Один из святых отцов словами старца Иосифа Исихаста

 

– Может ли спорт быть хобби для православного человека?

– Для чего? Вы хотите оставаться здоровым, в форме? Поклоны с молитвой – самый лучший спорт! Нет ничего лучшего. И – несите тяготы друг друга – это самое лучшее. Хотите оставаться в форме – возьмите груз других и тогда будете очень подтянутым. Я знаю, что многие с этим не согласятся, но это мое мнение.

Схиархимандрит Иоаким (Парр)

 

Душа – это то, что болит у человека, когда всё тело здорово.

Диакон Андрей Кураев

 

Мудрость- это ум, настоянный на совести.

Фазиль Искандер

 

 

 

Разве заслуга человека в том, что он красив? Почему ему за красоту премию давать? Это же его Бог таким создал, тогда надо премию Богу давать. А Богу, оказывается, премия никакая не нужна, Богу нужно только одно: чтобы человек отдал ему свое сердце.

Протоиерей Димитрий Смирнов

 

Почему, если кто-то объявит себя врачом и целителем, у него сразу будет очень много пациентов, а если скажет: ходи в храм, молись Богу, и Господь тебя исцелит, – то на эти слова откликнутся единицы из десятков тысяч? Почему всякой неправде человек верит охотней? Потому что он сам состоит из неправды, и всякая неправда, всякая ложь ему ближе.

Протоиерей Димитрий Смирнов

 

Люди выглядят красивыми только среди людей. Это человек человеку кажется красивым. А больше никто на свете не замечает красоты человека. Природа не замечает красивых людей. Для неё все люди — маски, под которыми она пытается распознать добрую или злую волю, добрые или злые намерения. Между тем природа весьма замечает доброту человека. Не только собака, лошадь и вол, но и дикие звери, причём именно звери замечают доброту человека больше, чем домашние животные. Да и не только животные, но даже растения и иные создания ощущают, по-своему, доброту человека.

Но так же, как замечает доброту доброго человека, природа замечает и зло злого человека. Многочисленные подтверждения этого можно привести из жизни святых людей и жизни злобных людей. Но нет ни одного примера, кроме как в абсурдных сказках, что природа хоть как-то замечает внешнюю красоту человека. Точно так же мир духов не замечает красоты человека, а замечает его доброту или злобность, то есть его внутреннюю красоту или безобразность.

Святитель Николай Сербский

 

 

 

Благодарность, благодарение Бога всегда и за все — подлинный признак верующей души! Теплота любви к ближним, умение жертвенно служить им, забывая на время о себе, радушие, приветливость — залог сохранения духовного здоровья.

Протоиерей Артемий Владимиров

 

Жизнь сердца – это любовь, а его смерть – это злоба и вражда. Господь для того и держит нас на земле, чтобы любовь всецело проникла в наше сердце: это цель нашего существования.»

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

 

Переполненный сосуд выливается через край. Так и переполненное сердце человека изливает на ближних то, чем оно полно.

Преподобный Силуан Афонский

 

Главное в Православии — изменение своего сердца, а не внешнего вида и образа жизни. Мы все очень быстро усвоили, что нужно поститься, носить длинные юбки и бороды, вычитывать акафисты и молитвенные правила… А вот сердце осталось прежним. Знаете, есть такая замечательная пословица — если в твоем сердце живет Христос, не забудь сообщить об этом своему лицу.

Священник Игорь Фомин

 

По-настоящему праведен тот христианин, который знает, как правильно совершить ошибку!

Преподобный Паисий Святогорец

 

Человек состоит из трех составов: тела, души и духа.

Наша телесная жизнь проявляется в том, что мы едим, пьем, жалеем свое тело, стремимся к отдыху, не хотим физически перенапрягаться, из инстинкта самосохранения стараемся избегать всяких опасностей.

Жизнь душевная – это сфера наших чувств, эмоций. Во многом к ней относится и интеллектуальная жизнь. Многие современные люди, не знающие Бога, говорят, что посещение театров, чтение книг, путешествия, всяческое развитие интеллекта есть проявление жизни духовной. На самом же деле это проявление жизни душевной: душа развивается, изучая культуру человеческую, слушая музыку, читая книги.

И наконец, самая высшая, важнейшая сфера – духовная, потому что духом своим человек обращен к Богу. И Сам Бог есть Дух, поэтому в нашем духе проявляется наше божественное подобие.

Какая-то сфера в нашей жизни обязательно преобладает: то ли плотская, то ли душевная. И лишь духовная ни у кого из нас не преобладает. Это – результат трагедии человечества, к которой мы все причастны. Когда Адам отпал от Бога, духовная сфера его повредилась и он перестал видеть Бога. А мы все правнуки Адама, поэтому духовная сфера и в нас повреждена. Но каждому человеку дан шанс: любой может креститься и начать духовную жизнь, начать по крупицам восстанавливать в себе утерянное духовное, восстанавливать в’идение Бога, духовное познание иного мира, достичь жизни вечной.

Материальное все временно. Духовное вечно. И каждый человек, независимо от степени его одаренности, может достичь этой высшей жизни, которая есть общение с Богом.

Протоиерей Димитрий Смирнов

 

 

 

Никому не позволено в христианстве быть вовсе не ученым и оставаться невеждой.

Свтятитель Филарет Московский

 

Одному святителю задали три вопроса:

- Какая величайшая мысль достойна человека? Какая величайшая забота достойна человека? Какое величайшее ожидание достойно человека?

Он так на них ответил:

- Мысль о Промысле Божием в человеческой жизни - величайшая мысль, достойная человека. Потому что она приносит душе мудрость и блаженство.

Забота о спасении души - величайшая забота, достойная человека. Потому что душа - величайшее сокровище на земле, а великое сокровище нуждается в наибольшей заботе.

Ожидание смерти - величайшее ожидание, достойное человека. Именно оно очищает совесть и понуждает человека ко всякому добру.

 

Слово "образование" происходит от слова "образ". Истинное образование- это не накопление теоретических и практических знаний, а восстановление в человеке образа Божия, потемненного грехом.

Архимандрит Софроний Сахаров

 

По мере угождения телу делается оно прихотливее, требовательнее, изнеженнее, неспособнее к терпению, несноснее в лишениях и болезнях. Следовательно, чем более угождает человек телу своему, тем большие скорби готовит себе в будущем.

Иеромонах Арсений Святогорец

 

 

 

К человеку полностью применима знаменитая формула: "Природа не терпит пустоты". Если не наполняется он непрестанно тем содержанием, что отвечает высокому человеческому призванию, в него начинает проникать- но уже без его выбора и контроля- то, что призванию этому не соответствует.

Протопресвитер Александр Шмеман

 

Купил один монах мула — молодого, плохо обученного. Привязал его веревкой к лужайке и оставил пастись. Приходит попозже, а мул этот отвязался. Хозяин к мулу, а мул — от хозяина! Взял монах уздечку — и за ним. А тот — по кустам, по оврагам — уходит! Разозлился монах: бегает за ним и ругает его почем зря. Устал страшно. Потом подумал: «Чего это я за ним бегаю? Пусть он побегает за мной!»

Пошел в дом, взял хлеб с солью, сел в трапезной и ест хлеб по кусочку...

Слышит: в кустах затрещало — мул подошел поближе, потом из кустов вышел, ушами водит и ноздри подрагивают. А сам ближе и ближе к хлебу. Потом совсем рядом стал, морду тянет к хлебу и ржет тихонько! Хозяин не удержался — рассмеялся! «Эх ты! — говорит. — Дурачок! Ладно, ешь хлеб!» Надел на него узду и повел в хлев.

Так и подружились...

Если хочешь покончить с рассеянием ума, приучи его к распорядку, который привлечет ум в сердце, подобно тому, как добрый хозяин приманивает коня на кусок хлеба с солью.

 

 

 

 

Внутрьпребывание есть, в истинном своем виде, условие истинного господства человека над собою, следовательно, истинной свободности и разумности, а потому и истинно‑ духовной жизни. Это подобно тому, как во внешнем мире владетелем города считается тот, кто занимает крепость. Потому всякое духовное делание и всякий вообще подвиг должен быть совершаем отсюда, иначе он – недуховен, ниже подвижничества и должен быть отметаем. Царствие Божие внутрь вас есть , говорит Господь, и потом для одного духовного делания заповедал: вниди в клеть твою и затвори двери… Это клеть сердца, по разумению всех св. отцов. По сей‑ то причине человек духовный, спасающийся, подвизающийся и называется внутренним.

Святитель Григорий Палама

 

Хорошо, очень хорошо быть добродетельным. Добрый человек и сам покоен, и Богу приятен, и людям любезен. Добродетельный невольно привлекает на себя взоры всех. Отчего? Оттого, что благоухание невольно заставляет остановить на себе внимание и подышать им. Посмотрите на самую наружность добродетельного, на его лице. Что это за лице? Это – ангельский лик. Кротость и смирение разлиты по нему и пленяют невольно всех своею красотою. Обратите внимание на речь его; от нее еще больше благоухания: тут вы как бы лицом к лицу с его душею – и таете от его сладкой беседы.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

 

Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно.

Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может.

1Кор 2:14-15

 

Святые отцы говорят о трех силах души: мыслительной, раздражительной и желательной. Соответственно это ум, чувство и воля. Падение поразило и эти силы. Чувства оземлены, обращены на материальное, плотское. Воля развращена, человек желает подчас таких вещей, о которых страшно и стыдно говорить. И ум потерял свою первую светлость, свою простоту, способность проникновения в самую сущность любых вещей. Но все же, по свидетельству тех отцов, которые подробно говорили о наличном состоянии человека, именно ум поврежден все-таки меньше всего.

Игумен Нектарий (Морозов)

 

 

 

Без чистоты сердца даже самое красивое лицо кажется мертвым и уродливым.

Монах Симеон Афонский

 

Как яблоня не может плодоносить, прежде чем не отцветет, так и человек не сможет принести плода духовного, пока не стряхнет с себя внешние наряды и украшения.

Святитель Николай Сербский

 

Когда веселиться сердце, расцветает лицо.

Святитель Василий Великий

 

Мы должны иметь три сердца:

для Бога - сердце чистое;

для ближних - сердце милостивое;

и для себя - сердце требовательное.

Старец Адриан Югский

 

Новый год для нас пока только по числу таков, а не по существу дела, потому что все мы остаемся старыми, со старой закваской страстей, наклонностей, привычек, – и не облеклись в нового человека.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

 

Насколько заблуждаются те люди, которые ищут счастья вне самих себя – в чужих странах и путешествиях, в богатстве и славе, в больших владениях и наслаждениях, в удовольствиях и в пустых вещах, которые концом своим имеют горечь! Возводить башню счастья вне нашего сердца – это все равно что строить дом в месте, которое подвергается постоянным землетрясениям. Счастье находится в нас самих, и блажен тот, кто понял это... Счастье - это чистое сердце, потому что такое сердце становится престолом Божиим. Так говорит Господь для тех, кто имеет чистое сердце: "Вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом" (2Кор. 6:16). Чего им еще может недоставать? Ничего, поистине ничего! Потому что они имеют в сердце своем величайшее благо – Самого Бога!

Святитель Нектарий Эгинский

 

 

Любить – это жизнь души. Но не каждая душа может любить. Потому что любить – это всегда предельно больно.

Монах Симеон Афонский

 

Тело человека стареет, но сердце - никогда.

Преподобный Паисий Святогорец

 

Тело не может ни любить, ни ненавидеть. Не может тело любить тело. Способность любить принадлежит душе. Когда душа любит тело, — это не любовь, но желание, страсть. Когда душа любит душу не в Боге, то это либо восторг, либо жалость. Когда же душа в Боге любит душу, не взирая на внешность (красоту, уродство), это и есть любовь. А в любви — жизнь.

Святитель Николай Сербский

 

Святой Климент Александрийский приводит один страшный обычай, бытовавший у варваров. Пленив врага, они живым привязывали его к трупу мертвого человека и оставляли обоих истлевать вместе. Вроде бы можно сказать: слава Богу, этот варварский обычай остался в прошлом! А в действительности, никуда он не делся, но и ныне властвует в полную силу. Каждый, кто привязывает свой живой дух к плоти, умерщвленной страстями, - варвар в той же степени, как тот, кто привязывает живого человека к мертвецу и оставляет их вместе разлагаться.

 

Человек, как выше сказано, рождается не ради мира сего, но ради перехода на тот век, и потому в мире этом — странник и путник. Поэтому все в мире этом употреблять должен по необходимости, а не для похоти, должен нужду и требование плоти исполнять, а не похоти угождать. Потому и написано: Попечения о плоти не превращайте в похоти (Рим 13, 14).

Свтятитель Тихон Задонский

 

Грех нашел себе опору в вещественном, и тело стало седалищем его. Но умная душа, поняв это, свергает с себя бремя вещественного и, возникнув из-под его бремени, познает Бога всячески и внимательно смотрит за телом, как за врагом и противоборцем, не доверяя ему.

Преподобный Антоний Великий

  

Все помыслы бывают трех устроений – человеческого, демонского и ангельского. Человеческий помысл связан с каким-либо воспоминанием. Демонский же помысл бывает сложный – из мыслей и страстей. Ангельский же помысл есть бесстрастное ведение вещей, т. е. истинное знание, охраняющее ум и сохраняющее его от крайностей.

Преподобный Петр Дамаскин

 

Мечтание, как бы ни было приманчивым и благовидным, будучи собственным, произвольным сочинением ума, выводит ум из состояния Божественной истины...

Святитель Игнатий Брянчанинов

 

В каждой личности сидят четыре человека: тот, которого люди знают; тот, которого близкие друзья знают; тот, которого он сам знает, и тот, которого Бог знает. Эти четыре человека друг на друга большею частью мало похожи. Человек не тот, каким он кажется не только людям, но даже и себе. Тот, которого знает и видит Бог, – это сокровенный человек без притворства, без лжи, без всякой прикрасы.

Дневник православного священника

 

Человек по телу подобен зажженной свече. Свеча должна сгореть, и человек должен умереть. Но душа бессмертна, потому и попечение наше должно быть более о душе, нежели о теле.

Преподобный Серафим Саровский

 

Лица людей святой благочестивой жизни имеют на себе отпечаток этой святости. Эти лица имеют ту особенность, что при взгляде на них, они как-то поражают и производят сильное впечатление. И даже по прошествии продолжительного времени не забываются.

Преподобный Варсонофий Оптинский

 

Ты следишь за событиями во внешнем мире, – не упускай же из виду и твоего внутреннего мира, твоей души: она ближе к тебе и дороже тебе.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

 

Если ты увидишь мужчину или женщину красивых, не удивляйся. Посмотри, дубы высятся до небес, а их плод не годен для людей, но только для бессловесных; а лоза стелется по земле и приносит грозди прекрасного плода.

Святитель Иоанн Златоуст

 

Совесть — самое первое Священное Писание, данное Богом первозданным людям.

Преподобный Паисий Святогорец

 

Главное содержание истории состоит в определении отношения людей к Богу. Все остальное – лишь эпизоды и фрагменты главного.

Святитель Николай Сербский

 

Плотского человека отличает — вражда и ссора, духовного — мир и тишина.

Святитель Тихон Задонский

 

Воля Божия всемогуща. Он Творец, Он самовластен, Он может все — кроме одного: Он не может заставить никакую тварь любить Его, потому что любовь царственно свободна и несовместима ни с принуждением, ни с предначертанностью.

Митрополит Антоний Сурожский

 

Через Воплощение мы знаем, что человек достаточно велик, чтобы вместить полноту Божества не только в духе и в душе, но и во плоти. Вот мера человека.

Митрополит Антоний Сурожский

 

Красота телесная от всего повреждается … красота душевная всегда цветет, никогда не увядает; не боится никакой перемены, ни наступившая старость не наводит на нее морщин, ни приключившаяся болезнь, ни беспокойная забота не вредит, она выше всего этого.

Святитель Иоанн Златоуст

 

Все надо совершать сердцем. Сердцем любить, сердцем смиряться, сердцем к Богу приближаться, сердцем прощать, сердцем молиться, сердцем благословлять.

Святитель Феофан Затворник

 

Душа человека по природе своей христианка.

Древний церковный учитель Тертуллиан.

 

Дух должен главенствовать над душой, а душа- над телом. Духовное- вечно, мирно и постоянно; душевное же- временное, зыбкое и суетное. поэтому задача христианина- подчинить- душу духу, а дух- благодати, поборов с Божией помощью в себе страсти.

 

Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится...

Фес 5:23

 

И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его.

Еккл 12:7

Rambler's Top100