ГЛАВНАЯ   НОВОСТИ   РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ   ПРИХОДСКАЯ ГАЗЕТА   КОНТАКТЫ   КАРТА САЙТА

Вторник 4-й седмицы Великого поста

Крест – знамение будущего бессмертия.

Преподобный авва Исаия

 

Поскольку Крест сделался как бы жертвенником Страшной Жертвы, ибо на Кресте умер Сын Божий за падение людей, то справедливо мы чтим Крест и поклоняемся ему, и изображаем его, как знамение общего спасения всех людей, чтобы поклоняющиеся древу Креста освобождались от клятвы Адамовой и получали благословение и благодать Божию на исполнение всякой добродетели. Для христиан Крест – величайшая слава и сила, ибо вся наша сила – в силе распятого на Кресте Христа, и все возвеличение наше и вся слава наша – в смирении Бога, Который до того смирил Себя, что благоволил даже умереть между злодеями и разбойниками.

Преподобный Симеон Новый Богослов

 

Тропарь

Искупил ны еси от клятвы законныя честною Твоею Кровию, на кресте пригвоздися, и копием прободся, безсмертие источил еси человеком, Спасе наш, слава Тебе!

«Ты искупил нас от законного проклятия драгоценной Твоей Кровью; будучи пригвожден ко Кресту и пронзен копьем, Ты источил бессмертие людям. Спаситель наш, слава Тебе!»

 

О Великой Тайне Искупления

Иисусом Христом за каждый долг наш воздано особо… Для сего Иисус постился, был искушаем и побеждал победившего; для сего древо за древо и руки за руку невоздержно простертую, руки пригвожденные за руку своевольную руки совокупляющие воедино за концы мира за руку извергшую Адама; для сего вознесение на крест за падение, желчь за вкушение, терновый венец за худое владычество, смерть за смерть… и погребение за возвращение в землю.

Епископ Сильвестр,

«Опыт правосл. догматич. богословия»

 

Чрезвычайно, божественно, дивно и всякое чудотворение Христово, но всего дивнее Честный Его Крест.

Преподобный Иоанн Дамаскин

 

Если бы не было Креста, то Жизнь не была бы пригвождена к древу. А если бы Жизнь не была пригвождена, то не истекли бы из ребра потоки бессмертия, кровь и вода, очищающие мир.

Святитель Андрей Критский

 

За нас пострадал бесстрашный Владыка, за нас распят Единый Безгрешный… за нас нечестивых предан смерти Христос Спаситель наш.

Преподобный Ефрем Сирин

 

Не по той ли причине Он (Христос) предан был смерти, что ненавидел грехи? Для того, чтобы изгладить их (грехи), Он добровольно умер. Почему, однако, сказано: «поднял» или «вознесет»? Для того, чтобы обозначить Крест, потому что на Нем был пригвожден ко Кресту грех: крестом были разрешены грехи.

Святитель Иоанн Златоуст

 

Христос именуется «избавлением» (1 Кор. 1, 30), как освобождающий нас, содержимых под грехом, как давший Себя за нас в искупление. В очистительную жертву за вселенную.

Святитель Григорий Богослов

 

Христос, по воле Отца, соделался человеком ради спасения верующих в Него, и подвергся уничижению и страданиям, чтобы смертью и воскресением победить смерть.

Святой мученик Иустин

 

Христос даровал нам эту благодать, сообщив нам дар Своего милосердия, победив смерть Крестом Своим, искупив верующих ценою Своей Крови, примирив человека с Богом Отцем, оживотворив небесным возрождением.

Святитель Киприан Карфагенский

 

Мысли о страданиях Христовых

1. Помяни Христа в вертепе и в темнице – и тебя не будет прельщать великолепно украшенный дом.

2. Помяни Христа, обнаженного и облекаемого в одежду поругания – и для тебя не желательна будет изящная одежда.

3. Помяни оцет и желчь, вкушаемые Христом: и ты не взалчешь роскошного пиршества.

4. Помяни Христа, пролившего Свою кровь и за тех, которые проливали ее; помяни Его, возносившего с креста молитву и за тех, которые вознесли Его на крест: и ты не станешь думать о мщении врагам своим, но великодушно простишь им.

Святитель Филарет, митрополит Московский

 

О Крестной смерти Спасителя

Почему Господь претерпел не какую-либо другую смерть, а крестную? Кто это спрашивает, тот пусть ведает, что сия именно, а не иная какая-либо смерть могла быть спасительною для нас, и ее-то претерпел Господь для нашего спасения. Ибо если Он пришел для того, чтобы Самому на Себе понесть бывшую на нас клятву, то каким бы иным образом соделался Он клятвою, если бы не понес смерти, бывшей под клятвою? А такая смерть и есть крестная, ибо написано: «Проклят всяк, висяй на древе» (Гал. 3, 13). Во-вторых, если смерть Господа есть искупление всех, если ее разрушается средостение преграды и совершается призвание языков (Еф. 2, 14), то каким бы образом Он призвал нас к Отцу, если бы не распялся на Кресте? Ибо только на Кресте можно умереть с распростертыми руками.

Святитель Афанасий Великий

 

Вновь, братья и сестры, мы обращаемся к чтению Ветхого Завета, как это велит нам делать Святая Церковь во дни Великого Поста. Вновь мы читаем очередной отрывок из книги Бытия, где повествуется о Всемирном потопе. О событии, которое случилось много веков, и даже тысячелетий назад. Но эта история поучает нас тому, откуда произошел мир, к чему он идет и к чему должен стремиться, в каком мире мы живем.

И оказывается, что мы живем в мире послепотопном. И это определение мира не является каким-то археологическим, или хронологическим, имеющим простой исторический смысл, а это существенная характеристика мира.

Позади Потоп. И после этого библейского повествования как-то и становится дышать легче, потому что Бог вновь говорит о завете с человеком. Бог вновь заключает завет с человеком, которого создал по Своему образу и по подобию, который отступил, ушел от Бога, но Бог вновь его призвал и вступил в избраннические отношения в лице Ноя.

Человеку как будто дается второй шанс, вторая возможность начать сначала жить в мире с Богом и со всем творением. И вот о том, чтобы человек помнил об этом втором шансе, о новом, еще одном завете с Богом, Бог напоминает в виде такого символического явления природы, как радуга. Только что мы слышали о том, что Ной получает обетование от Бога о том, что знамением завета, то есть знаком завета, который Он поставляет между Ним и человеком, будет радуга. Такое привычное и не перестающее нас удивлять явление природы, которое мы наблюдаем довольно часто.

В самом деле, всякий раз, когда радуга появляется на небе, мы не можем не обратить свои взоры к небесам и при этом стремимся обратить внимание и всех, кто вокруг. Мы знаем, как объясняется это явление природы с физической точки зрения, но не перестаем удивляться. И вот именно поэтому радуга и является для нас таким напоминанием о том, что Бог это Тот, Кто не замечаем. Для кого-то Он сам собою разумеющийся, кто-то в Него, наоборот, вовсе не верит, но вместе с тем Он, как радуга, объясним и необъясним, привычен и удивителен во все времена. И чтобы человек помнил о том, что он состоит в завете с этой свой Первопричиной, с Божественной Личностью, об этом напоминает нам всякий раз радуга, появляющаяся на небе. Она нам напоминает о том, что мы прощены после первой попытки построить мир без Бога.

Таких примеров в Библии можно найти очень много, примеров того, как Бог дает человеку еще и еще один шанс, чтобы уладить отношения со своим Творцом. Вспомним, как народ Божий через Моисея получил в пустыне скрижали Завета, получил Закон, но очень скоро нарушил этот Закон, поклонившись золотому тельцу. И Моисей в гневе разбивает скрижали и тем самым становится ясно, что Завет нарушен, и нет ничего общего между Богом и человеком.

Но Бог дает Моисею вторые скрижали. Те скрижали, которыми мы руководствуемся и поныне, как главными заповедями Божиими. Нельзя забывать, что это скрижали не первые, а вторые. Вспомним из Нового Завета, как столп Церкви, тот столп, которого Иисус Сам нарек камнем, на котором созиждет Церковь, Петр отрекся, отрекся и прервал свои близкие, дружеские отношения со Своим Учителем. Но он прощен.

И как Петр, так и вся Церковь, состоит из прощенных, раскаявшихся грешников. Это самоощущение Церкви, которое нас никогда не должно покидать, что мы однажды приняты в Завет, мы отреклись, но мы и прощены, нам дана еще одна возможность войти в Церковь. Мы люди, которые с самого начала созданы в богоподобии. Но потом, отрекшись, осознали лишь позже в покаянии, обратившись к Богу, как Ной, вновь обрели завет с Богом; как Моисей вместе с народом Божиим получили вторые скрижали; и как Петр, отрекшийся однажды в самую ответственную минуту, раскаявшись, услышал от Господа: «Иди за Мною». Аминь.

Проповедь протоиерея Александра Сорокина

Rambler's Top100