ГЛАВНАЯ   НОВОСТИ   РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ   ПРИХОДСКАЯ ГАЗЕТА   КОНТАКТЫ   КАРТА САЙТА

21 июля 2015

Празд­но­ва­ние Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­це, в честь Ее ико­ны, име­ну­е­мой «Ка­зан­ская», уста­нов­ле­но в бла­го­дар­ность за из­бав­ле­ние Моск­вы и всей Рос­сии от на­ше­ствия по­ля­ков в 1612 го­ду. Ко­нец ХVI и на­ча­ло ХVII сто­ле­тия из­вест­ны в ис­то­рии Рос­сии как Смут­ное вре­мя. Стра­на под­верг­лась на­па­де­нию поль­ских войск, ко­то­рые глу­ми­лись над пра­во­слав­ной ве­рой, гра­би­ли и жгли хра­мы, го­ро­да и се­ла. Об­ман­ным пу­тем им уда­лось овла­деть Моск­вой. По при­зы­ву свя­тей­ше­го пат­ри­ар­ха Ер­мо­ге­на (па­мять 12 мая) рус­ский на­род встал на за­щи­ту ро­ди­ны. В опол­че­ние, ко­то­рое воз­глав­лял князь Ди­мит­рий Ми­хай­ло­вич По­жар­ский, был при­слан из Ка­за­ни чу­до­твор­ный об­раз Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. 

Свя­ти­тель Ди­мит­рий Ро­стов­ский (па­мять 21 сен­тяб­ря) в «Сло­ве на день яв­ле­ния ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри в Ка­за­ни» (празд­но­ва­ние 8 июля) го­во­рил: «Из­бав­ля­ет Ма­ти Бо­жия от ве­ли­ких бед и зол не ток­мо пра­вед­ныя, но и греш­ныя, но ко­то­рыя греш­ныя? Ты я, иже воз­вра­ща­ют­ся к От­цу Небес­но­му яко блуд­ный сын, воз­ды­ха­ют би­ю­щи пер­си своя, яко мы­тарь, пла­чут у ног Хри­сто­вых, яко греш­ни­ца, омо­чив­шая но­зе Его сле­за­ми, ис­по­ве­да­ние Ему при­но­сят, яко на кре­сте раз­бой­ник. На та­ко­вая греш­ныя Пре­чи­стая Бо­жия Ма­ти при­зи­ра­ет и уско­ря­ет на по­мощь им, и от ве­ли­ких бед и зол из­бав­ля­ет». 

Зная, что бед­ствие по­пуще­но за гре­хи, весь на­род и опол­че­ние на­ло­жи­ли на се­бя трех­днев­ный пост и с мо­лит­вой об­ра­ти­лись к Гос­по­ду и Его Пре­чи­стой Ма­те­ри за небес­ной по­мо­щью. Мо­лит­ва бы­ла услы­ша­на. От на­хо­див­ше­го­ся в пле­ну у по­ля­ков свя­ти­те­ля Ар­се­ния (впо­след­ствии епи­ско­па Суз­даль­ско­го) при­шла весть, что ему в ви­де­нии бы­ло от­кры­то о пе­ре­мене су­да Бо­жия на ми­лость, по за­ступ­ни­че­ству Пре­свя­той Де­вы. Во­оду­шев­лен­ные из­ве­сти­ем рус­ские вой­ска 22 ок­тяб­ря 1612 го­да осво­бо­ди­ли Моск­ву от поль­ских за­хват­чи­ков. Празд­но­ва­ние в честь Ка­зан­ской ико­ны Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы уста­нов­ле­но в 1649 го­ду. И до на­ших дней эта ико­на осо­бо по­чи­та­ет­ся рус­ским пра­во­слав­ным на­ро­дом. 

Яв­ле­ние ико­ны Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы во гра­де Ка­за­ни (1579). 1 ок­тяб­ря 1552 го­да, в празд­ник По­кро­ва Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, но­чью, Иоанн IV, пред­во­ди­тель рус­ских во­и­нов, го­то­вив­ших­ся к ре­ши­тель­но­му штур­му та­тар­ской Ка­за­ни, вдруг услы­шал бла­го­вест мос­ков­ских ко­ло­ко­лов. Царь по­нял, что это – зна­ме­ние ми­ло­сти Бо­жи­ей: по мо­лит­вам Взбран­ной Во­е­во­ды Гос­подь вос­хо­тел об­ра­тить к Се­бе на­род ка­зан­ский. 

По­ко­ре­ни­ем Ка­за­ни под по­кро­вом Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы бы­ло за­вер­ше­но де­ло, на­ча­тое в 1164 го­ду свя­тым кня­зем Ан­дре­ем Бо­го­люб­ским († 1174; па­мять 4 июля). Вол­га – глав­ный вод­ный путь стра­ны – ста­ла рус­ской ре­кой. Из та­тар­ско­го пле­на бы­ло осво­бож­де­но 60 000 рус­ских лю­дей. На­ча­лось про­све­ще­ние та­тар све­том Еван­гель­ской ис­ти­ны. Яви­лись пер­вые му­че­ни­ки – свя­тые Петр и Сте­фан (па­мять 24 мар­та). Но­во­учре­жден­ная Ка­зан­ская епар­хия во­шла в со­став Рус­ской Церк­ви и вско­ре про­си­я­ли сво­и­ми ар­хи­епи­ско­па­ми: свя­ти­те­лем Гу­ри­ем († 1563; па­мять 5 де­каб­ря) и свя­ти­те­лем Гер­ма­ном (†1567; па­мять 6 но­яб­ря). 

Но осо­бен­но спо­соб­ство­ва­ло воз­вы­ше­нию Пра­во­сла­вия сре­ди волж­ских ма­го­ме­тан яв­ле­ние в го­ро­де Ка­за­ни 8 июля 1579 го­да чу­до­твор­ной ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри. 

Труд­но шло де­ло про­по­ве­ди Еван­ге­лия в по­ко­рен­ном цар­стве сре­ди за­ко­ре­не­лых му­суль­ман и языч­ни­ков. Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­ца, по­кро­ви­тель­ни­ца про­по­вед­ни­ков Сло­ва Бо­жия, еще в зем­ной Сво­ей жиз­ни раз­де­ляв­шая со свя­ты­ми Апо­сто­ла­ми бла­го­вест­ни­че­ские тру­ды, ви­дя ста­ра­ния рус­ских мис­си­о­не­ров, не за­мед­ли­ла по­слать им Небес­ную по­мощь, явив Свою чу­до­твор­ную ико­ну. 

28 июня 1579 го­да страш­ный по­жар, на­чав­ший­ся око­ло церк­ви свя­ти­те­ля Ни­ко­лая Туль­ско­го, ис­тре­бил часть го­ро­да и об­ра­тил в пе­пел по­ло­ви­ну Ка­зан­ско­го Крем­ля. Зло­рад­ство­ва­ли по­клон­ни­ки Ма­го­ме­та, ду­мая, что Бог про­гне­вал­ся на хри­сти­ан. «Ве­ра Хри­сто­ва, – го­во­рит ле­то­пи­сец, – сде­ла­лась прит­чею и по­ру­га­ни­ем». Но по­жар в Ка­за­ни явил­ся пред­зна­ме­но­ва­ни­ем окон­ча­тель­но­го па­де­ния ис­ла­ма и утвер­жде­ния Пра­во­сла­вия на всей зла­то­ор­дын­ской зем­ле, бу­ду­щем Во­сто­ке Рус­ско­го го­су­дар­ства. 

Го­род вско­ре на­чал вста­вать из ру­ин. Вме­сте с дру­ги­ми по­го­рель­ца­ми, неда­ле­ко от ме­ста на­ча­ла по­жа­ра стро­ил дом стре­лец Да­ни­ил Ону­чин. Его де­вя­ти­лет­ней до­че­ри Мат­роне яви­лась в сон­ном ви­де­нии Бо­жия Ма­терь и по­ве­ле­ла до­стать Ее ико­ну, за­ры­тую в зем­ле еще при гос­под­стве му­суль­ман тай­ны­ми ис­по­вед­ни­ка­ми Пра­во­сла­вия. На сло­ва де­воч­ки не об­ра­ти­ли вни­ма­ния. Три­жды яв­ля­лась Бо­го­ро­ди­ца и ука­зы­ва­ла ме­сто, где укры­та чу­до­твор­ная ико­на. На­ко­нец, Мат­ро­на со сво­ей ма­те­рью ста­ли рыть в ука­зан­ном ме­сте и об­ре­ли свя­тую ико­ну. На ме­сто чу­дес­но­го об­ре­те­ния при­был во гла­ве ду­хо­вен­ства ар­хи­епи­скоп Иере­мия и пе­ре­нес свя­той об­раз в близ­рас­по­ло­жен­ный храм во имя свя­ти­те­ля Ни­ко­лая, от­ку­да, по­сле мо­леб­на, пе­ре­нес­ли его с Крест­ным хо­дом в Бла­го­ве­щен­ский со­бор – пер­вый пра­во­слав­ный храм го­ро­да Ка­за­ни, воз­двиг­ну­тый Иоан­ном Гроз­ным. Во вре­мя ше­ствия по­лу­чи­ли ис­це­ле­ние два слеп­ца – Иосиф и Ни­ки­та. 

Спи­сок с ико­ны, яв­лен­ной в Ка­за­ни, из­ло­же­ние об­сто­я­тельств ее об­ре­те­ния и опи­са­ние чу­дес бы­ли по­сла­ны в 1579 го­ду в Моск­ву. Царь Иоанн Гроз­ный по­ве­лел устро­ить на ме­сте яв­ле­ния храм в честь Ка­зан­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри, где и по­ме­сти­ли свя­тую ико­ну, и ос­но­вать жен­ский мо­на­стырь. Мат­ро­на и ее мать, по­слу­жив­шие об­ре­те­нию свя­ты­ни, при­ня­ли по­стриг в этой оби­те­ли. 

В Ни­коль­ском хра­ме, где был со­вер­шен пер­вый мо­ле­бен пред Ка­зан­ской ико­ной, был в то вре­мя свя­щен­ни­ком бу­ду­щий Пат­ри­арх Ер­мо­ген, свя­ти­тель Мос­ков­ский (†1612; па­мять 17 фев­ра­ля). Через пят­на­дцать лет, в 1594 го­ду, уже бу­дучи мит­ро­по­ли­том Ка­зан­ским, он со­ста­вил ска­за­ние о свя­щен­ных со­бы­ти­ях, оче­вид­цем и участ­ни­ком ко­то­рых был: «По­весть и чу­де­са Пре­чи­стая Бо­го­ро­ди­цы чест­но­го, слав­но­го Ея яв­ле­ния об­ра­за, иже в Ка­за­ни». С боль­шой фак­ти­че­ской точ­но­стью опи­са­ны в по­ве­сти мно­гие слу­чаи ис­це­ле­ния, со­вер­шив­ши­е­ся от чу­до­твор­ной ико­ны по мо­лит­вам ве­ру­ю­щих. Ру­ко­пись «По­ве­сти» – ав­то­граф Свя­тей­ше­го Пат­ри­ар­ха Ер­мо­ге­на – це­ли­ком вос­про­из­ве­де­на в фак­си­миль­ном из­да­нии: Ска­за­ние о чу­до­твор­ной Ка­зан­ской иконе Пре­свя­тыя Бо­го­ро­ди­цы. С пре­ди­сло­ви­ем А. И. Со­болев­ско­го, М., 1912.

Rambler's Top100